Нужны ли кому-нибудь остальные памятники и как сохранить их от разрушения, выяснял корреспондент "РГ".
Реставрация по кирпичику
Храм Петра и Павла на Синичьей горе новгородцы построили в конце XII века. Сегодня он стоит на Петровском кладбище в кольце могильных оград. Стены здания уже много лет окружены строительными лесами. Реставрация жемчужины новгородской архитектуры почти не движется на нее не каждый год удается получить деньги.
Лариса Сакса, ведущий архитектор Новгородского научно-реставрационного управления, ведет корреспондента "РГ" внутрь храма. Мы взбираемся по шатким деревянным лесам под самый купол. Здесь пахнет сыростью, можно разглядеть многочисленные трещины на плинфе древнем плоском кирпиче. С парусов церкви печально смотрят лики архангелов их, вероятно, придется убрать на время, чтобы спасти памятник.
Единственный шанс отреставрировать храм вернуть ему изначальные формы и восстанавливать буквально по кирпичику. Это очень дорогостоящая и сложная в техническом плане работа, говорит Лариса Сакса. Проводить ее желательно как можно быстрее.
Этой зимой обрушился навес, защищавший храм от снега. Расчищать памятник, чтобы его не залило талой водой, новгородцы вышли всем миром.
Храм или дом?
Сегодня в Новгороде больше шестидесяти храмов и церквей. Почти все они являются памятниками культуры и истории, многие находятся под защитой ЮНЕСКО. Для города, население которого составляет около двухсот четырнадцати тысяч человек, это слишком много. Чуть больше десятка церквей используются по прямому назначению. Остальные в лучшем случае служат домом для музеев и культурных центров, в худшем случае пустуют и разрушаются.
В церкви Святого Климента, построенной в XVI веке, до недавнего времени размещался склад овощей, говорит Сергей Трояновский, заведующий Центром по организации и обеспечению археологических исследований Новгородского объединенного музея-заповедника. Однако арендаторов попросили покинуть помещение, и теперь до памятника, возведенного на средства московского купца Василия Тараканова, вообще никому нет дела. Видите, охранная дощечка на здании растрескалась, знак "ЮНЕСКО" на ней выцвел его почти не разглядеть.
Другой новгородский памятник этого периода храм Святого Илии Пророка на Славне сегодня фактически является жилым домом. Во время войны горожане спасались за его толстыми стенами от бомбежек и продолжают селиться здесь до сих пор.
У нас нет канализации и воды, дом находится в аварийном состоянии. Порой мы с женой боимся, что у нас попросту рухнут стены, жалуется корреспонденту "РГ" Владимир Изюмов, живущий в храме больше тридцати лет. Впрочем, другие обитатели церкви художники, снимающие здесь мастерские, относятся к бытовым неприятностям философски.
Мы платим трудностями за возможность жить в святом месте, замечает керамист Наталья, ведя корреспондента "РГ" в свою маленькую комнату. Здесь стоит покрытый клеенкой узкий диван и гончарный круг, рядом с печью для обжига теснится выводок глиняных колокольчиков. По-настоящему нас волнует только протекающая кровля. Ведь давно известно, что если нет крыши значит, вскоре не будет и здания.
Сколько стоит история?
Поддержать все новгородские храмы памятники истории и культуры федерального значения дело довольно трудное. Деньги на их реставрацию выделяются в рамках целевой программы "Культура России". Однако получить суммы, необходимые, чтобы восстановить все святыни, практически невозможно.
Несколько лет назад министр культуры Александр Соколов сказал, что средства на сохранение объектов культурного наследия выделяются в размере 15-18 процентов от реальных потребностей, говорит Денис Безруков, начальник управления государственной охраны культурного наследия комитета культуры, туризма и архивного дела Новгородской области. С тех пор ситуация практически не изменилась. Причем положение дел в нашем регионе, по-видимому, лучше, чем во многих других субъектах Федерации. Благодаря прошедшему 1150-летию Великого Новгорода в последние несколько лет мы получали относительно неплохую финансовую поддержку.
По примерным подсчетам Безрукова, чтобы привести в порядок все памятники истории и культуры на территории области, потребуются миллиарды рублей.
Существуют, конечно, и внебюджетные источники финансирования частные пожертвования, говорит он. Но это капля в море. Богатые жители региона скорее предпочтут на собственные деньги построить новый храм, чем восстанавливать старый. Это не подразумевает столь тщательной работы с документацией и необходимости получать множество согласований.
Продавать нельзя
В 2008 году был отменен мораторий на приватизацию объектов культурного наследия. В Новгородской области с этой инициативой связывают большие надежды: государство за всеми пустующими памятниками не уследит, а вот сознательный собственник и реставрацию объекта проведет, и в дальнейшем будет заботиться о его состоянии.
Сейчас довольно активно идет процесс передачи в собственность усадеб, говорит Денис Безруков. Так, в частные руки недавно перешла одна из усадеб Чудовского района "Соснинская пристань". Если несколько лет назад она представляла собой здание в не самом лучшем состоянии, то теперь превратилось в ухоженный гостиничный комплекс.
Впрочем, с храмами все гораздо сложнее мораторий на продажу религиозных памятников, конечно, никто не отменял. Согласно федеральному законодательству, объекты культовой архитектуры можно передавать только в аренду учреждениям культуры или в бессрочное пользование Русской православной церкви. Ни те ни другие занимать пустующие святыни, увы, пока не спешат.
Помочь реставраторам
Как показывает опыт, взять в свои руки можно и обветшавший храм было бы желание. На берегу реки Волхов, рядом с лодочной станцией, есть небольшая церковь, освященная во имя святого Иоанна Богослова. Возведенная в 1384 году, она была отреставрирована в пятидесятых годах XX века, однако к началу 2000-х пришла в аварийное состояние. Так бы и разрушился памятник, если бы не новгородская община старообрядцев, которая решила проводить здесь службы.
Около полусотни человек, не обладающих огромными средствами и связями, смогли добиться, чтобы на восстановление храма выделили федеральные деньги, а затем своими руками помогали реставраторам.
Помню, как мы разбирали завалы, таскали сюда доски, чтобы топить печь, красили новый пол, вспоминает новгородская староверка Евдокия Чурбанова, обводя взглядом выбеленные известью стены здания.
Теперь община могла бы закончить восстановление храма Великомученика Дмитрия Солунского, что на Большой Московской улице, говорит отец Александр Панкратов, настоятель храма Иоанна Богослова на Витке. К юбилею города была проведена его реставрация теперь осталось только проложить коммуникации, установить иконостас. Но сделать это мы пока не в состоянии: свои права на храм уже заявила Новгородская епархия, которая не спешит приводить в порядок и обживать здание.
Сколько еще церковь Дмитрия Солунского и другие старинные храмы простоят пустыми неизвестно. Может быть, права Лариса Сакса, которая считает, что в странном положении новгородских памятников виновато не отсутствие денег, а люди?
Кстати
Собственником большинства объектов культурного наследия федерального значения Новгородской области является территориальное управление Росимущества. Но оно исполняет в отношении церквей только учетные функции.
У нас нет человеческих ресурсов, чтобы активно заниматься привлечением арендаторов в храмы, пояснил заместитель руководителя управления Андрей Воротнев.
Прямая речь
По словам Ирины Голубевой, председателя Псковского областного отделения ВООПИиК, в Пскове не так много древних церквей, которые пустуют и разрушаются. Однако такие примеры все-таки есть.
Недавно в нашем городе открылась новая церковь, воссозданная в здании бывшей духовной семинарии, где учился и преподавал патриарх Тихон (Беллавин). А церковь Преподобного Сергия с Залужья XVI века постройки как стояла с 1974 года недореставрированной, так и стоит, превращенная в общественный туалет, говорит Ирина Борисовна. На последнем дыхании держится церковь Новое Вознесение (XV век), расположенная в нескольких шагах от здания администрации Пскова и Псковской городской думы.
Впрочем, Голубева считает, что главная проблема псковских церквей не в этом, а в их неумелом приспособлении под современные нужды.
Если памятник был брошен или в нем находился, к примеру, склад промтоваров, то прежде, чем внедряться в сложившийся режим, надо провести диагностику, говорит Голубева. Это кажется элементарным, но именно это простое жизненное правило во многих случаях не соблюдалось Псковской епархией, которой в 1990-х годах было передано большинство церквей.
В Иоанно-Богословском Крыпецком монастыре храм XVI века заключили в железобетонный цоколь, а плитяные стены изнутри покрасили водоотталкивающими составами. В результате они перестали "дышать", покрылись черной плесенью с водяными подтеками. Там же уникальную трапезную просто уничтожили, облачив в железобетон и надстроив над ней еще один этаж.
Другой пример "самодеятельного" приспособления храма можно увидеть в церкви Богоявления с Запсковья 1495 года постройки. Здесь установлен пластиковый типовой иконостас, настелены полы из сантехнической плитки, а в звоннице устроена мощная котельная.
Цифра
10 миллиардов рублей необходимо для реставрации храмов в Новгородской области по данным начальника управления государственной охраны культурного наследия комитета культуры, туризма и архивного дела Новгородской области.
Источник: Российская газета