ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Меккаполис. На следующей неделе многие москвичи проснутся под пение муэдзина

Дарья Варламова, Тимур Аникеев, Полина Потапова :: 07 сентября 2010

Августовское распоряжение мэра о публичной трансляции мусульманских молитв в дни праздников Ураза-байрам (в этом году 9 сентября) и Курбан-байрам (16 ноября) вызвало немало дискуссий в многонациональном мегаполисе. Не заглушат ли слова имамов колокольный звон? Не подкинет ли это решение угля в топку межэтнической розни? Накануне первого "усиленого" громкоговорителями намаза корреспонденты "Недели" Дарья Варламова и Тимур Аникеев прошлись по столичным мечетям и соседним дворам.

– История не стоит выеденного яйца, – объясняет Гульнур Газиева, пресс-секретарь Совета муфтиев России. – Трансляция молитв на близлежащие к мечетям территории практикуется уже несколько лет. Мы не хотим дальше обсуждать эту тему, чтобы не стимулировать общественный ажиотаж вокруг нее.

По миллиону верующих на одну мечеть

Тем не менее возле трех из четырех мечетей Москвы – на проспекте Мира, на Поклонной горе и на Большой Татарской улице – обещают установить дополнительные звукоусилители. Делается это не для пропаганды, а чтобы все молящиеся могли услышать проповеди.

"Религиозная свобода гарантирована Конституцией, и запрет людям молиться по праздникам может быть рассмотрен как мракобесие", – защищает права верующих Нафигулла Аширов, сопредседатель Совета муфтиев России.

Пресс-служба Московской городской радиотрансляционной сети (МГРС), отвечающая за звуковое сопровождение мусульманских торжеств, поспешила дать разъяснения: система уличных громкоговорителей Москвы и проводные квартирные приемники использоваться не будут. Кроме того, прослушивание молитв "светит" местным жителям не чаще двух раз в год, когда проходят главные мусульманские праздники. В эти дни звукоусилители будут использованы в течение 2-3 часов вместе с установкой и демонтажем. Четких данных о радиусе их действия, впрочем, предоставлено не было.

В Мемориальной мечети на лужковское "нововведение" реагируют без энтузиазма. Имам Шамиль Аляутдинов сообщил, что на ход празднований оно не повлияет: усилители использовались и раньше, благо на Поклонной горе они никому не мешают. Мечеть вмещает 3500 верующих. Но проблем московского ислама это не решает.

– В стране сейчас около 20 миллионов мусульман, а мечетей всего 6 тысяч. В Китае при той же статистике – 30 тысяч мечетей, только в Пекине их 70. В Москве сейчас только коренных мусульман, чьи семьи проживали здесь в течение нескольких поколений, – миллион. И еще три миллиона живущих в первом поколении либо приезжих. И всего 4 мечети.

Курбан-байрам в "Олимпийском"

Историческая мечеть на Большой Татарской находится в крохотном дворике, почти вплотную к соседним домам. Измеряем расстояние шагами – до одного дома 20 шагов, до другого – в два раза меньше. То есть около 5-10 метров. На одной из стен мечети висит громкоговоритель. Начинается молитва, и звук оказывается вроде бы в пределах разумного – на наше ухо. Если вдуматься, колокольный звон православных храмов вряд ли приносит соседним домам меньшее беспокойство. Но девушка из соседнего дома с этим не согласна.

– Очень мешают! – жалуется она. – Пять раз в день читают молитвы, да еще и по пятницам устраивают свои "айнене", приходите, полюбуйтесь! Куча народу, толпятся, попрошайки бегают, весь двор забит. Весь Кавказ к нам съезжается.

Пожилая женщина, работающая в здании напротив мечети, также недовольна:

– Толпятся, шумят, на работу не пройти. – А молитвы звучат с той же громкостью, как минут 15 назад? – интересуемся мы. По ее непонимающему лицу можно сделать вывод, что на недавний намаз по мегафону она не обратила внимания.

Так что главным фактором раздражения, видимо, является визуальный ряд. Что понятно – мало кому понравится встретить незнакомую толпу в своем дворе, вне зависимости от конфессиональной принадлежности.

– В 2009 году была неприятная ситуация, – рассказывает Рамиль Садеков, имам Исторической мечети. – На наш главный праздник к Соборной мечети в Выползовом переулке пришли 50 тысяч человек. Люди стояли вплоть до метро. И не слышали ничего, а в нашей религии молитва должна совершаться вслух, надо повторять за имамом слова и движения. Поэтому верующие обратились к мусульманскому руководству с просьбой что-то сделать. Те пошли к Лужкову. На праздник собираются все половозрелые мужчины данной местности, в частности города. А мусульман в России в последние годы стало заметно больше. Наша мечеть, например, вмещает всего тысячу человек, а приходит сюда три тысячи. И многим приходится стоять во дворе.

В самой Исторической мечети молитвы транслируются через громкоговорители уже несколько лет. Праздничная церемония длится 40 минут, начинается около 8. 00-8. 30 утра. Соседи, по словам имама, "относятся с пониманием". В этом году ничего менять не собираются, разве что добавят еще несколько динамиков. Специально докучать жителям двора никто, естественно, не хочет – но что поделаешь.

– Почему бы не поставить мечеть в более просторной части города? – удивляется Садеков. – Или выделить мусульманам "Олимпийский" на два-три часа в год. Тогда бы удалось избежать столпотворения на улицах и всеобщих неудобств.

Вера и ромашки

В Выползовом переулке вовсю шумит стройка – новая мечеть возводится здесь с 2004 года. Будущие минареты поднимаются заметно выше окружающих зданий. Старая Соборная мечеть по сравнению с ними выглядит просто крошечной. Мимо идет женщина средних лет. Интересуемся ее отношением к лужковскому решению.

– О-о-о, это очень больной вопрос! – бурно реагирует дама. – Я работаю в "Олимпийском" уже 30 лет. Так вот, этот звук слышен в кабинете даже за закрытыми дверями. Но главная проблема – их праздники. Улица Щепкина и улица Дурова все заняты, они там лежат на газетках. И по всему двору лежат. И на нашем крыльце лежат, если дождь – попами к главному входу. Нам приходится делать большой крюк, чтобы попасть на работу, не наступая на толпы молящихся. Я не понимаю, почему власти так устроили. Ведь в такой тесноте мы начинаем злиться на них – за то, что лежат, а они на нас – за то, что ходим и им мешаем. А ведь в более удобных условиях все были бы дружными соседями – против самих мусульман мы ничего не имеем.

Рядом с мечетью – небольшой, но оживленный рынок. По словам местных, он находится здесь уже пару месяцев. Висят пестрые ковры, прибывают новые люди. – Молитвы-то нам не мешают, пусть люди молятся, – объясняют бабушки на соседней скамейке. – Вот рынок надо убрать. А то они собираются тут к вечеру и галдят все время, громкие такие, мобильники у них все время звонят. Машины подъезжают, местным парковаться негде. И так до трех ночи. И мусорят везде, продают свои арбузы, потом корки на улице. Сыворотку какую-то продавали в жару. Мы у них, конечно, ничего не покупаем. Бывает, дело и до драк доходит. Но милиция ловит зачинщиков и выпускает за ближайшим углом. Расстраивает бабушек и исламская традиция молиться на коленях. В сочетании с теснотой двора она губительно сказывается на клумбах и газонах. – Только посадишь цветочки какие-нибудь, а они придут с газетками и все вытопчут.

И ведь каждая сторона по-своему права. Мусульман поставили в такие условия, что реализовывать свои законные потребности они могут только в ущерб местному немусульманскому населению. Которое имеет не менее законное право на тишину, покой, беспроблемное передвижение и, конечно, на ромашки. Так ли необходимо совмещать эти противоречивые потребности в пределах одного маленького двора?

Мечети мира и раздора.

США

По данным сайта Islamiсity. com, в США сейчас больше 2300 мечетей. Видимо, скоро откроется еще одна в Нью-Йорке, прямо на месте башен-близнецов, взорванных террористами 11 сентября 2001 года. Ее строительство поддержал президент США Барак Обама, несмотря на то, что, судя по соцопросам, 70% американцев? – против. Некоторые из них даже вышли на митинг. Тем не менее на 11 сентября 2011 года запланировано открытие мечети. В Штатах и до этого возникали конфликты на религиозной почве. Чтобы примирить мусульман с современными американскими реалиями, правительство предложило сделать "либеральную" версию ислама, в которой будут пересмотрены шариатские правовые положения. Но у большинства исламистов подобные предложения вызывают негативную реакцию. Зато молодое поколение мусульман предлагает "демократический халифат". В рамках этой концепции уживаются и демократические нормы, и шариат. А пока шести миллионам американских мусульман приходится самостоятельно искать выходы из ситуации. Мусульманские праздники там не возведены в ранг государственных, а значит, и Курбан-байрам, и Ураза-байрам верующие отмечают на работе. Те, кому удается отпроситься, как правило, отмечают праздники на территории мечетей и исламских центров. Если их не хватает, арендуют еще помещения. А когда прихожан очень много, берут в аренду футбольные поля и стадионы.

Франция

Ислам быстро распространяется по Франции. Сейчас там это вторая религия по популярности (после католицизма). А самих мусульман во Франции по разным подсчетам от 5 до 8 миллионов. Николя Саркози, еще будучи министром внутренних дел, неоднократно поднимал вопрос исламофобии. В 2003-м он ратовал за увеличение количества мечетей и за борьбу с дискриминацией мусульман при приеме на работу. А на посту президента ему уже приходится призывать мусульман быть сдержанными в своей религии. В этом году в стране запретили женщинам носить паранджу, нарушительницам – штраф в 150 евро. И большая часть населения – за подобные меры. Недавно Саркози поддержал запрет строительства мечетей с минаретами в Швейцарии. Судя по опросам общественного мнения, 46% французов одобряют запрет строительства минаретов, а 40% осуждают его. Сейчас во Франции 64 мечети с минаретами. А ведь уже в 2011 году количество мусульман во Франции увеличится на порядок. К республике присоединится остров Майотта (он находится в Индийском океане), 90% его жителей – мусульмане. Сами жители подавляющим большинством голосов проголосовали за присоединение, ради этого они готовы отказаться от полигамии.

Великобритания

В Соединенном Королевстве мусульман около двух миллионов. Мечетей – больше 2000. Мусульманину в Англии хорошо. Об их правах заботятся на самом высоком уровне. Еще в 2007-м премьер-министр Гордон Браун запретил министрам использовать слово "мусульмане" в сочетании со словом "терроризм". Именно в Британии сформировали мнение о том, что терроризм – явление антиисламское. В настоящее время мусульманское сообщество имеет 13 мест в парламенте. А недавно Мусульманский совет Великобритании создал новую информационную службу, цель которой распространять достоверную информацию о религии. Также открыта служба "Антиохия" – там раздают советы новообратившимся. И количество таких растет год от года.

Комментарии

Пресс-секретарь Московской патриархии Владимир Вигилянский:

– У нас православных храмов не хватает. По поводу потребности мусульман в мечетях ничего сказать не могу. Я про их ситуацию не знаю. Но вот у православных верующих точно аховая ситуация, и, уверяю вас, по дефициту храмов мы опережаем и мусульман, и иудеев. Да и вообще, ни о каких миллионах мусульман в Москве не может быть и речи – по опросам, они составляют всего 7% населения, хотя и любят преувеличить эти данные.

Директор центра этнополитических и региональных исследований Владимир Мукомель:

– Речь идет не о чужаках, а о коренном населении страны. Сравнивая российскую политику по отношению к исламским гражданам с европейской, не стоит воспринимать Европу как единое целое. Отношения там складываются в зависимости от особенностей каждой страны, а порой и города. Но есть аспект, в котором ситуация в России сильно отличается от общеевропейской – у нас мусульмане не только иммигранты, приезжающие на заработки, но и полноправные российские граждане. Татары, исповедующие ислам, – одна из наиболее многочисленных наций, если быть точным, четвертая по численности в Москве и вторая – в России. Наличие многомиллионных представителей традиционных меньшинств должно сильно влиять на политику властей, ведь тут речь идет не о чужаках, а о коренном населении страны. И хочется надеяться, что славянское большинство будет адекватно воспринимать вполне законные конфессиональные запросы этих меньшинств. По крайней мере, московские власти заинтересованы в том, чтобы не раскачивать лодку. Вопрос в том, для кого просить строить мечети – для иммигрантов или коренных жителей. Конечно, мирное сосуществование зависит и от самих меньшинств. И приезжающие на заработки мусульмане далеко не всегда хотят контактировать с местными. Но многие иммигранты, прожив в России больше года, уже настроены на адаптацию. А наша иммиграционная политика это не всегда учитывает, и мы искусственно выталкиваем приезжих мусульман в теневую экономику. А пока гастарбайтеры живут на стройках, межнациональная и конфессиональная гармония вряд ли появится.

Источник: Известия

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама