ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Сместить акцент

Ольга Голосова :: 09 ноября 2010

В октябре состоялась научно-практическая конференция "1100 лет под покровом Божией Матери", организованная "Союзом православных женщин" при поддержке Синодального отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества . На конференции было поднято множество проблемных тем, в том числе – вопросы консолидации православных женщин из разных стран в решении социальных и нравственных вопросов. Но, как ни странно, наибольший резонанс вызвала дискуссия, начатая после доклада о "Формировании образа современной православной женщины в СМИ".

Дело в том, что в нынешней реальности, впрочем, как и в давешней, наиболее привлекательным как для молодежи, так и для зрелых людей является не тот образ, который продуцирует не мрачную озабоченность, свидетельствующую о внутренних неразрешимых конфликтах и тяжелом жизненном опыте, но образ человека, живущего в гармонии с самим собой и с ближними своими. Это закон человеческого восприятия, которым умело пользуется реклама, и которым не помешало бы воспользоваться и всем тем, кто желает транслировать свои идеи в общество. То есть, в том числе, – и христианам, проповедующим свою веру во Христа в секуляризованном мире.

Это не значит, что мы должны следовать разнузданным, играющим на человеческих слабостях и грехах, имиджам, распиаренным в гламурных журналах. Это означает, что те женщины (и мужчины), которых воспроизводят на своих страницах средства массовой информации, будучи верующими, должны являть современному миру образ гармоничный, привлекательный и побуждающий желание ему подражать. Для решения этой задачи, необходимо верно расставить акценты, или сместить уже имеющиеся. Как мне видится, такой образ (а образ, как известно, возводит к Первообразу) должен содержать в себе не только корректную и не вызывающую протеста мимику и одежду, но и некоторое внутреннее содержание, связываемое по законам физиогномики и психологии, окружающими людьми с теми вечными ценностями, которые и проповедует христианство.

Попробуем разобраться.

Для примера воспользуемся исламским религиозным костюмом. У женщины по законам шариата должны быть закрыты руки до запястий, ноги до пят и рот по возможности ( как наиболее нечистое место). Никто не должен видеть ушей и волос, как сексуальных возбудителей. Почему? Потому что, по мнению мусульманских богословов, женщина является ходячим соблазном для мужчин. Гораздо проще, как вы понимаете, одеть женщину в паранджу, чем научить мужчину целомудрию. Корень всех зол – похоть и вожделение, не так просто искореним, для воспитания в себе нравственно здорового человека необходим подвиг смирения и воздержания. А разве воздержанию учит институт многоженства, гаремы шейхов и отношение к женщине как к предмету удовольствия и средству размножения?

Христианство поставило женский пол на недосягаемую высоту. Дева стала Матерью Богу и лествицей ко спасению. Мужчина, уверовавший во Христа, поклоняется Деве и Матери, учась относится к женщине как к немощнейшему сосуду, части самого себя, хранительнице домашнего очага и вдохновительнице творчества. Взирать на женщину с похотью – грех, этой мыслью дышат Евангельские страницы, ею пронизаны святоотеческие тексты, этому учат проповеди и богословские трактаты. Женщина должна ощутить высоту своей миссии и осуществить свое призвание. Вот что главное в христианстве. А как же одежда? Об одежде мы знаем только из посланий святого ап. Павла, в одном из которых он говорит, что в храме женщины покрывают голову, а в другом – что украшают себя не плетением волос, а красотой смиренного духа. То есть, не то, чтобы не надо причесываться, но прическа не должна быть главным делом жизни.

В начале 90-х появляется "костюм православной женщины", который достаточно точно описан в работе Ирины Тарабукиной "Фольклор и культура прицерковного круга": "Внешний облик "церковных людей", особенно женщин, позволяет наблюдателю безошибочно отличить их от людей светских, при этом внутри прихрамовой среды заметно стремление к унифицированности внешности ее членов. Православная женщина будет воспринята как "своя" остальными верующими только в том случае, если она одета в длинную юбку и блузу (рубаху, футболку и т. д.) с закрытым воротом и рукавами, доходящими, как минимум, до локтя, и в платок. Среда запрещает женщинам использовать косметику, иметь длинные ногти и стричь волосы. Одежде, подчеркивающей скромность ее обладательницы, соответствует манера поведения: опущыенные глаза, тихий голос, робкая улыбка и т. п".

Мы видим, как нас воспринимают вполне доброжелательно настроенные исследователи, что же говорить о настроенных критически? Во всей монографии, как и в огромной массе других источников, взятых из СМИ, я не обнаружила описания православной женщины, хоть сколько-нибудь напоминающее, например, такое: "обаятельная, дружелюбно настроенная, всегда готовая прийти на помощь со вкусом одетая женщина, чьи сдержанные и безукоризненные манеры и вежливость сразу привлекают к ней сердца, вынуждая заранее соглашаться со всем, чего она проповедует". Я полагаю, что и вам подобные заметки или не попадались, или попались от силы раза два. А ведь подобными строками полнилась литература XIX века, как зарубежная, так и отечественная. Или тогда все повально ходили так, как было описано в первой цитате? Нет. И императрица-страстотерпица Александра Федоровна, и ее сестра Елизавета Федоровна, и тысячи дворянок, сестер-милосердия, купеческих жен и женщин мещанского сословия никогда не одевались как-то специально, чтобы издалека было видно – верующая идет! Вкус, целомудрие и своевременность одежды (или как раньше говорили – туалета) – вот, чем руководствовались они в выборе одежды. Рядиться же в образ "верующей" – такое бы и в страшном сне им не привидилось!

Отчего же сегодня настойчиво формируется среди христианок мнение, что они все как один должны уйти в народ, облачившись в сарафаны языческого происхождения и покрыть голову непременными платками, в лучшем случае, кичками? Покрытая голова – символ смирения и кротости, но почему покрываться она должна в стиле "а ля рюс"? Почему нас, женщин, должны узнавать не по кротости, безукоризненным манерам и любовному отношению к ближним, а по этнографической составляющей в костюме? Почему в розовом ходить "не целомудренно", а в черном – целомудренно? Почему юбка до пят за десять тысяч рублей смиренна, а до середины колена – безусловно нет? И зачем все время смотреть на юбку, если ты христианин?

Мне кажется, акценты в современном миссионерстве чересчур смещены. Полосы в журналах и газетах должны посвящаться воспитанию вкуса, манер и нравственности не на примерах вышитых крестом петухов и летников-душегреек (хотя и это не плохо для разнообразия), а на примерах, которые моя дочь, к примеру, может интегрировать в жизнь. Как это?

Она должна отличить дурное от хорошего, вульгарное от целомудренного, а пошлое от прекрасного. И смочь одеть на себя то, что ей предлагают, не сходя при этом за участницу вокально-хореографического ансамбля "Березка". Она должна уметь одеваться в современную одежду и обладать применимыми к жизни манерами, которые свидетельствовали бы о ее нравственной чистоте. А для этого нужен эстетический вкус и уверенность в том, что ее одежда и манеры вызовут уважение, а не легкий шок. И это не только не помешает ей, но поможет оставаться доброй христианкой.

И давайте работать над образом женщины, вызывающем не музейную ностальгию, а уважение к ее душевным талантам.

Источник: Татьянин день

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама