ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Какие вызовы стоят перед Русской Церковью?

Семинар в московском Центре Карнеги

Юлия Зайцева :: 15 октября 2010

"Духовно-нравственная эволюция России в ХХ веке: вызов для Церкви" – – доклад на такую тему был представлен 14 октября для обсуждения на семинаре в Московском центре Карнеги. Автор – сотрудник Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи (ЦДРМ), игумен Петр (Мещеринов) поставил вопрос о духовно-нравственном состоянии современного российского общества. Тема звучала бы вполне тривиально, если бы священник не предложил новый ракурс рассмотрения проблемы: насколько адекватно Церковь оценивает состояние того народа, к которому обращено ее миссионерское слово? Насколько осознаны в Церкви те задачи, которые ставит перед ней непаханое "миссионерское поле"?

По наблюдениям докладчика, в церковной среде существует "некий соблазн отождествления сегодняшнего населения постсоветского пространства с мифическим "народом-богоносцем", с подданными Российской империи конца XIX – начала XX века" – – носителями "генетического православия", которые, сбросив с себя "семидесятилетний морок безбожия", готовы к восстановлению "Святой Руси", так сказать, по определению. То, что духовное состояние народа кардинально изменилось по сравнению с позапрошлым веком, оказывается для многих далеко не очевидным.

Однако, как утверждает игумен, миссионерскую стратегию сегодня невозможно разрабатывать без учета того, что "лучшие качества русского народа оказались безжалостно растоптанными, выкорчеванными и уничтоженными; худшие же качества были культивированы и развились до крайней степени".

Последний тезис о. Петр подтверждает выводами авторитетных историков и социологов (А. Рогинского, Г. Мирского, прот. Георгия Митрофанова, Б. Дубина, Л. Гудкова), которые свидетельствуют: в ХХ в. в России был уничтожен "золотой фонд нации", на место "выкорчеванных традиций 900-летней национальной жизни" пришли "тотальный разрыв между мыслями, словами и делами, безответственность, идеологичность, стадность, неуважение к личности, антисолидарность, страх и т.д.". Постсоветское время не принесло ожидаемого возрождения нравственности, духовности и дореволюционных традиций, продолжает автор доклада, напротив: "вынужденный советский аскетизм" сменился потребительским бумом, усугубленным "безудержным развитием всех советских не преодоленных комплексов". "Если и предполагать некое наличие "Святой Руси" в дореволюционное время, то абсолютно очевидно, что эта "Святая Русь" в советский период была разрушена настолько, что её совершенно не осталось ни в явном, ни в каком-то сокрытом виде", – – сказал священник.

С одной стороны, осмысление советского прошлого в Церкви, несомненно, происходит (автор привел примеры из интервью Патриарха Кирилла о трагедии ХХ века, о войне 1941-1945 гг., из высказываний митрополита Илариона о сути сталинского и гитлеровского режимов). С другой стороны, критическая позиция священноначалия по отношению к советскому периоду подвергается нападкам не только во внешней, но и в церковной среде (что было аргументировано рядом показательных текстов, а также проиллюстрировано прямо на семинаре возмущенной репликой одного из участников: "Когда вы, церковники, перестанете обливать грязью наше советское прошлое?!"), и иерархии приходится с этим считаться. В результате, по выражению о. Петра, "вопрос исторической оценки нашего недавнего прошлого повисает в воздухе", и это первый вызов для Церкви.

Но так ли это важно для церковного сознания, для содержания миссионерского слова Церкви? Докладчик уверен, что речь идет о мимикрии "советского" в "церковное": когда советский коллективизм угнездился в церковной жизни под вывеской "соборности", общественная и гражданская пассивность стала "смирением", безответственность – "послушанием", идеологичность превратилась в "борьбу за православие" и т.д. Яркий пример такого рода, когда "идеологемы важнее Евангелия" – – недавняя история с предпринимателем Василием Бойко, который принуждал своих работников к венчанию и участию в церковной жизни. По мнению о. Петра, этот "православный" поступок – – "чисто советский в своей основе, уж никакой не христианский". Однако реакция на него в церковной среде не была однозначной: известные пастыри высказывались в диапазоне от осуждения до поддержки. Последнее свидетельствует о том, что "религиозная суть Церкви подменяется секуляризмом, а Церковь превращается в субкультуру", и это, как определяет игумен Петр, второй вызов, который бросает Церкви сегодняшний день.

Третий же вызов – это "некая зачарованность народом: служение не Богу и Церкви, не долгу, не чести, не призванию, а именно народу", что также можно считать "вполне советской идеей". Докладчик отнюдь не подвергает сомнению, что Церковь должна быть вместе со своим народом, но – "служа Христу в своём народе", так, чтобы "служение народу" не превратилось в "потакание наличного состояния населения", чтобы не было выхолощено "религиозное, вселенское, наднациональное содержание Церкви".

Всё это влечёт за собой и четвёртый вызов – нравственную "нестыкову" Церкви и общества. По словам о. Петра, в обществе очевиден "острый запрос нравственной оценки современности". Церковь же по самой своей природе – – единственная сила, которая должна "говорить слово правды", однако этого пока не происходит. "Российские православные христиане, разделив со всем обществом тяжкое растление советским, а затем и постсоветским временем, зачарованные идеей "служения народу", не решившись настоять на евангельской исторической оценке XX века, тем самым не аккумулировали в своей Церкви сил, чтобы дать нравственную и духовную оценку современности и явить делом противостояние духу лжи, корысти и нечеловеколюбия, который составляет сегодня основу российской жизни. Эта неспособность Церкви очень заметна людям", – – сказал далее о. Петр. По его наблюдениям, в условиях "неопределённости Церкви по больным вопросам" "печалование" за беззащитных берут на себя люди, позиционирующие себя как очевидно невоцерковлённые и даже как агностики (некоторые публицисты, правозащитники и др.) Как подчеркнул докладчик во время дискуссии, "огромная историческая инерция заставляет Церковь идти вслед за общественным процессом", не позволяет ей духовно возглавить народ.

Отсюда следует и пятый вызов, который о. Петр считает самым существенным для миссии: "Церковь плохо оценивает сегодняшние общественные настроения, а они таковы: многие воспринимают Христа и Русскую Церковь как разные явления". Свое утверждение докладчик подтвердил характерными публичными высказываниями и статистикой ВЦИОМ (от 2007 г.), согласно которой большинство россиян не считают Церковь источником моральных ценностей. В результате, по мнению докладчика, можно говорить о "коммуникативной нестыковке": ни Церковь с точностью не представляет, к кому она обращает свое слово; ни общество не готово воспринимать слово Церкви.

Свой анализ автор закончил на оптимистической ноте: он подчеркнул, что нынешнее время, которое является "благоприятнейшим для Церкви" во всех отношениях, дает все возможности для осознания и преодоления всех перечисленных вызовов.

Дискуссия по докладу о. Петра оказалась как никогда оживленной: с вопросами и репликами выступило более 15 человек – историков, религиоведов, социологов, журналистов. Со своей стороны, обсуждавшие сформулировали еще несколько вызовов, которые они считают первоочередными для РПЦ. Многие пытались узнать у о. Петра, существуют ли собственно церковные аналитики, работающие над затронутой темой. Докладчик выразил надежду, что серьезный аналитический процесс будет иметь место в новых церковных институтах: Межсоборном присутствии и Комиссии по составлению нового катехизиса Русской Православной Церкви.

Юлия Зайцева

Источник: Благовест-инфо

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама