ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Крестить и просвещать?

Алексей Макаркин :: 22 сентября 2010

24 июня 2010 года Отдел религиозного образования и катехизации выпустил документ под названием "Об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви". Главный его раздел посвящен одной из самых насущных и спорных церковных проблем – подготовке к крещению.

Предполагается ввести в обычную практику церкви институт "оглашения" – процедуру подготовки к крещению, принятую в древней церкви, но обычно игнорируемую в современной приходской практике. В древности люди обычно приходили в церковь в сознательном возрасте и прослушивали, как сказали бы теперь, специальный курс лекций, посвященный основам вероучения. Позднее, когда абсолютное большинство крещеных стали составлять младенцы, а родители воспитывали детей в христианской вере, эта практика была забыта. Сейчас в церковь часто приходят взрослые люди, которым, однако, в некоторых храмах предлагают лишь заплатить известную сумму и не опаздывать к началу совершения обряда. Понятно, что многие крещенные таким образом более не переступают порога церкви, а если и приходят, то только затем, чтобы поставить свечку "за здравие" или "за упокой" и тут же удалиться.

Церковному начальству такое положение дел не нравится. Поэтому в документе синодального отдела предлагается проводить оглашение со всеми взрослыми и детьми старше 12 лет, желающими креститься. Исключение составляют лишь особые случаи: например, если крещаемому угрожает смерть. Формы и сроки могут быть различными, но предусмотрен необходимый минимум – "проведение двух предварительных бесед, ориентирующих оглашаемого в основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни, и направленных на укрепление его веры и его готовности изменить свою жизнь ради Христа". В документе сказано, что "в период между беседами предполагается самостоятельный духовный труд: чтение Евангелия, обретение опыта личной молитвы и посильное участие в литургической и церковно-общинной жизни прихода". Таким образом, крещаемый должен хотя бы раз поприсутствовать на богослужении и прочитать хотя бы несколько страниц из Нового Завета. Отметим, что речь идет именно о минимальных требованиях. В приходах, где создаются благоприятные условия, желательно повышать уровень минимальных требований к оглашаемым.

Если положения выпущенного документа станут правилом для всей церкви, это означает принципиальное изменение подхода к ее пополнению новыми членами. Место количественных показателей должны занять качественные. Проблема в том, насколько сейчас церковь готова к таким изменениям.

С одной стороны, ясно, что человек, крестившийся формально и не знающий основных положений вероучения, не может быть опорой церкви. Неудивительно, что наиболее активные священнослужители стараются принимать в церковь лишь тех людей, которые имеют хотя бы элементарную подготовку, позволяющую думать, что ими был сделан сознательный выбор. Среди них как "либералы", так и "консерваторы" – обязательная катехизация еще с 1990-х годов принята в общине священника Георгия Кочеткова (тогда же лишенного прихода в Москве из-за конфликта с традиционалистами) и в других "либеральных" приходах. А в прошлом году в Екатеринбургской епархии, возглавляемой далеко не либеральным архиепископом Викентием, местным миссионерским отделом были разработаны "Краткое изложение основных принципов подготовки мирян ко крещению" и тематический комплекс из 12 огласительных бесед с желающими креститься, который носит обязательный характер.

С другой стороны, есть несколько проблем, которые препятствуют распространению катехизации. Иногда они достигают немалой остроты и приводят к конфликтам. Только что в Красноярской епархии произошел скандал, прямо связанный с проблемой катехизации перед крещением. Архиепископ Антоний уволил со всех должностей главу епархиального миссионерского отдела протоиерея Геннадия Фаста за то, что он придерживался тех же принципов катехизации, которые предлагаются синодальным отделом.

Пожалуй, самая очевидная причина создавшейся ситуации – отсутствие традиции оглашения в Русской церкви. Однако в царской России православие было государственной религией, взрослых крестили редко (обычно если речь шла о переходе из нехристианской конфессии) и этому предшествовало катехизация – пусть самая элементарная. Что же касается Советского Союза, то в нем сам факт принятия решения о крещении в сознательном возрасте было демонстрацией веры в стране с официальной атеистической идеологией.

Второй аргумент против катехизации: раз крещение обязательно для спасения человеческой души, то недопустим любой риск, который возрастает, если крещение откладывается – а вдруг человек умрет в период оглашения? Этот аргумент носит не только логический, но и эмоциональный характер и сильно действует на чувства верующих. В то же время есть и другой возможный подход, свойственный психологии религиозных людей, который можно сформулировать предельно коротко: "Все делается по воле Божьей".

Третья проблема связана с конкретными особенностями современных российских приходов, в том числе с их материальными интересами – что ни говори, массовое крещение выгодно. С другой стороны, у священников, загруженных службами и многочисленными требами (освятить квартиру, машину и др.), не всегда есть время для занятий. Кроме того, не у всех священников есть достаточная квалификация, многие не привыкли разъяснять людям в индивидуальных беседах вопросы вероучения – для некоторых даже произнесение обычной проповеди сложная задача. Да и сам приход часто лишен сплоченности и серьезной организации, если не считать небольшого "актива" (это не только небрежение со стороны конкретных священнослужителей, но и объективная проблема современного "атомизированного" общества). Отсюда неприятие новых идей со стороны значительной части клира – впрочем, оно обычно носит "тихий" характер, идти на конфликт мало кто хочет.

Четвертая проблема связана уже с особенностями оглашаемых. Современные россияне часто не воспринимают приход в церковь как дополнительный труд, связанный с необходимостью еще чему-то учиться (хотя бы минимально). Поэтому церковь действительно может лишиться многих неофитов, но только из числа тех, для которых крещение не является осознанным выбором.

В любом случае, появление документа Синодального отдела религиозного образования и катехизации свидетельствует о том, что решение вопроса об официальном введении оглашения выходит на "финишную прямую". Оно может состояться уже на ближайшем Архиерейском соборе, который состоится в феврале 2011 года. Возможно, окончательный вариант решения будет носить компромиссный характер, учитывающий мнение оппонентов, но его основные параметры, скорее всего, будут предусматривать расширенную по сравнению с нынешней катехизацию до крещения.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама