ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Соборы, деньги, ордена

Задорнов Александр, священник :: 23 сентября 2010

Рецензия на: Ле Гофф, Жак. Средневековье и деньги: очерк исторической антропологии. СПб: "Евразия", 2010. – 224 с. ISBN 978-5-91852-029-1

Нетрудно догадаться, что заставило перешагнувшего порог восьмидесятилетия корифея исторической науки обратиться к теме, вынесенной в заголовок его новой книги. Мировой финансовый кризис, растущее недоверие к привычным формам капиталистической экономики, всё более меркнущая связь между реальным производством и финансовыми потоками – десятки, если не сотни книг на данные темы появились в течение последних двух-трёх лет. Но как историк-марксист, какой темы ни коснись, будет видеть во всём экономическую составляющую и классовую борьбу, структуралист – любимые структуры, а конспиролог на ста страницах объяснит вам подоплёку мировой истории последних трёх тысячелетий, так Ле Гофф видит в каждом явлении своё "иное" интеллектуальное составляющее.

Данная книга (вернее сказать – развёрнутый двухсотстраничный очерк) не разочаровывает привыкшего к текстам мэтра читателя. Здесь есть всё, что составляет "ноу-хау" автора – общий очерк истории вопроса, центральная точка (здесь это XIII столетие, "прекрасный век денег"), борьба за управление финансами между Церковью, государством и феодалами, динамика цен и зарплат, но самое главное – разыскание мотивации для самого существования вопроса. В самом деле, недостатка в популярных изложениях финансовой истории нет (вспомнить того же Фергюсона или Поланьи), при желании можно обратиться и к томам сухих социологических данных предмета (в чём особенно преуспела именно французская наука). Однако Ле Гофф задаётся совершенно иным вопросом: можно ли найти корни капиталистической экономики уже в средневековье (как считали коллеги автора, выступившие против веберовских схем) или же речь должна идти о совершенно иной форме денежных отношений?

Ответ на этот вопрос оправдывает интерес к данной тематике и посвящённой ей книге со стороны богослова. Проведя читателя через историю денежного обращения от Карла Великого до феодализма и кризиса "осени Средневековья", Ле Гофф приходит к выводу о невозможности сравнения сегодняшнего использования денег со средневековой практикой. С патриотическим пылом помянув линию Дюркгейма-Мосса в социологии, автор утверждает: "Я по-прежнему склонен считать использование денег в средние века составной частью экономики дара, где оно, как и всё в жизни людей, зависело от милости Бога. В этом смысле, как мне кажется, использование денег в земной практике средневековья, определяли две концепции: стремление к справедливости, выражавшееся здесь в теории справедливой цены, и духовные требования, выраженные в форме caritas" (С. 199). В концепции автора caritas ("экономика милости") выступает в средневековой монетной экономике вообще оправдывающим мотивом обращения к деньгам.

Экономика дара – традиционная тема именно французской науки, позаимствованная из той её области, которая в англосаксонской традиции носит название социальной антропологии (эти объясняется подзаголовок рассматриваемой работы). В нашем случае "дар" имеет высший аксиологический смысл – дар Божий, доверенный человеку не для простого накопления, а для дел милосердия. Осязаемую форму эта милостыня приобретала в монете, чем и объясняет автор кризис банковской системы после краткого её расцвета в XIII веке: банковские бумаги просто не выдержали конкуренции с использование монеты в практике дара.

Как всегда красочно описанная Ле Гоффом "экономика caritas" делает эту сухую, в общем-то, историческую работу неожиданно живой и актуальной. Нравственное измерение нынешнего мирового кризиса – кризиса, прежде всего, именно банковского – не заставляет ли иначе взглянуть на сами его истоки? Нельзя ли отнести к ним общественный отказ от практики caritas, сведение её к государственным "социальным программам" и личному милосердию при отсутствии социального понимания её важности и необходимости просто для общественного выживания?

Автор, не навязывая собственных оценок, считает причиной невозможности появления лишённых сантиментов капиталистических отношений в классическом средневековье именно идеальное целеполагание, бывшее доминантой общества той эпохи. Ле Гофф совершенно верно замечает: "Одной из причин, по которым средневековая экономика не испытала резкого подъёма, наряду с крестовыми походами и разрозненностью монеты была высокая стоимость соборов" (С. 37). К этому стоило бы добавить, что такой подъём и соответственное изменение ценностной шкалы сопровождалось позднее девальвацией самой монеты, вернее – того золота, которое соседствует в названии книги рядом со средневековьем. Девальвацией лишь во вторую очередь экономической, а в первую – именно смысловой, когда золото из субъекта богословских размышлений и символа алхимических трансформаций превратилось всего лишь в обеспечение выданной банком бумаги. Процесс, столь точно и горько отмеченный в шекспировском "Венецианском купце" и гётевском "Фаусте"...

С недавних пор историки Православной Церкви стали с энтузиазмом применять разработки школы Вебера для описания экономического положения в Новое время (где роль протокапиталистов-протестантов отводится русским старообрядцам с их склонностью поддерживать революционные организации). Однако, как показало время, вопрос оказался затемнён ещё более чем при доминировании узко позитивистского или марксистского подходов (достоинство последних заключалось хотя бы в создании серьёзной фактуры темы). Есть опасность, что то же самое может произойти и с идеями как самого Ле Гоффа, так и всей школы Анналов. Впрочем, сама школа вряд ли в этом будет виновата. Как показал российский её адепт Арон Гуревич, мягко говоря, прохладно относившийся к богословской актуальности исследуемого предмета, установки этой школы позволяют ставить изучение средневековой теологии в методологически равное положение с изучением экономическим, социальным и т. д., нисколько его при этом не принижая.

История Церкви требует не столько позитивистского, сколько концептуального подхода – если, конечно, критерием будет наиболее полное исследование предмета. Есть в истории Богочеловеческого организма моменты, не сумев объяснить которые с помощью собственной методологии, историк сколько-нибудь честный – промолчит, а лишённый этой научной добродетели попытается, прибегнув к "игре на понижение", объяснить личными корыстными мотивами, интересами господствующих классов, да и даже просто пресловутой "исторической необходимостью". При этом всякое указание на методологическую ошибочность такого подхода, не позволяющего видеть объект изучения "сферически", полностью, воспринимается как нарушение научного консенсуса, в основе которого данная ошибка и мешает историкам видеть в церковной истории нечто большее, чем человеческую, слишком человеческую сторону. Не пора ли устранить это заблуждение?

Разумеется, напоследок нельзя не отметить столь редкую в отечественном книгоиздании оперативность "Евразии". Работа Ле Гоффа Le Moyen Age et l'argent вышла в парижском издательстве "Perrin" в апреле сего года, а уже осенью русскоязычный читатель имеет удовольствие держать в руках её перевод.

Это чтение не окажется бесполезным ни для кого.

Источник: Богослов.ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама