ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Асоциальное служение

Православный монастырь превратился в коммуну радикалов

Андрей Мельников :: 03 ноября 2010

Церковные учреждения перешли в решительное наступление на государственные органы, и прежде всего на Министерство образования и науки. Такой – по народным наблюдениям, лучший – способ защиты выбрал Московский Патриархат в связи с разбирательством фактов жестокого обращения с воспитанниками приюта при Боголюбовском монастыре.

"Конфликт в Свято-Боголюбовском монастыре используется Минобрнауки России в целях ограничения права религиозных организаций непосредственно осуществлять деятельность по содержанию, воспитанию и образованию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", – заявила руководитель юридической службы Московской Патриархии инокиня Ксения (Чернега). Основанием для подобного заявления стало письмо Минобрнауки от 31 августа "О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних", где говорится, что религиозные организации не могут осуществлять функции опекуна (попечителя) в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Опубликован документ 19 октября в официальном органе ведомства "Вестник образования". Юрисконсульт Патриархии восприняла это письмо как реакцию на скандал вокруг Боголюбовского монастыря, хотя бежавшие из обители воспитанницы обратились к инспектору по делам несовершеннолетних п. Боголюбово только 5 октября, то есть до даты создания документа.

На официальном сайте Владимирской епархии РПЦ, в чьей юрисдикции находится Боголюбовский монастырь, появилось подробное разъяснение конфликта вокруг монастырского приюта, причем слово "приют" здесь берется в кавычки. "О пребывании детей с родителями на территории Боголюбовского женского монастыря в п. Боголюбово Суздальского района (2004–2010 гг.)" – так называется этот текст. Изложение ситуации авторы начинают с того, что епархия в свое время обращалась к администрации Владимирской области с просьбой выделить для "стихийно" образовавшегося приюта здание поселковой больницы. Больницу выселять отказались, и монастырь выстроил специальный "детский корпус" на своей территории.

"Для решения возникающих проблем епархиальное руководство, монастырь тесно сотрудничали с отделом опеки Суздальского района, – говорится в разъяснении. – Было определено закрепление детей, находящихся на территории Боголюбовского женского монастыря, за Новосельской школой. В качестве формы обучения по просьбе родителей был определен экстернат". Тем самым подчеркивается, что часть вины за ненадлежащий контроль за монахинями и их подопечными лежит на отделе опеки районной администрации и педагогах школы. Однако по церковной линии монастырский приют находился в ведении епархиального отдела катехизации и образования. К слову сказать, ситуация в обители должна была попасть в поле зрения различных структур самой Патриархии: отдела религиозного образования и катехизации, Синодальной комиссии по делам монастырей, Синодальных отделов по церковной благотворительности и социальному служению, по делам молодежи. Как же получилось, что при наличии "семи нянек" об истинном положении дел в обители не узнали до тех пор, пока в администрацию области не обратились сами воспитанницы?

В стенах монастыря воспитанники содержались до осени 2009 года, когда в результате первых жалоб в обители побывали с проверками как следователи прокуратуры, так и церковные комиссии. Как сообщил глава Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда, с тех пор дети якобы проживали в частных квартирах, которые их матери превратили в своеобразные приюты. По сообщению сайта Владимирской епархии, в декабре 2009 года 34 воспитанника монастырского приюта (из 46) были переведены в епархиальную школу-пансион в Суздале.

Однако, как выясняется, и с руководством этого пансиона нет взаимопонимания ни у епархиального начальства, ни у верующих матерей, ищущих, в какое церковное учреждение пристроить своих отпрысков. Как говорится в разъяснении епархии, к 21 октября с.г. "из 34 воспитанников в стенах школы-пансиона осталось только 7. Родители объясняли свое решение передать детей в иные образовательные учреждения (кадетский корпус в Радужном, Новосельская школа) неудовлетворительным состоянием учебно-воспитательной деятельности в означенной школе". "Руководство школы-пансиона не поставило в известность о происходящем епархиальное руководство, хотя имело в сентябре этого года предписание представить рапорт о начале нового учебного года с точным указанием классов и воспитанников", – продолжают излагать свои претензии авторы текста. Напомним, что именно в этом пансионе скрывались бежавшие из монастыря воспитанницы и директор этого образовательного учреждения священник Виталий Рысев выступил с острыми разоблачениями условий жизни детей в монастырском приюте.

Критикой порядков, царящих в Боголюбовском монастыре и других обителях, ставших оплотом церковного консерватизма (об этом см. текст на с. 2), усердно занялись представители так называемого миссионерского крыла РПЦ. Например, протодиакон Андрей Кураев, сам недавно пострадавший от кишиневского "Общества святой Матроны Московской", назвал эти порядки "малоканоническими". Кураев обратил внимание на то, что в женском монастыре постоянно проживал духовник инокинь архимандрит Петр (Кучер).

От себя добавим, что в приюте воспитывались как девочки, так и мальчики. Если воспитанницы жили в специальном двухэтажном корпусе, то местопребывание подростков мужского пола неизвестно. В показаниях бывшего воспитанника приюта Степана Вуса комиссии уполномоченного по правам человека упоминается некий "воспитатель Осипов", кулаками приучавший юношей к будущим духовным и иным битвам. Опять же остается неясным, где проходили занятия рукопашным боем под руководством взрослого мужчины. В то же время любое общение мальчиков и девочек с монахинями воспрещалось и называлось "скверной".

Интересно отношение церковного начальства к особенностям мировоззрения боголюбовских монахинь и их духовника. "Особую сложность в организации учреждения интернатного типа представляли мировоззренческие особенности взглядов руководства монастыря и его насельниц на вопросы гражданского порядка. В среде насельниц монастыря возникло стойкое предубеждение к характеру новых документов, удостоверяющих личность, и системы идентификации при налогообложении, медицинском обслуживании и т.д. Это проявилось в массовом отказе от паспортов гражданина РФ нового образца, установления индивидуального номера налогоплательщика (ИНН), штрихкодов на упаковке продовольственных и иных товаров, участия в таких гражданских делах, как Всероссийская перепись населения", – говорится в уже упоминавшемся разъяснении Владимирской епархии. Епархия обращалась к духовенству монастыря с "увещаниями" о необходимости послушания духовному начальству и гражданским властям. В частности, архимандриту Петру приводили в пример Христа, который не чуждался мира, "лежащего во зле".

Во время недавних комплексных проверок монастыря участвовавший в них архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов), "будучи членом общероссийского церковного суда, предложил монахиням в подтверждение своих слов поклясться, те принесли клятву на Святом Евангелии", сообщают СМИ. "Мы строже держали детей, чем в миру", – признались сестры, видимо, держа руку на Писании.

Возвращаясь к реакции юрисконсульта Патриархии Ксении (Чернеги) на инициативы Минобрнауки, отметим, что, по словам высокопоставленной инокини, деятельность по воспитанию и попечению несовершеннолетних сейчас осуществляют около половины женских и значительное число мужских монастырей РПЦ. Церкви хотелось бы уверить общественность, что Боголюбовский монастырь – только досадное пятно на светлой картине православного воспитания. Возможно, уполномоченным государственным ведомствам еще предстоит узнать, как в иных обителях спасаются от "зла" мира сотни детей.

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама