ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Дух в помощь

Шаманы и католические священники борются за умы мозамбикцев

Влад Сохин :: 21 октября 2010

Народного целителя и шамана Чимаризена Ранжеша хорошо знают не только в его родной деревне Ниапенде в Мозамбике, но и в ближайших селениях. Он поставил на обочине шоссе специальный знак, указывающий путь к его дому. На небольшой деревянной дощечке Чимаризен изображен летящим на метле. Метла и на самом деле стоит около его небольшой глиняной хижины, однако, по словам самого целителя, никто не должен видеть его совершающим свои таинственные полеты – так велел дух по имени Ниагона, вселяющийся в его тело.

Еще три года назад Чимаризен был обычным деревенским жителем. Однажды он захворал. Как заведено в Ниапенде, к ложу больного пригласили целительницу Ельвиру Чимпали. Но та, вместо того чтобы "прописать" Чимаризену обычные лекарственные травы и корешки, признала в нем своего. "Это не болезнь, – сказала она, – это Великий Дух Ниагона нашел себе новый дом в его теле". Ельвира провела трехдневный обряд посвящения в целители и обучила новоиспеченного медиума всем тонкостям новой профессии. С тех пор Чимаризену запрещена любая работа, кроме исцеления людей.

Когда к дому целителя приходят больные, Чимаризен берется вызывать Ниагону. Он садится в угол хижины, натирает себе лицо размельченным табаком, берет в руки выделанную шкуру кота и долго на нее смотрит. Через несколько минут начинает громко икать. Икота прерывается истерическим завыванием, потом продолжается снова. Затем завывания учащаются, и тело медиума начинает трястись. Из уст доносится мычание, но быстро утихает, и целитель начинает насвистывать мелодию. Это песня духа. Вместе с мелодией в тело входит Ниагона. С этого момента медиум "начисто забывает" португальский язык и общается только на наречии шона, которого раньше Чимаризен якобы знать не знал. В хижину входит жена целителя, чтобы переводить его речь гостям.

Пока в его тело не войдет дух Ниагона, Чимаризен – на вид обычный мозамбикец.

Я приехал на прием к шаману с двумя спутниками: англичанином Джоном Чейтом и австралийкой Анабелой Роуз. Анабела пару дней назад упала в яму и повредила колено. Врач прописал ей болеутоляющие средства и мази, но она решила на себе испробовать, на что годятся африканские народные целители.

Ниагона устами медиума поприветствовал нас и попросил положить на тарелочку перед ним 100 метикал (мозамбикская банкнота, равна примерно 100 российским рублям).

– Что вас привело ко мне? – спрашивает дух.

Начинает Джон:

– Я бы хотел спросить, в чем смысл моей жизни...

Целитель слушает перевод вопроса, долго смотрит на шкуру кота, и затем молчание прерывается раздраженным криком:

– Ты пришел сюда не затем, чтобы узнать, в чем смысл твоей жизни, а затем, чтобы проверить истинный я дух, или нет!

Оторопев, Джон больше вопросов не задает.

Анабела показывает на свое больное колено и просит помочь ей вылечить ногу. Целитель протягивает девушке банкноту и просит потереть ею руки, шею и живот. После того как деньги возвращаются в его руки, он снова натирает свое лицо табаком, подносит 100 метикал к носу и начинает обнюхивать банкноту, насвистывая все ту же мелодию.

– Была ли ты недавно на кладбище? – вдруг спрашивает австралийку медиум.

– Ну да, когда мы проезжали город Шай-Шай, я вроде бы проходила по кладбищу...

– Ты наступила на могилу одного из нас! Вот почему на тебя было наложено проклятие. Я тебе сделаю лечебные надрезы, и проклятие сойдет.

Целитель достает из спичечного коробка пачку новых лезвий и просит Анабелу заплатить 5 метикал за использование одного из них. После этого вынимает мешочки с толчеными снадобьями из потрепанного пакета и смешивает их в каком-то только ему известном порядке, насвистывая уже поднадоевшую нам мелодию. Затем берет лезвие и начинает делать глубокие надрезы по всему телу австралийки, от головы до пят. Свежую кровь он замазывает черным раствором, который растекается по белой коже Анабелы. Весь процесс "исцеления" занимает около получаса.

– Еще я дам тебе лечебных кореньев. Настаивай их на ночь в воде и пей три раза в день. Должно помочь. Если через неделю не пройдет, приходи ко мне, я тебе еще раз надрезы сделаю... За лечение 600 метикал.

Анабела недоумевает, но решает не спорить с духом и протягивает ему деньги.

– Thank you! – почему-то по-английски благодарит ее африканский дух.

Жена целителя просит нас удалиться из хижины. Оттуда в течение десяти минут доносятся вопли и мычание. Затем все стихает, и из-за двери появляется Чимаризен. Он садится в свое кресло у сарая и затягивает сигарету.

– Что было? – спрашивает он.

Жена Чимаризена пересказывает ему все по порядку. Медиум смеется, разглядывая залитую кровью и черную, как сажа, Анабелу:

– И как это ты согласилась на такое? Ты у меня первая "азунгу", которая через надрезы прошла.

"Азунгу" на местном диалекте нюнгуе называют иностранцев. Дословно означает "беленький".

– Вы мне еще сказали, что дадите какое-то лекарство... Коренья какие-то...

– Ладно, сейчас поищу.

Чимаризен возвращается в свою хижину и выносит австралийке лекарства.

– А за что вы с меня 600 метикал взяли, мы же вам и так вначале 100 отдали.

– Ну это не я цены устанавливаю, а AMETRAMO, Ассоциация народных целителей Мозамбика. После того как в меня стал входить дух, я к ним на регистрацию пошел. Они все проверили, выдали мне лицензию на целительскую деятельность и дали прайс-лист. Я ничего не выдумываю, я ежегодно налоги плачу.

Возвращаясь к месту нашего временного обитания в Мозамбике, в соседнюю с Ниапенде деревню, мы случайно набрели на католическую миссию, глава которой 80-летний итальянский священник Ренато пригласил нас с ним отобедать. Отец Ренато прослужил в Африке более 50 лет и прошел через многие испытания. Его депортировали из Судана за распространение католической веры, не раз обворовывали в Малави, а несколько лет назад уже здесь, в Мозамбике, какие-то бандиты взяли его в заложники. Теперешняя забота престарелого падре – борьба с суевериями.

Австралийская путешественница решила испробовать на себе методы мозамбикских знахарей.

Фото автора

– Я не могу поверить, что вы, христианка, согласились на такое кощунство над вашим телом, – корил священник Анабелу. – Я этого "целителя" не первый год знаю. Умирает у кого-нибудь дитя от малярии, отец ребенка бежит за консультацией к этому шарлатану. А он, вместо того чтобы научить людей пользоваться таблетками, говорит, что это наколдовали на смерть. И указывает на одного из соседей. Причем выбирает не самого бедного. Вместе с отцом ребенка они идут к дому ничего не подозревающего человека и предъявляют ему обвинения. А по местному обычаю если человека в чем-то обвинил колдун, то так оно и есть. У бедняги остается два варианта: либо признать свою "вину" и отдать отцу ребенка корову, а "целителю" 15 тысяч метикал, либо отрицать свою причастность к смерти ребенка. Но тогда отец умершего может объявить его кровным врагом, подкараулить и убить. Я не помню такого случая, чтобы кто-нибудь отказывался заплатить откуп. Причем буквально на следующий день после похорон отец вместе с "убийцей" будут есть мясо той же коровы и пить джин. Таковы реалии нашей жизни.

Но пока отец Ренато, а вместе с ним и прочие католические священники борются против африканских народных лекарей, все больше и больше людей предпочитают лечиться не в больницах, а у знахарей. На мой вопрос, почему так происходит, один из жителей той же деревни Ниапенде бесхитростно ответил:

– Лекарства к нам в Африку привозят иностранцы. Мы им не доверяем. А еще в тела наших лекарей духи входят и говорят всю правду, а в больничных врачей – нет.

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама