ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Чисто марийская вера

Местный языческий культ занял свое место в региональной политике

Лидия Орлова :: 21 октября 2010

Появление неоязыческих движений в последние годы стало приобретать массовый характер. Дохристианские верования иногда удостаиваются общественного или государственного признания в разных странах мира. Немалое число последователей древних поверий можно встретить и в России. Наряду с большим числом субкультур, последователи которых "исповедуют" неоязычество, существуют местности, где в действительности сохранены традиционные верования. Республика Марий Эл – одно из таких мест.

Марийцы, известные в дореволюционной литературе как черемисы, долгое время противостояли принудительной христианизации. Даже в начале XX века в деревнях на Урале, куда в свое время марийцы бежали от христианизации, по реке Сылва (ныне Свердловская и Пермская области) православным миссионерам удалось крестить лишь половину местных жителей. Мари остались верны своим языческим верованиям и сохранили их даже при советской власти. В 1957 году, в разгар хрущевских антирелигиозных гонений, они совершили массовое языческое моление в священной роще у села Купран-Сола (Куприяново). Марийское язычество к настоящему времени сохранилось лучше и в более аутентичных формах, чем дохристианские культы других европейских народов, в том числе угро-финских (эстонцев, финнов, венгров), проявляющих в наши дни большой интерес к этой "последней языческой резервации Европы".

По официальным данным, озвученным три года назад министром культуры Марий Эл, среди жителей республики 67,3% православных, 14% язычников (чимари) и 5% мусульман. При этом значительная часть православных марийцев на самом деле является двоеверцами. Формально они крещены и посещают церковь, но все связанные со своим жизненным циклом обряды совершают в священных рощах – культовых местах марийцев. Двоеверцы не делают различий между "русским" Богом и языческим Ош Кугу Юмо, поклоняясь обоим как одному и тому же Творцу. По свидетельствам православного духовенства республики, в некоторых деревнях двоеверцы по сей день приносят в храм жертвенных гусей, которых оставляют под изображением "грозного бога с ружьем", то есть иконы святого Георгия Победоносца.

Современные неоязыческие культы во многом опираются на развитую мифологию, например, североевропейскую или кельтскую. Но живое марийское язычество практически не сохранило своих преданий, за исключением двух-трех мифов и пантеона богов. Сказания народа мари теперь дописываются марийскими идеологами и защитниками исконных верований. Создаваемая письменная традиция постепенно вытесняет устную, на которую многие века опиралась вера мари. Этого нельзя сказать о культовой стороне их верований. То, что в других случаях реконструируется современными неоязычниками, прочно укоренено в жизни марийцев.

Постсоветский религиозный бум в 90-е годы прошлого века не обошел и мари. Тогда они выступили за возрождение своей традиционной религии, создав и зарегистрировав 6 июня 1991 года религиозный центр "Ошмарий-Чимарий" ("Белый мари – Чистый мари"), статус которого позднее был поднят до уровня республиканского. Строгая централизованная структура этой организации, открывшей свои отделения по всей территории Марий Эл, дала повод говорить о попытке создания национальной религии.

Укреплению позиций марийского язычества долгое время способствовала политика республиканских властей. Еще Верховный Совет Марийской АССР 17 апреля 1991 года принял Закон "Об охране и рациональном использовании окружающей среды", в статье 55 которого было указано, что "религиозно-культурные зоны" берутся под охрану, в частности "не подлежат вырубке и любым видам работ места традиционных марийских молений". Когда в декабре 1991 года в республике (переименованной в Марий Эл) был введен пост президента, который занял председатель Верховного Совета Владислав Зотин, на торжественной церемонии инаугурации главу республики благословили православный епископ Казанский и Марийский Анастасий (Меткин) и верховный языческий жрец Александр Юзыкайн. Развитие язычества в республике далее происходило одновременно с господдержкой православия. В июне 1993 года была создана отдельная Йошкар-Олинская и Марийская епархия РПЦ, власть помогала в строительстве православных храмов – и при этом в 1993 году в Йошкар-Оле был выделен обширный участок под кюсото (священная роща для языческих молений). Преемственность в этом вопросе сохранил и сменивший Зотина в 1996 году на посту президента Вячеслав Кислицын.

Избранный в 2001 году и занимающий доныне пост президента Марий Эл Леонид Маркелов демонстрирует иное отношение к религиозной самобытности марийцев. Своим указом от 13 марта 2001 года Маркелов признал утратившим силу закон от 17 апреля 1991 года, содержавший статью об охране языческих рощ. Однако после вызвавшей в республике громкий резонанс вырубки на дрова 71 березы в одной из таких рощ в феврале 2008 года близ деревни Тапшер руководство республики вновь обеспокоилось их защитой. Власти пообещали высадить деревья взамен вырубленных, все прочие священные рощи марийцев (их в республике около 520) благоустроить и охранять: оборудовать подъездные пути и оформить специальные паспорта того, что священные рощи являются историко-ландшафтными или историко-культурными памятниками. В настоящее время марийские жрецы ведут переговоры о признании подобного статуса за священными рощами в соседних регионах.

Традиционная религия мари неоднородна и славится многообразием общинных традиций. В последнее время уникальности марийских культов стала угрожать возрастающая тенденция к унификации обрядов, подведения их под один образец. Жрецы мари и старшее поколение активно выступают за сохранение всех исконных обычаев, чтобы этим воспрепятствовать "русификации" своего народа. Однако все больше самих марийцев возражают против неотъемлемой части культа – жертвоприношений животных. Для крестьян проведение обряда крайне разорительно, поскольку по вековой традиции марийцы приносят в жертву гусей, уток, баранов, лошадей и прочую живность. Для городских жителей вид жертвенных животных попросту неприемлем в силу современных культурных представлений. Компромисс с традицией был найден: некоторые горожане ограничиваются подношениями в виде мучных изделий.

По сей день нет взаимопонимания жрецов и с Православной Церковью. Миссионерский отдел Московского Патриархата в 2008 году внес "Ошмарий-Чимарий" в свой список "Новых религиозных организаций России деструктивного и оккультного характера". В то же время традиционная религия мари была упомянута в ряду религиозных объединений, в деятельности которых выявлены признаки экстремизма. Так, в 2008 году международная организация по религиозной свободе Forum18 сообщила, что "традиционные языческие верования в Марий Эл сталкиваются с обвинениями в религиозном экстремизме, а также с запретом на рекламу в СМИ древнего праздничного богослужения, посвященного пахоте". Поводом к этому послужило признание в том же году судом одного из верховных жрецов мари Виталия Танакова виновным в разжигании межнациональной розни за издание книги "Жрец говорит", где тот не очень комплиментарно отзывался о представителях других религий. 17 марта 2009 года Йошкар-Олинский суд признал книгу экстремистской, в настоящий момент она включена в федеральный список экстремистской литературы Минюста РФ.

Процесс глобализации популяризирует культурные явления, многие из которых перестают быть национальными. Это неизменно приводит к тому, что все больше народов стараются сохранить свою национальную идентичность, которая нередко кроется в древних отеческих культах. С другой стороны, массовая культура использует архаичные верования в коммерческих целях, делая язычество модным веянием. Однако не каждый восстановленный культ предков – следствие увлечения. Некоторые реконструированные языческие верования превращаются в общественно-политические движения, нередко националистического направления. Такая крайняя форма регионального патриотизма противопоставляет себя христианству и другим мировым религиям.

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама