ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Митрополит Черногорский Амфилохий: "Сегодня происходит расчеловечение человека"

Мария Сеньчукова :: 18 октября 2010

СМС-ка от Светланы Луганской: "Приехал митрополит Амфилохий. Через сорок минут в Даниловской гостинице", – Москва, октябрь, холодный ветер, метро, снова порывы ветра – и я в гостинице Даниловской подхожу под благословение к митрополиту Черногорскому и Приморскому Амфилохию (Радовичу). Никакой договоренности об интервью не было, запинаясь, спрашиваю: "Владыка... можно? Всего несколько вопросов". И в ответ слышу: "Подождите, пожалуйста, полчаса – я к Вам выйду".

Он совсем не производит впечатление высокой персоны. Он просто и смиренно улыбается, говорит тихо и вдумчиво, особенно тепло произносит имена святых.

Митрополит Амфилохий. Фото Михаила Моисеева

Митрополит Амфилохий. Фото Михаила Моисеева

– Владыка, Вы только что приехали из Сербии, братской для нас страны. Скажите несколько слов о сегодняшней жизни Сербской Церкви.

– Как и в России после коммунизма, у нас, слава Богу, возобновляется духовная жизнь. Территория бывшей Югославии: Сербия, Черногория, Македония (здесь, правда, есть определенные юрисдикционные трудности[i], Босния и Герцеговина, Хорватия – является канонической территорией Сербской Церкви.

У нас и до этого, в 80-х годах, началось большое духовное движение и большой духовный подъем под влиянием трудов ныне прославленного святого преподобного Иустина (Поповича) и святого Николая (Велимировича).

– Мы в России его очень почитаем...

– Да, владыка Николай между двумя войнами много сделал для русских. Ну а теперь – его роль растет все больше и больше.

Возобновляются новые епархии. Например, в Черногории была только Черногорская и Приморская митрополия. А теперь у нас возобновлена епархия Будимльская, есть новые епархии в Боснии и Герцеговине...

Теперь у нас стало больше образованных священников. Наши семинарии, слава Богу, работают хорошо. У Сербской Церкви есть три богословских факультета: один в Белграде, другой в Фоче (Босния), а третий – в Америке.

Возобновлены многие монастыри, приходская жизнь... Кроме того, печатается много книг, появляются новые церковные журналы... Есть несколько православных радиостанций. К сожалению, пока нет своего телеканала – но попытки его открыть уже предпринимаются, есть надежда, что они увенчаются успехом в близком будущем.

Во всем этом есть заслуга нашего Патриарха – блаженной памяти Павла. Он был человеком очень глубокой духовной жизни. И конечно, его личность сыграла очень важную роль сначала для Косово и Метохии, где он был епископом 34 года, а потом и в качестве патриарха.

Нужно выполнить еще очень большую работу в области живой церковной миссии, сотрудничества с другими Православными Церквами – все это было бы для нас очень полезно.

Вот в мае состоялось прославление старца Симеона Дайбабского. Старец Симеон учился в Киевской Духовной академии. Сначала он учился, потом жил как пустынник – чудом Божьим он открыл древний пещерный монастырь в Подгорице. Он упокоился в 1940-х годах. И теперь к нему приходят поклониться многие люди, совершаются чудеса...

Тогда же был прославлен наш знаменитый богослов, преподобный Иустин Попович, духовный отец и писатель. Он написал двенадцать томов житий святых. Его "Догматика", "Толкование Священного Писания" – это тридцать больших томов! Все это публикуется.

На нас благотворное влияние оказывает преподобный Иустин через его богословие, его книги, а также святой владыка Николай, тоже прославленный несколько лет тому назад.

Как и у вас в России, идет прославление новомучеников. Во время Второй мировой войны у нас многие епископы, священники и миряне пострадали за Христа. Да и после войны – например, епископ Варнава (Настич), который провел много лет в тюрьме и упокоился в 1964 году. Кажется, его отравили. Поэтому мы почитаем его как исповедника, священномученика. Он был не правящим, а викарным архиереем, но мог сказать глубокое, веское слово, которое, как и его жизнь и его страдания свидетельствовало о Христе.

Новомученики – это сила Божья. Так всегда было. Так же обстоит дело и в России. Как сказал древний писатель Тертуллиан: "Кровь мучеников – это семя Церкви".

– Раз зашла речь о мученичестве – как Вы считаете, насколько современный мир агрессивен по отношению к Церкви Христовой?

– Во все времена были свои искушения. С одной стороны совершается дело Божье, сам Господь совершает Свое дело на земле – а с другой стороны совершается зло, сатанинская сила совершает свое сатанинское дело. Так всегда было.

Зло меняет внешнюю оболочку, а внутри остается тем же. Как мы знаем, славянские православные народы особенно пострадали от безбожия в ХХ столетии. Была надежда, что после этого будет восстановление всех областей жизни, но к сожалению, сегодня можно наблюдать брак между семенем коммунизма, потомком этого безбожного духа, нравственной пустотой, которая является его последствием, и, с другой стороны, семенем гедонистической западной цивилизации. Этот "брак" ужаснее, чем коммунизм и гитлеризм. Сегодня происходит расчеловечение человека, потому что этот новый дух развращает глубины человеческой жизни и человеческой и Божественной нравственности. И это гораздо ужаснее, чем то, что было раньше.

А с другой стороны, ничто не меняется, и Господь сегодня присутствует, и Церковь свидетельствует – как всегда.

– Всего несколько дней назад в Белграде состоялся гей-парад. В Москве тоже регулярно активисты этого образа жизни требуют соблюдения их "права" на проведение подобных мероприятий. Что Вы можете сказать по этому поводу?

– Что ж, вот он – плод этого нового духа современной евро-американской культуры. Это уничтожение христианской нравственности. Для этого духа все равно, все одинаково: зло и добро, любовь и ненависть, Бог и диавол – все для него имеет равные права. Это дух содомский, сатанинский, развращающий человека, саму созданную Богом природу человеческую.

Шафаревич, анализируя внутренние истоки социализма в своей книге "Социализм как историческое явление", приходит к выводу, что в корне его – стремление к уничтожению. Я думаю, что сегодня через явления такого вида, как гей-парад, проявляется какая-то жажда самоубийства, стремление к саморазрушению человека, к смерти. Потому что здесь уничтожается любовь, самая святая сфера человеческого бытия, закон которой – рождать, давать новую жизнь. Здесь она становится, как у нас говорят, "яловой", бесплодной – она не рождает, а уничтожает.

Помните, как символичен конец Содома и Гоморры? На этом месте находится Мертвое море. Это – плод такого образа жизни.

­ – Кроме мира секулярного, безбожного, на Церковь наступает мир фанатичный. Расскажите, какова сейчас ситуация в Косово? Насколько тяжел там религиозный конфликт?

– Сейчас там больше ощущается конфликт национальный. Но в его глубинах лежит религиозное столкновение, так как большинство косовских албанцев происходят от бывших христиан. В большинстве своем это были православные сербы. Но изменение веры изменило и национальное самосознание. И такая жестокая ненависть, которую можно наблюдать в Косово, связана как раз в том, что этот народ хочет уничтожить свою память, свои корни, которые до сих пор где-то в глубинах присутствуют.

У нас есть такая поговорка: "Кто вырвал око твое? Брат. Потому и язва такая глубокая". Когда братья ненавидят друг друга – это самая ужасная ненависть, ненависть, порождающая безумие. Так вот и случилось, к сожалению, в Косово.

Конечно, косовские албанцы ничего бы не могли сделать без поддержки Соединенных Штатов и пакта НАТО. США имеют свои геополитические интересы: через Косово прокладывается дорога на Украину, Россию и через Сибирь на Восток. Косово всегда было геополитически важной точкой: через него проходили такие дороги с Востока на Запад и с Запада на Восток. Символично, что сегодня, как и в XIV столетии, именно тут, в Косово, решается судьба мира.

Тяжело, что в Косово уничтожены многие храмы. Сотни тысяч людей изгнаны и лишены возможности вернуться. Особенно это касается больших городов, например, Приштины. В Приштине было почти сто тысяч сербов – сейчас их осталось всего 60-70 человек, а город вырос в три раза, туда приезжают из Албании, из деревень.

Вот уже десять лет идет оккупация. Албанцам помогают американцы и европейцы, а сербский народ находится на новом распятии.

Кстати, у нас до Рождества должна выйти книга – "Новое косовское распятие". И уже раньше вышли две книги на тему косовской трагедии: "Крест Христов и новый косовский завет" и "Косово – глава царя Лазаря".

-Владыка, сегодня люди теряют веру и уходят из Церкви. Почему?

– Причина – в омирвщлении жизни, которое становится все глубже и глубже. Все это является последствием того же безбожия, того же разорения нравственности. Торжествует идеология "плотоядной жажды", по меткому выражению Достоевского, когда ценность приобретает тело – плоть, и только тело, земля и только земля. Другого мира нет, этот мир существует для человека, и нужно использовать эту короткую жизнь.

Опыт Церкви подсказывает нам, что наш огромный христианский долг – сохранить свою душу, что и будет подлинным свидетельством о Христе.

В конце концов, в словах Христа не так много оптимизма: "Когда придет Сын Человеческий, найдет ли веру на земле? Но не бойся, малое стадо". Помните, в книге Бытия, фараон видел сон: семь коров тучных и семь тощих, и тощие пожрали тучных. Так и в нашей жизни и в нашей вере. Наши тощие коровы пожирают тучных...

И все-таки, Господь не говорит, что веры не будет, Он спрашивает: найдет ли? Он знал, что говорил. Значит, чья-то вера останется.

– Но часто мы сами отталкиваем людей от Церкви. Что можно сказать человеку, который не нашел среди христиан любви, хотя именно по взаимной любви нас должны узнавать как учеников Христовых?

– Что ему можно сказать? Можно лишь помолиться Богу, чтобы он не соблазнился нашими слабостями. Чтобы ему открылось, что мы – не мера глубины церковной жизни. Церковь глубже нас, сегодняшних христиан. Человек должен смотреть на Христа и его святых. Всегда есть подлинные христиане и среди наших современников. Как писал Нил Сорский? "Я никто, я только бедный грешный человек. Не берите с меня пример, читайте и учитесь у святых отцов. Я в болоте нахожусь".

Христианину очень важно понимать, что мерой Церкви является не он. Пребывают Христос и святые – подлинные носители церковной жизни. Так всегда было и есть.

– Владыка, что самое главное в жизни христианина?

– Во-первых, надо все больше и больше утверждаться в вере. По слову апостола Павла, все, что вне веры – грех. Вне пути веры человек идет беспутьем греха. Вера – это стержень нашей жизни.

И с другой стороны, вера должна стать частью нашей повседневной жизни. Она должна осуществляться и в нас, и вокруг нас.

Вера развивается через смирение, через дух покаяния, через сознание своего недостоинства – что бы мы ни сделали, надо смиряться. Самое опасное для христианина – самонадеянность. А в нас часто бывает очень силен этот дух фарисейства, а духа смирения нет.

И самое главное – вера в милость Божью. "Милость Твоя поженет мя во вси дни живота моего", – Господи, как это глубоко! Это самое важное.

– Спаси Господи, Владыка!

[i] В Македонии Сербская Церковь переживает раскол – М. С.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама