В "деле Кучера" (или как его окрестили в блогосфере – "Кучергейте") есть несколько составляющих, с каждой из которых предстоит разбираться соответствующим органам – прокуратуре, управлению делами Патриархии, Синодальной комиссии по делам монастырей, органам опеки и попечительства и т.д. Но корень проблемы все-таки в другом: он идеологический.
Журналисты и общественные активисты, занимающиеся "делом Кучера" и аналогичными явлениями в других монастырях, "васильками" в Оптиной Пустыни, Почаевской лаврой, рано или поздно в своих расследованиях упираются в тупик под названием "высокий покровитель". В связи с Боголюбовским скандалом стали прямо говорить о том, что архимандрит Петр (Кучер) окормляет неких высокопоставленных силовиков.
Поразительно освещение Боголюбовского скандала Первым каналом. В передаче "Пусть говорят" от 28 октября на закадровых словах ведущего "странные вещи творятся вот в этом Свято-Боголюбовском монастыре во Владимирской области" показывают детей в епархиальной школе-пансионе (расположенной за десятки километров от монастыря), а вовсе не в монастырском приюте. То есть, по картинке получается, что все благополучно: классы просторные, дети довольные. "Воспитанник монастырского приюта семнадцатилетний Степан Вус", произносит Андрей Малахов, а на экране в этот момент показаны мальчики в форме все того же епархиального пансиона... Зачем запутывать зрителей и смешивать приют, из которого от жестокого обращения бегут дети, и школу-пансион, которая этих беглецов приютила?
Удивителен и подбор гостей в программе: ревностных прихожан архимандрита Петра (Кучера) в студии было ощутимо больше, чем их оппонентов (из которых половину составляли дети), и слово им давали явно чаще.
Редактор раздела "Религия" сайта Правда.ру Ольга Гуманова, которая принимала участие в съемках, считает, что авторы передачи прямо подыгрывали боголюбовской стороне. Вопрос Ольги к адвокату монастыря о ходе уголовного дела был полностью вырезан из эфирной версии, как и все остальные ее реплики. В тот же вечер в передаче "Человек и закон" на том же Первом канале показали наспех смонтированный ролик, якобы разоблачающий руководителя епархиальной школы-пансиона, благочинного Суздальского округа священника Виталия Рысева, который и начал бить тревогу, когда монастырских беглецов пытались у него забрать и вернуть обратно в Боголюбово.
Хотелось бы напомнить, что год назад, в ноябре 2009-го года, именно епархиальную школу-пансион, созданную священником Виталием Рысевым, посетил президент Дмитрий Медведев во время поездки во Владимирскую область. Стали бы президенту показывать школу, в которую родители боятся отдавать своих детей из-за морального облика директора, как утверждает Первый канал? Очевидно, что ее не раз проверили и сочли достойной посещения первым лицом государства.
Складывается впечатление, что сегодня возник заказ на максимально широкую в сложившихся обстоятельствах информационную поддержку архимандрита Кучера и его общины, на создание образа "гонимого монастыря".
Главный редактор газеты "Завтра" Александр Проханов заявил, что архимандрит Петр (Кучер) его духовник, что это "пастырь, который поклоняется государю-императору Николаю Второму, монархист, и чтит Иосифа Сталина красного монарха". В пятницу газета вышла с передовицей "Отстоим Боголюбово отстоим Россию!". Сторону Боголюбова представляет также бывший ведущий передачи "Русский дом" и бывший депутат ГосДумы Александр Крутов, много лет занимавшийся информационной поддержкой генерал-лейтенанта КГБ СССР Николая Леонова. Представители монастырской общины заявляют, что у них до сих пор советские паспорта "с серпом и молотом", так как в российских паспортах их духовник видит "печать антихриста". Постоянный аргумент в защиту архимандрита Петра (Кучера), он ветеран войны. Как будто участие в войне свидетельствует о его непогрешимости. Сакрализация Второй мировой войны и культ победы как религиозного события также одна из черт идеологии, развиваемой общинами, подобными Боголюбовской. В православной среде эту идеологию принято именовать "диомидовщиной" по имени бывшего Чукотского епископа, лишенного сана в 2008-м году.
Если предположить, что эту идеологию разделяют в "окормляемых" Кучером силовых структурах, а некоторые факты на это указывают, оказывается, что ситуация весьма опасна. Мифологизация царской России с культом Николая II как "царя-искупителя", соединенная с эсхатологизмом и воспеванием советской власти как "красной монархии" и Сталина как ее "идеального воплощения", саботирование государственного законодательства (отказ от паспортов и налогового учета) все то, что раньше казалось маргинальным и невежественным, может оказаться реальной политической силой, несущей угрозу существующему государственному устройству.
На примере Боголюбово видно, к чему приводит практическая реализация такого комплекса идеологических установок в одной замкнутой структуре и каково отношение к человеку, человеческой личности в системе, которая на нем базируется.
Красноречивым свидетельством тому, что ситуация сложная и даже опасная, стал призыв Уполномоченного по правам человека при президенте РФ Владимира Лукина применить к бывшим воспитанникам монастыря программу защиты свидетелей, предполагающую по необходимости возможность временного или постоянного переселения свидетеля, находящегося под защитой государства, и предоставление ему охраны.
Мы вновь задаемся вопросом: когда и при каких обстоятельствах общество и Церковь смогут узнать правду?
Источник: Татьянин день