ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

Описание Выго-Лексинского общежительства

06 февраля 2009

Монастырь, нарицаемый Данииловъ, съ Андреемъ от Даниила въ пустыни Поморьстъй при Выгу и Лексе рекахъ тако благоче­стием древняго православия обогащен, яко и благолъпнъ от основа­ния устроенъ.

Ныне же по бывшихъ пожаръхъ паки благословениемъ Божиимъ и благотворцевъ подаяниемъ згромажденъ и всецълымъ благочестиемъ и церковнымъ чиномъ и благолъпиемъ изъукрашенъ зрится.

Перьвое. При Выгу ръкъ Спасова обитель Богоявления – мона-

л. 28 об.

стырь мужеской. Ограда длины и ширины сто сажень. Врата четверы, другъ противъ друга. На двоихъ вратахъ кресты и иконы болшие, по аршину съ четвертью, и зовутся Святыя врата, а двои просто. Вси же под крышею сътворные. Подлъ ихъ дверцы малые, въ кои всегда входятъ, а болшие запираютъ.

Посреди монастыря часовня длиною 12, шириною 7 саженъ, вышины 6 аршинь съ половиною. Предъ нею к востоку пъвчая

л.29

длины и ширины 5 саженъ, вышины 13 аршинъ до потолоку, над кровлею глава и со крестомъ великимъ, обита чешуею.

Пъвчей насредъ царския врата вышиною три аршина. Подле ихъ образы мъстные двуаршинные. Направ Спасовъ плечной греческаго писма; поля и внецъ, и светы, и гривна серебряные, позо­лочены. Подле его второй – Богоявление. 3. Успение. 4. Соловецкихъ. 5. Алексанъдра Свирскаго. 6. Рускихъ чюдотворцевъ. Къ лево-

л.29об.

му крыласу – Тихвинской Богородицы; поля и вънецъ, свътъ и гривна серебряные, позолочены; возъглавие и убрусъ жемчюжной. Серебра на обоихъ со Спасовымъ по полупуду, дражае тысящи рублей каждая икона. Подле ея Святая Троица. 3. Николы Чюдотворца. 4. Филиппа митрополита. 5. Александра Ошевенскаго. 6. Всехъ святыхъ.

Подь ними до полу, аршинъ с четвертью, привешены пелены съ крестами шириною по

л.30

два аршина без четверти камчатные крас­ные, – и цветные, отласные и тафтяные. Празъдничные парчевые, на великия праздники самой дорогой парчи, и кругъ крестовъ пазументы золотые.

Над местными малыхъ четыредесять иконъ въ серебръ и жемчюгъ и еще на заворотах ихъ же до крыласовъ премножество на полочькахъ.

Над малыми иконами второй ряд: въсреди над царскими враты Спасъ на престол двуаршинной, Богородица и Предотеча и апо-

л.30об.

столи; весь рядъ в одну мъру. Надъ ними третей рядъ – празд­ники, аршинъ с чертвертью вышины. 4 рядъ – пророки такой же мъры, въсреди Пречистая Знамение. 5 ряд къ потолоку – праотцы, среди Господь Саваофъ.

Предъ местными иконами десять лампадъ болшихъ, в нихъ вседневныя свъщи пятифунтовые, праздничные – осмифунтовые, на великия праздники – бълые по десяти фунтовъ свъча, а у Спаса и Богородицы – полпудовые. Въ дванадесятые празъдники по лам­падам ь круг ь болшихъ по шести свъщь малых ставят.

л.31

Предъ апостолским рядом паникадило на блоке, вседневное – двенатцеть свъчь, праздничное болшое – дватцеть четыре свещи.

Межь крыласами из трапезы врата складные широтою четыре, а вышины пять аршинъ. Подле ихъ, аршинъ съ малым уступя, въ пъвчую же на крыласы окна вышиною три аршина, шириною во весь крылась четыре аршина. Въ них из трапезы зрятся крыласы и образы.

л.31 об.

Въ певчей на две ступени полъ повыше трапезнова, а ко иконамъ и на крыласы еще двъ ступъни повыше пъвчия. Предъ кры­ласы к стънъ въ иконостасахъ направе – Воскресение, на лъвомъ – Тихвинская некая въ окладъ сребропозлащеномъ и жемчюге. За ними завъски къ передней стене: старцу да большаку стоять. Еще у стьны Распятие Господьне три аршина вышиною, высокой работы. Къ срединъ, по конецъ рундучковъ крыласныхъ утвержены крестъ да Пречистая запрестолные.

Въ праздники стоять пъвцовъ по десяти человъкъ на крылось и

л. 32

на среду сходять по уставу.

У праваго крыласа впреди Евангелие, а у леваго праздник, стоять на налояхъ. На нихъ фелони шелковыя и камчатые, по праздникамъ парчевые дорогие. Покровъ на Евангелие лутчей, вящьши ста рублей: по бълой парчъ вышиты херувимы и на углахъ фолгою драгою хитро выцвъчено, вместо пазумънтовъ кругомъ кисти изъ (с)канова золота въ два верьшка длиною. Пред ними подъсвъщ-

л. 32 об.

ники со свъщами, чести Евангелие на средину выносятъ.

Въ трапезъ за правымъ и за лъвымь крыласамъ иконы же, пред ними лампады со свъщами. Тутъ стоять перемъну Псалтыри, а пъвчюю межъ службами запираюгъ. Надъ вратами Дъисусъ неболшей.

Изъ трапезы переходы въ столовую восемь саженъ, и предъ ними, къ часовнъ бокомъ, столовая стоить, въ длину двенатцеть са­женъ, поперекъ пять саженъ.

Служба.

Заутреня вседневная три часа. Воскресна всенощна

л.33

пять часовъ, праздничная семь часовъ и болъе. Молебенъ съ часами въ праздники два часа. Вечерня, павечерня и полунощница по усгаву, вси съ благовъстомъ и со звономъ. О Пасхъ всю неделю звонятъ.

Колокольня шатровая стоить особо у переходовъ, въ ней четы­ре анбарца кладовыхъ, вышина до колоколъ девять саженъ. Болшой колоколъ 45 пудъ, второй – 35, третей – 12, четвертой – 7, еще въ четырехъ колоколахъ восемъ пудъ.

Часы боевые съ четвертями и съ минутами, рождение и ущербъ

л.33 об.

лунной четыре круга во вси страны показуютъ.

Къльи братския называються. Первая болшая противъ часовни. Вторая (напосолонь) казначейски. 3-я – швалня чеботная*. 4 – портная*. 5 и 6-я – возачья. 7 – прикащичья. 8 – иконничья и грамот­ная. 9 – болница, въ ней часовня и пъвчая съ иконами и служба все­дневная. 10 – поварня. 11 – плотничья. 12 – кожевенная зъ заводомъ. 13 – мъдная зъ заводомъ же. 14 – кузнецкая. 15 – на-

л. 34

стоятельска. 16 – отца Ионы. 17 – понамарска. 18 и 19 – верхня и нижняя гостиная.

Въ оградъ седмь кладезей. Еще харчевой болшой анбаръ. И по закъльямъ къ оградъ кладовыхъ анбарцовъ до десяти. Къ ръкъ за оградой хлебной большой анбаръ. Еще у ръки наподобие часовенки покрыто, и в ней кресть поставленъ великий. Ходить къ нему авгу­ста 1-е число съ иконами и поютъ молебенъ соборной.

л.34об.

Выгодевический монастырь

Ограда сто тридесять сажен каждая стена. Двои врата. Часовня Преображению Господьню и Пречистый Введению, пространнее мужеской; пъвчая, трапеза и столовая. А колоколня такая же съ часа­ми, звонъ менше братскова. Иконы и крыласы, лампады и паника­дила и прочее все украшение драгое. На крылосы до шестидесять дъвицъ собирается. Общихъ кълей пятьнадесять да имянныхъ до

л. 35

пятнатцети же. Въ болницъ без мала двести человъкъ.

Межъ монастырями гора усыпалная, мъсто высокое, до пожару роща была велия, и нынъ заростаетъ по всей лъсокъ новой. Тамо и часовня съ иконами, у могилокъ столбики со крестами.

На полдень за оградой у братскаго монастыря выпущенъ кони­ной дворъ, саженъ выщше тритцети, во вси страны сараи и конюш-ны. Въ северномъ углу кузницы и кожевенной заводъ. И огородъ ка-

л. 35 об.

пустной цълое поле, и два колодца. У женъской – такъже преболшей коровей дворъ со стаями и съ сараями.

На Лексе ограда, часовня и прочей всякой заводъ и строение, болше выговскихъ. Храмъ Воздвижению и Предотечи Господьню и апо­столу Иоанну Богосло(ву). А украшение въ дъвичъй часовнъ весма луч­ше и богатее выгоръцкаго, понеже исъ пожару у нихъ вынесено было все. И до пожару вящшая утварь была паче тьхъ. Болниц на Лексъ в

л. 36

мужескомъ одна, въ женскомъ – двъ. Во всех часовни и служба.

Людей братскихъ с наемными и гостями и что живуть по пашпортам въ мужескихъ оградахъ на Выгу и на Лексъ по двести че­ловъкъ. Женска (пола) въ двухъ же оградахъ: на Выгу болъе пятисоть, на Лексъ вящши семисоть человъкъ.

Служба вседневная въ четырех часовняхъ да в пяти болницах. А болничныхъ без мала шестьсот человъкъ.

Коней въ обоихъ монастыряхъ двъети, коровъ четыреста, а

л. 36 об.

тълята годовые и малые, вси своими стадами пасутся. Пастуховъ до тритцети человъкъ.

Пашенные поля у манастырей на Выгу и на Лексъ. И отхо­жие еще называются. Первое мъсто – Пажа, второе – Пигматка, 3 – Пурнозеро, 4 – у Марковских. Везде живуть люди по летам и

л.37

работають. Во всехъ местах посеют ржи сто пятьдесят четвертей, овса сто дватцеть четвертей. Чистить, прятать и пахать – весма работы много обоему полу, понеже скоро земля выпашется и не родить. Для того всегда сьнова лесъ ронять и жгуть и палы прячут и чистять.

Сверхъ своего урожаю на годъ купять болше дватцети тысяч пудъ муки ржаной, житной – до шести тысячь пудъ. Муки овсяной и крупы житной и овсяной и толокна премножество потребно; пото­му что своего овса толко про коней едва станетъ.

При рекахъ у обоихъ монастырей мелницы водяные и прочей всякой заводъ, что потребно для служебъ и пашни и общежителства,

л.37 об.

а особливо для спокойства и скуднаго утьшения болничныхъ и къ безпопечительнои чистой и немятежной жизни женску полу. Попе­чение и всегдашний настоятелямъ промыслъ лежить и трудъ неу­сыпной. Богъ же всехъ строить, хранить и питаеть и спасаеть своею благостынею.

По материалам источников: Самарское староверие

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама