ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Многоточие бегства

Борис Колымагин :: 27 октября 2010

Русский писатель Лев Николаевич Толстой (слева) и личный врач семейства Толстых Душан Петрович Маковицкий. Ясная Поляна. 1907-1909 гг.

Сто лет назад, в ночь с 27 на 28 октября, 1910 года граф Лев Николаевич Толстой ушел из Ясной Поляны. Через десять дней после своего исчезновения, 7 ноября, он скончался на железнодорожной станции Астапово.

История последнего путешествия Толстого обросла множеством мифов. Одни видели в ней бегство навстречу смерти, другие – попытку слиться с народом, третьи – желание разрубить гордиев узел семейных отношений. Конечно, все эти версии могли не родиться вовсе: писатель имеет право на тайны, в которые посторонним людям неприлично соваться. Но Толстой, на свою беду, был слишком раскрученной фигурой. И пресса, уже тогда строившая многие публикации "на звездах", контролировала каждый шаг великого человека.

Вокруг Толстого как медийной персоны сложилось множество хармсовских по духу анекдотов, вроде такого: "Лев Толстой очень любил детей. Бывает, поймает маленького мальчика, посадит на колени, и гладит по головке весь вечер, и никуда не отпускает". Пародировалось "опрощение" и морализаторство писателя. В эпоху постмодерна, когда сама культурная вертикаль оказалась под подозрением, о Толстом можно услышать всякие, порой совершенно дикие вещи. Впрочем, это началось не сегодня. Еще в советской школе учили, что "зеркало русской революции" чего-то там недопонял, двоечник был, словом.

Образ Толстого связан не только с литературой, но и с Россией, с ее идентификационным кодом. Поэтому каждая мало-мальски серьезная работа о нем вызывает общественный резонанс. Из последних это недавно увидевшая свет книга Павла Басинского "Лев Толстой: бегство из рая", как раз посвященная знаковому уходу. Ее автор стал лауреатом престижной премии "Книга года", вошел в шорт-лист "Большой книги".

Это добротная документальная проза, немножко архаичная из-за обилия цитат. Не случайно Басинский "осовременивает" ее взятыми из арсенала актуальной журналистики словечками, вроде "эксклюзив" и "проект".

Эту книгу можно оценить как большой инвентаризационный перечень взаимоотношений Льва Николаевича и Софьи Андреевны, которая на шестнадцать лет была младше своего мужа. В ней много сочных деталей, пластики жизни, скандальных подробностей. Но в целом это далекое от желтизны, помнящее о ценностной шкале повествование.

Семья Толстых, отмечает автор, не была результатом случайного соединения двух любящих сердец или "брачного договора". Она была "проектом счастья". И первые пятнадцать лет счастье действительно было. С купюрами, с надрезами, но тем не менее. В это время Толстой пишет "Войну и мир" и "Анну Каренину", то есть свои лучшие художественные произведения.

Касаясь анатомии любви, Басинский отмечает, что Толстые читали дневники друг друга. Инициативу проявил Л.Н., ознакомивший таким образом юную Софью со своими любовными похождениями. В дневнике С.А. подобных вещей, конечно, не встретишь: увлечение композитором Танеевым в 1895-м носило чисто платонический характер. Зато в нем есть, например, такие пассажи: "У него играет большую роль физическая сторона любви. Это ужасно – у меня никакой, напротив".

Физиология брака в рассуждениях Л.Н. часто ставится на первое место; у мужчины возникает похоть, она растет, и после соития все повторяется снова. Таков алгоритм семейной жизни. Дети же оказываются побочным продуктом процесса.

После мировоззренческого кризиса конца семидесятых Толстой виртуально бежит из семьи. Жена не захотела разделить новые взгляды мужа, между ними выросла пропасть. Вскоре усадьбу наводняют "темные", последователи учения графа. Начинается возня вокруг завещания Толстого, которая продолжается до астаповской трагедии: толстовцы не подпустили к умирающему даже С.А.

В книге Басинского рассказывается о многих колоритных личностях, окружавших Л.Н.: тут и младшая сестра жены Танечка, и секретарь писателя Чертков, и крестьянин Михаил Новиков, который трудился на скромном клочке земли и писал прозу и статьи (расстрелян в 1937-м).

Не обошел Басинский тему отлучения Толстого и возможности его примирения с Церковью. Подробно описывает он последнее пребывание графа в Оптиной, череду случайностей, не позволивших ему побеседовать со старцами; его встречу в Шамордино с сестрой-монахиней.

Толстой искал Смысл, и в его поисках ушел слишком далеко от церковной ограды. Так что в определении Синода 1901 года ничего неправильного не было. Но зачем надо было вообще принимать подобное определение, не поддержанное даже Победоносцевым?

Позиция распростершего над Россией совиные крыла обер-прокурора Святейшего синода хорошо известна: "толстовцев" преследовать, но Толстого не трогать. Современный петербургский историк С.Л. Фирсов говорит, что Победоносцев был против опубликования синодального акта и оставался при своем мнении и после его выхода.

Синодальный документ, по-моему, был ошибкой. Он отрицательно сказался на взаимоотношениях Церкви и культуры, способствовал отходу от церковной ограды многих мыслящих людей. Церковь отлучает только своих, в приложении к Толстому понятие "свой" не подходит. Да, формально он числился членом господствующей конфессии, как числилось большинство верноподданных граждан Империи. Но если придерживаться такого формального принципа, Синоду следовало отлучить миллионы. Он не побоялся сделать архаический, фундаменталистский жест по отношению к великому писателю, и ничего не сделал с теми, кто действительно готовил кровавое месиво революции. В последующие годы Церковь не анафематствовала ни Сталина, ни Хрущева, организаторов страшных антицерковных кампаний. И даже молилась за них. А отошедшего от православного вероучения графа высекла публично, запретила молиться за него во время общественных богослужений. В этом есть какая-то неправда. Ведь Толстым двигала не только собственная гордыня, но и стремление показать церковные болезни, на которые он болезненным же образом реагировал.

Басинский высказывает предположение, что отлучение в какой-то степени было спровоцировано главой из романа "Воскресение", где описание литургии превращено в карикатуру. Но почему эти напечатанные в туманном Альбионе странички (в России цензура подобное не пропускала) вызвали у синодалов такую странную реакцию? Человек просто высказал свое частное мнение, так мне кажется. Никто не обязан был с ним соглашаться, пусть даже это мнение гениального писателя. Ведь когда он выступает в роли вселенского учителя, как заметил современный миссионер Александр Копировский, сразу оказывается, что здесь он не плохой и не хороший, он просто никакой.

Видимо, подписавший определение петербургский митрополит Антоний (Вадковский) сделал уступку фундаменталистам, требовавшим головы великого писателя. И глава из романа сыграла здесь свою роль.

Сам Толстой отнесся к синодальному определению спокойно. Басинский приводит его слова: "То, что я отрекся от Церкви, называющей себя Православной, это совершенно справедливо. Но отрекся я от нее не потому, что я восстал на Господа, а напротив, только потому, что всеми силами души желал служить ему".

Книга Басинского выглядит солидно, в ней больше шестисот страниц. Но читается она легко, потому что имеет четкую структуру, драматический сюжет – бегство и смерть, вокруг которых выстраивается все остальное.

О Толстом сегодня говорит весь цивилизованный мир. Если всмотреться в его образ, начинаешь понимать, что многие мучившие его проблемы имеют к нам самое прямое отношение.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама