Тенденции развития современного язычества стали предметом обсуждения религиоведов, философов, социологов и журналистов на семинаре, который состоялся в Московском центре Карнеги 14 января. Мероприятие прошло в рамках проекта, посвященного состоянию современных религиозных верований в их отношении к процессам глобализации. Семинар возглавил член научного совета Центра Карнеги Алексей Малашенко. Основной доклад был сделан аспиранткой Института философии Российской академии наук, сотрудником проекта «Энциклопедия современной религиозной жизни России» Анастасией Струковой. Сохранение и развитие феномена язычества докладчица расценивает как один из парадоксов периода глобализации, которая, в частности, направлена на нивелирование таких краеугольных для язычества понятий, как род и национальный фактор. Отвечая на вызов глобализации, современное язычество выбирает крайне полярные пути: это или резкая антиглобалистская позиция, или так называемая «либерализация» язычества и попытка вписаться в контекст мировых экономических, технологических и культурных связей. Первая тенденция восходит к началу XX века, вторая же возникла в 60-е годы того же столетия и сейчас, по мнению Анастасии Струковой, набирает силу. Этому направлению в язычестве и был посвящен доклад.
К «либеральной» тенденции автор относит такие характеристики язычества, как пантеизм, «непротивление естественному ходу вещей», а также гибкое понимание традиций, которые в различных языческих общинах имеют свои особенности. В современном мире константы язычества претерпевают существенные изменения: так, понятие «рода» теперь означает не сообщество родственников, а общину единомышленников, объединенных духовными поисками и моральными нормами. Более того, отмечается тенденция роста числа язычников-одиночек. Доступ в современные языческие общины становится все более открытым; язычники разных стран и традиций активно общаются друг с другом, используя при этом интернет. Серьезной трансформации подвергаются в «либеральном» язычестве и семейные отношения. Из «агрессивной мужской религии начала ХХ в.» язычество превратилось в систему представлений, где женщина не только допускается в общины, но и нередко играет в них ведущую роль.
Анастасия Струкова считает некорректной какую бы то ни было классификацию современных язычников, но ей все же приходилось пользоваться такими характеристиками, как традиционное и неофитское (оно же – городское) направление в язычестве. Конфликт между представителями этих ветвей отмечен на Алтае, в Поволжье, Удмуртии, Марий-Эл, о чем свидетельствуют частые разоблачения шаманов-самозванцев. В языческой среде возник термин «ряженые»: так называют тех, кто буквально пытается воспроизвести житейский уклад предков. Подобное течение в язычестве исследовательница считает маргинальным и бесперспективным. Говоря о путях развития язычества, докладчица отметила, что у этой религии есть все возможности для роста числа последователей. Многих располагает к язычеству отсутствие четкой иерархической структуры, автономность по отношению к государству, а также «избирательное принятие ценностей мировых религий, которые сейчас находятся в сложном положении». Этот синкретизм, по мнению автора доклада, и помогает язычеству вписаться в современный мультикультурный контекст и увеличивает число его адептов, особенно из среды молодых образованных людей. Доклад вызвал заинтересованную дискуссию. Профессор Московского государственного университета им. Ломоносова, религиовед Игорь Кантеров поставил вопрос о причинах востребованности язычества «в современном сознании». В числе главных причин он назвал «неоплаченные счета православной Церкви и ислама, которые не смогли глубоко проникнуть в этнос», а также способность язычества с особым вниманием отнестись к тем проблемам, которые так волнуют наших современников: это здоровье, экология, этническая идентификация. Примером «встречи» язычества и глобализации ученый считает разного рода объединения New Age, учение которых включает близкие язычеству элементы.
Исламовед Александр Игнатенко обратил внимание на то, что в исламской среде в разных регионах мира «набухают процессы» возвращения к историческим корням, истокам, которые по существу являются языческими. В этом ключе он расценил усилия главы Центрального духовного управления мусульман России муфтия Талгата Таджутдина по организации паломничества к святыням древней Булгарии, которые связаны с языческой религией тюркских народов – тенгрианством.
На семинаре присутствовали также и сами язычники. С интересом было встречено выступление члена языческой общины (Этическое движение «Родная Земля») Светланы Зобниной, представившейся также как «специалист по компьютерам». Будучи представителем «либерального» язычества», С.Зобнина подчеркнула, что «глобализация – не совсем либеральная вещь», и отметила много отрицательных ее сторон. Она выразила удивление тому, что в докладе и в процессе обсуждения не была затронута тема экологии. Выступавшая уверена, что «либеральная» тенденция в нашей стране пока представлена меньшинством язычников, большинство же из них будут «устойчиво против» глобализации. С апологией современного язычества выступил также писатель Александр Асов, издающий «Велесову книгу» и другие подобные тексты. Он предлагает более точное, на его взгляд, название для мировоззрения своих единомышленников – «родноверие».
Издатель старообрядческого журнала «Церковь» Александр Антонов обратился к присутствующим с призывом включить в число объектов изучения такой многовековой и развитый языческий русский культ, как «культ Бахуса». По его мнению, это устойчивая религия со своими заповедями, мучениками и даже «своим Юстинианом». На семинаре выступили также религиовед Павел Пучков, историк Сергей Рябов, социолог Энвер Кисриев, философ Борис Кнорре и другие. Подводя итоги заседания, руководитель исследовательской группы «Энциклопедия современной религиозной жизни России» Сергей Филатов коснулся вопроса о перспективах язычества и пообещал, что «рост его везде будет весьма значительным». Алексей Малашенко отметил, что в недалеком будущем, когда «борьба между глобализацией, православием и исламом придет к окончательному разносу», язычество «с его мягкой перспективой станет для многих привлекательным», сообщает «Благовест-инфо».