ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

Первый Всероссийский Съезд православных старообрядцев (единоверцев) и его главный организатор – настоятель Никольской единоверческой церкви Санкт-Петербурга

Священник Симеон Шлеев :: 03 апреля 2009

В 1906 году православные старообрядцы с разных мест России по инициативе священника Симеона Шлеева многочисленными приговорами просили Святейший Синод собрать Всероссийский Единоверческий съезд. Предсоборное Присутствие со своей стороны в том же году также отметило необходимость созыва названного Съезда, то же подтвердил и Киевский Всероссийский Миссионерский съезд в 1908 году. Ходатайство о его созыве выражали также постановления Курского и Московского епархиальных единоверческих съездов, проходивших соответственно в 1906 и 1909 году.

Однако, ходатайства единоверцев возымели силу только в 1911 году, когда по новому прошению петербургских единоверцев в Святейшем Синоде был выслушан доклад Председателя Особого Совещания по вопросам внутренней и внешней миссии архиепископа Антония Волынского о благовременности созыва Всероссийского съезда единоверцев. Обсудив доклад Владыки Антония, Святейший Синод приказал: созвать съезд в в Санкт-Петербурге с 22 по 29 января 1912, Председателем его назначить Преосвященного Антония, архиепископа Волынского, поручить епархиальным Преосвященным тех епархий, в которых имеются единоверческие приходы, монастыри и другие единоверческие учреждения (братства, типографии и др.) предложить всем этим учреждениям прислать на съезд, если они пожелают, по одному (предпочтительно из духовных лиц) или по два (одного из клира, другого из мирян) представителя.

Для подготовительных работ к съезду вообще и в частности для выработки программы вопросов, имеющих обсуждаться на съезде, было решено образовать особую комиссию под председательством Преосвященного Сергия (Страгородского), Архиепископа Финляндскаго, с тем, чтобы эта программа заблаговременно была представлена на утверждение Святейшаго Синода.

Комиссия эта состояла практически целиком из представителей единоверческих приходов Санкт-Петербурга. Несомненно важнейшую роль в работе Комиссии играл священник Симеон Шлеев, вместе с епископом Вениамином Гдовским, избранный товарищем председателя Комиссии. Первое заседание Подготовительной Комиссии под руководством Преосвященного Сергия прошло в квартире отца Симеона. За месяц до открытия Съезда был проделан огромный объем работы. Хозяйственный отдел, который возглавлял отец Симеон обеспечил размещение, проезд делегатов их содержание во время работы съезда. Жертвенную помощь оказали многие члены Комиссии, единомышленники отца Симеона, такие как: петербургский купец Алексей Ефимович Урусов, потомственный почетный граждании Павел Феодорович Ермолаев-Маслов, Григорий Иванович Сандин, разместившие и содержавшие в своих домах во все время работы съезда 80 делегатов.

Не менее активную работу проводил и редакционный отдел Подготовительной Комиссии, возглавляемый епископом Вениамином. Он должен был составить Программу предстоящего съезда. Программными стали вопросы, поднятые в докладах, представленных отцом Симеоном Шлеевым, а именно: 1) о единоверческом епископе, 2) о единоверческой при Святейшем Синоде Комиссии, 3) о снятии клятв соборов 1656 и 1666 – 67 годов; 4) об изменении пунктов 5 и 11 Правил Единоверия и дополнительных мнений митрополита Платона; 5) об устроении единоверческих приходов, 6) о Всероссийском единоверческом братстве, 7) об унисонном пении, 8) о древнем архиерейском чиновнике, 9) о курсах для единоверческого духовенства, 10) об образовании детей единоверцев, 11) о единоверческих благочинных, а также доклады другого священника Никольского единоверческого храма г. Санкт-Петербурга о. Григория Дрибинцева: 1) о постановке церковного пения в единоверческих приходах; 2) о кандидатах в единоверческий клир, 3) о фонде для единоверческих церквей, 4) о церковно-приходской школе в единоверческих приходах.

На основании этих докладов была составлена следующая Программа Съезда, утвержденная Святейшим Синодом 20 января 1912 года.

1. Пересмотр "Правил о Единоверии" и дополнительных к ним распоряжений.

2. О богослужении в единоверческих церквах: а) о необходимых исправлениях в богослужебной практике (соблюдении уставного чина и тому подобном), б) о церковном пении и подготовке певцов и чтецов, в) о духовенстве и его подготовке, г) о устроении чина и вообще жизни в единоверческих монастырях.

3. Организация общества единоверцев: приход; благочинные единоверческих церквей; съезды благочиннические, епархиальные, Всероссийские и пр.; об открытии Всероссийского братства единоверцев; об издании журнала и тому подобное.

4. Организация общего управления всем Единоверием: об особом епископе для единоверцев; об учреждении при Святейшем Синоде особой единоверческой Комиссии.

5. Желательная для единоверцев постановка вопроса о клятвах.

6. О возможности привлечения в лоно Святой Церкви старообрядцев; об условиях и способах привлечения.

7. Иные, частные вопросы, которые могут быть возбуждены в присылаемых съезду докладах и присутствующими на съезде участниками.

И вот согласно подписи на пригласительных билетах, разосланных делегатам Съезда и высоким гостям Благоволением Святыя Единосущныя и Животворящия Троицы за молитв Святыя Богородицы, Святителя Христова Николы и Святыя Анны Кашинския, Высшею Духовною Властью созвася первый Всероссийский Съезд православных старообрядцев (единоверцев) в царствующем граде Святаго Петра с 22 сего Генваря по 30 день того же месяца.

По своему составу съезд вполне мог называться Собором. Кроме Председателя архиепископа Антония Волынского было еще 20 архиереев, в том числе Московский митрополит Владимир, присутствовал и представитель Константионопольского патриарха – архимандрит Иаков, всего же прибыло 256 депутатов из Сибири и Варшавы, с Кавказа и Вологды, с Урала и Волги, из Стародубья и Новороссии – при том не случайных, а лучших людей, – по выражению отца Симеона.

Можно с полным основание сказать, Первый Всероссийский Съезд Православных Старообрядцев (22 – 28 января 1912 года, г. Санкт-Петербург), постановления которого имели определяющее значение для развития Единоверия на ближайшее десятилетие, был созван целиком и полностью трудами и организаторским подвигом отца Симеона. Несмотря на многократные запреты и обвинения в недостойном домогательстве, указание на несвоевременность проведения такого мероприятия, Батюшка терпеливо шел к своей цели, устраняя барьеры непонимания и безразличия.

В предисловии к Трудам Съезда отец Симеон резюмировал всю недельную его работу: Единоверцы прибыли на свой первый Съезд, чтобы совместно обсудить и решить вековые вопросы, волнующие единоверцев с самого появления Единоверия.

Вопросы первого Всероссийского православностарообрядческого Съезда – это, главным образом, об единоверческом епископе, о клятвах соборов. Эти вопросы возникли не вчера, не третьего дня. Они стары, как старо и само Единоверие. Самая горячность, с которой они обсуждались, говорит о том, что они не навеяны со стороны, а коренятся в Единоверии. Не менее важны были и другие вопросы, служившие предметом суждений Съезда. По всем этим вопросам Съезд вынес свои резолюции. Резолюции эти он не выдумал. Он их выносил в своем сердце, вынес их из своего духовного сокровища. Они были уже давно готовы. Не было лишь случая, повода сказать их.

Резолюции Съезда касаются, во-первых, отношения Единоверия к Православию и обратно. Члены Съезда постановили ходатайствовать пред Святейшим Синодом об изменении пунктов 5 и 11 правил Единоверия в смысле свободного перехода из Православия в Единоверие и обратно. Раз Единоверие то же, что и Православие, то к чему прежние ограничения при перечислениях из православных приходов в единоверческие?

Если Единоверие и Православие – одно, то Съезд имел нравственное право просить также и об отмене дополнительных мнений митрополита Платона к правилам Единоверия, устанавливающим взгляд на Единоверие, как лишь на временное явление в Русской Церкви, переходное состояние.

Если, далее, Единоверие и Православие одно и то же, несмотря на разность обрядов, то обряды у тех и других – у единоверцев и православных равночестны. И старые обряды, как и исправленные, не должны нести какие-либо порицания, поношения, проклятие, если бы даже последнее и состоялось.

Съезд вынес резолюции, касающиеся также внутренней жизни самого Единоверия. Съезд провел принцип соборности, начиная с самого низа до самого верха. Съезд закрепил записи, на основании которых протекает приходская организация.

Устрояя церковную жизнь Единоверия, Съезд стремится укрепить и корни этой жизни. Он постановил совершать службу Божию уставно, нерадивых же наказывать. Съезд признал унисонное крюковое пение единственно правильным для единоверческих храмов и школ. Для подготовки учителей в приходские единоверческие училища Съезд ходатайствовал об открытии второклассных учительских православно-старообрядческих школ. Вопрос об иерейском единоверческом училище остался открытым. Таким остался вопрос и о единоверческих монастырях. Вопрос об иконах решен в строго православном духе.

Резолюции Съезда, в-третьих, касаются и тех старообрядцев, кои находятся вне церковного единения. Говорят они, между прочим, и об единоверческом журнале.

Съезд горел одним желанием – помочь своему многострадальному Единоверию. И все, что он мог сделать, сделал.

Все, что сделал Съезд было выношено и выстрадано, в первую очередь, самим отцом Симеоном, который явился одновременно главным его вдохновителем, организатором и самым активным участником. На первом же заседании после начальной молитвы, по предложению Председателя Съезда, Архиепископа Антония, батюшка был единогласно избран Почетным Секретарем Съезда.

Отец Симеон подготовил основные доклады Съезду, названия которых были перечислены выше. Широта диапазона проблем, рассматриваемых в его сообщениях, показывает, насколько хорошо он был осведомлен во всех вопросах, и как важно ему было все, касающееся жизни Единоверия.

Труды Батюшки были многократно отмечены его единомышленниками и сподвижниками. Депутация московских единоверцев преподнесла ему в дар книгу "Толковая Псалтырь", составленную преподобным Максимом Греком. От делегатов Съезда отцу Симеону был прочитан следующий благодарственный адрес как его устроителю:

Ваше Высокопреподобие,

Досточтимейший отец Симеон Иоаннович!

Вашей ревности и неутомимой деятельности на пользу родного нам Православнаго Старообрядчества мы обязаны тем, что в настоящее время был созван Первый Всероссийский Единоверческий Съезд и все мы, представители Православнаго Старообрядчества отдаленнейших мест России, имели возможность обсуждать здесь вопросы, близко касающиеся дорогого нам дела и так или иначе решать их.

И здесь, при обсуждении этих вопросов, мы слышали Ваше просвещенное авторитетное слово, освещавшее нам некоторые вопросы совсем иначе, чем это мы привыкли слышать на миссионерских собеседованиях, но глубже, всесторонне и более согласно с духом христианским и исторической правдой.

Мы скорбим душой, что за эту ревность и любовь к Православному Старообрядчеству Вам пришлось услышать здесь и вынести немало огорчений; но пусть Господь воздаст Вам за Ваше терпение Своею милостию.

От души благодарим Вас, дорогой отец Симеон Иоаннович, за Ваши великие труды на пользу Православнаго Старообрядчества. Просим принять от нас, нижеподписавшихся, эту душевную благодарность, не как лесть, но как выражение добрых чувств, нас в настоящую минуту одушевляющих. Извиняемся за то, что краткость времени не позволила нам более пространно изложить здесь: сколь мы признательны Вам за Ваши труды и сколь велико наше к Вам уважение.

Спаси Вас Христос, дорогой Батюшка, и сохрани на многие годы, на славу и пользу Святой Веры нашей и Святой Матери Православной Кафолической Церкви.

Глубокочтущие и уважающие Вас члены Перваго Всероссийскаго Единоверческаго Съезда.

Санкт – Петербург, 1912 год января 29 дня.

Православный миссионер Андрей Михайлович Дмитриевский в статье, опубликованной 22 февраля 1912 года в "Санкт-Петербургских ведомостях" дал следующую оценку съезду:

"Единоверцы захватывают широкий горизонт, дающий им право говорить не о разделении, а о воссоединении великого единства в Православной Церкви... Съезд православных старообрядцев ставит на разрешение основные вопросы объединения всех старообрядцев в одно целое под сенью вселенского Православия. Это – вопросы о клятвах Соборов 1656 года и 1666 – 67 годов, об учреждении "своего", служащего по древнему чину, живущего обычаями древней русской Церкви, епископа, об организации всей церковной жизни... Резолюции съезда касаются Православной Церкви, православного старообрядчества и всего старообрядчества.

По отношению к Православной Церкви съезд ясно высказал полное единство с ней в вере и таинствах при условии сохранения старообрядчеством своего старого церковнобогослужебного чина, своего обряда, своего внутреннего церковного управления и своего епископа. Православное старообрядчество на съезде точно определило свои болезни и нужды и указало единственно верные средства борьбы с ними... Наконец, свое отношение к старообрядцам других согласий (не принадлежащих к православной Церкви) съезд выразил в том, что вопросы, служащие причиной разделения, он смело поставил на первый план и решил их в духе христианской любви и широкого понимания стремлений старообрядчества. Единогласно он решает вопрос о клятвах, единогласно высказывает желание объединить старообрядчество с Церковью на условиях, приемлемых вполне последними. Широта взгляда, терпимость, любовь и понимание требований современной жизни – таковы характерные черты православно-старообрядческого съезда".

Сложно было бы ожидать немедленного исполнения всех решений Съезда, многие его прошения и обращения к священноначалию не получили удовлетворения до Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917 – 18 годов. Но главное то, что предложения, озвученные будущим единоверческим епископом, нашли практически единодушную поддержку у делегатов Съезда – единоверцев. (Дело в том, что на Съезде присутствовали также отдельные священники-миссионеры, которые составляя незначительное, но активное меньшинство, очень часто выступали оппонентами отца Симеона, пытаясь сохранить прежнее положение вещей в Единоверии и не желая воплощения в жизнь проектов оздоровления православного старообрядчества). Отцу Симеону удалось выразить все чаяния и надежды единомышленников, представлявших Всероссийское Единоверие. И еще: все чего добивался для Единоверия отец Симеон, к чему призывал в своих докладах и выражал в резолюциях Съезда, рано или поздно все же было исполнено. Большая часть ходатайств будущего единоверческого святителя принесла плоды еще при его жизни, а некоторые, как прошение об уничтожении соборных клятв 1656 и 1667 годов были удовлетворены гораздо позже, спустя многие десятилетия.

Некоторые проекты съезда нашли свое воплощение не только в рамках единоверческих приходов, но были в значительной мере восприняты за основу всей полнотой Русской Православной Церкви на Поместном Соборе 1917 – 18 годов.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама