"Духовно-нравственная эволюция России в ХХ веке: вызов для Церкви" доклад на такую тему был представлен 14 октября для обсуждения на семинаре в Московском центре Карнеги. Автор – сотрудник Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи (ЦДРМ), игумен Петр (Мещеринов) поставил вопрос о духовно-нравственном состоянии современного российского общества. Тема звучала бы вполне тривиально, если бы священник не предложил новый ракурс рассмотрения проблемы: насколько адекватно Церковь оценивает состояние того народа, к которому обращено ее миссионерское слово? Насколько осознаны в Церкви те задачи, которые ставит перед ней непаханое "миссионерское поле"?
По наблюдениям докладчика, в церковной среде существует "некий соблазн отождествления сегодняшнего населения постсоветского пространства с мифическим "народом-богоносцем", с подданными Российской империи конца XIX – начала XX века" носителями "генетического православия", которые, сбросив с себя "семидесятилетний морок безбожия", готовы к восстановлению "Святой Руси", так сказать, по определению. То, что духовное состояние народа кардинально изменилось по сравнению с позапрошлым веком, оказывается для многих далеко не очевидным.
Однако, как утверждает игумен, миссионерскую стратегию сегодня невозможно разрабатывать без учета того, что "лучшие качества русского народа оказались безжалостно растоптанными, выкорчеванными и уничтоженными; худшие же качества были культивированы и развились до крайней степени".
Последний тезис о. Петр подтверждает выводами авторитетных историков и социологов (А. Рогинского, Г. Мирского, прот. Георгия Митрофанова, Б. Дубина, Л. Гудкова), которые свидетельствуют: в ХХ в. в России был уничтожен "золотой фонд нации", на место "выкорчеванных традиций 900-летней национальной жизни" пришли "тотальный разрыв между мыслями, словами и делами, безответственность, идеологичность, стадность, неуважение к личности, антисолидарность, страх и т.д.". Постсоветское время не принесло ожидаемого возрождения нравственности, духовности и дореволюционных традиций, продолжает автор доклада, напротив: "вынужденный советский аскетизм" сменился потребительским бумом, усугубленным "безудержным развитием всех советских не преодоленных комплексов". "Если и предполагать некое наличие "Святой Руси" в дореволюционное время, то абсолютно очевидно, что эта "Святая Русь" в советский период была разрушена настолько, что её совершенно не осталось ни в явном, ни в каком-то сокрытом виде", сказал священник.
С одной стороны, осмысление советского прошлого в Церкви, несомненно, происходит (автор привел примеры из интервью Патриарха Кирилла о трагедии ХХ века, о войне 1941-1945 гг., из высказываний митрополита Илариона о сути сталинского и гитлеровского режимов). С другой стороны, критическая позиция священноначалия по отношению к советскому периоду подвергается нападкам не только во внешней, но и в церковной среде (что было аргументировано рядом показательных текстов, а также проиллюстрировано прямо на семинаре возмущенной репликой одного из участников: "Когда вы, церковники, перестанете обливать грязью наше советское прошлое?!"), и иерархии приходится с этим считаться. В результате, по выражению о. Петра, "вопрос исторической оценки нашего недавнего прошлого повисает в воздухе", и это первый вызов для Церкви.
Но так ли это важно для церковного сознания, для содержания миссионерского слова Церкви? Докладчик уверен, что речь идет о мимикрии "советского" в "церковное": когда советский коллективизм угнездился в церковной жизни под вывеской "соборности", общественная и гражданская пассивность стала "смирением", безответственность – "послушанием", идеологичность превратилась в "борьбу за православие" и т.д. Яркий пример такого рода, когда "идеологемы важнее Евангелия" недавняя история с предпринимателем Василием Бойко, который принуждал своих работников к венчанию и участию в церковной жизни. По мнению о. Петра, этот "православный" поступок "чисто советский в своей основе, уж никакой не христианский". Однако реакция на него в церковной среде не была однозначной: известные пастыри высказывались в диапазоне от осуждения до поддержки. Последнее свидетельствует о том, что "религиозная суть Церкви подменяется секуляризмом, а Церковь превращается в субкультуру", и это, как определяет игумен Петр, второй вызов, который бросает Церкви сегодняшний день.
Третий же вызов – это "некая зачарованность народом: служение не Богу и Церкви, не долгу, не чести, не призванию, а именно народу", что также можно считать "вполне советской идеей". Докладчик отнюдь не подвергает сомнению, что Церковь должна быть вместе со своим народом, но – "служа Христу в своём народе", так, чтобы "служение народу" не превратилось в "потакание наличного состояния населения", чтобы не было выхолощено "религиозное, вселенское, наднациональное содержание Церкви".
Всё это влечёт за собой и четвёртый вызов – нравственную "нестыкову" Церкви и общества. По словам о. Петра, в обществе очевиден "острый запрос нравственной оценки современности". Церковь же по самой своей природе единственная сила, которая должна "говорить слово правды", однако этого пока не происходит. "Российские православные христиане, разделив со всем обществом тяжкое растление советским, а затем и постсоветским временем, зачарованные идеей "служения народу", не решившись настоять на евангельской исторической оценке XX века, тем самым не аккумулировали в своей Церкви сил, чтобы дать нравственную и духовную оценку современности и явить делом противостояние духу лжи, корысти и нечеловеколюбия, который составляет сегодня основу российской жизни. Эта неспособность Церкви очень заметна людям", сказал далее о. Петр. По его наблюдениям, в условиях "неопределённости Церкви по больным вопросам" "печалование" за беззащитных берут на себя люди, позиционирующие себя как очевидно невоцерковлённые и даже как агностики (некоторые публицисты, правозащитники и др.) Как подчеркнул докладчик во время дискуссии, "огромная историческая инерция заставляет Церковь идти вслед за общественным процессом", не позволяет ей духовно возглавить народ.
Отсюда следует и пятый вызов, который о. Петр считает самым существенным для миссии: "Церковь плохо оценивает сегодняшние общественные настроения, а они таковы: многие воспринимают Христа и Русскую Церковь как разные явления". Свое утверждение докладчик подтвердил характерными публичными высказываниями и статистикой ВЦИОМ (от 2007 г.), согласно которой большинство россиян не считают Церковь источником моральных ценностей. В результате, по мнению докладчика, можно говорить о "коммуникативной нестыковке": ни Церковь с точностью не представляет, к кому она обращает свое слово; ни общество не готово воспринимать слово Церкви.
Свой анализ автор закончил на оптимистической ноте: он подчеркнул, что нынешнее время, которое является "благоприятнейшим для Церкви" во всех отношениях, дает все возможности для осознания и преодоления всех перечисленных вызовов.
Дискуссия по докладу о. Петра оказалась как никогда оживленной: с вопросами и репликами выступило более 15 человек – историков, религиоведов, социологов, журналистов. Со своей стороны, обсуждавшие сформулировали еще несколько вызовов, которые они считают первоочередными для РПЦ. Многие пытались узнать у о. Петра, существуют ли собственно церковные аналитики, работающие над затронутой темой. Докладчик выразил надежду, что серьезный аналитический процесс будет иметь место в новых церковных институтах: Межсоборном присутствии и Комиссии по составлению нового катехизиса Русской Православной Церкви.
Юлия Зайцева
Источник: Благовест-инфо