Мы сталкиваемся с болью постоянно, иногда стараемся не замечать ее, иногда боремся без всякой надежды на победу, но бывает и радуемся: "Если болит, значит, есть чему". Что же такое боль? За ответом на этот вопрос журнал "Вода живая" обратился к Сергею Живолупову, доктору медицинских наук, профессору кафедры нервных болезней Военно-медицинской академии, руководителю Центра лечения боли ВМА.
Сергей Анатольевич, судя по списку публикаций, одним из основных Ваших научных интересов является феномен боли. В нем больше физиологии или психологии?
У каждого пациента соотношение психологического и физиологического компонента разное. Все боли мы условно разделяем по их происхождению на психогенные и физиогенные. В первом случае боль появляется без физиологического фактора: пациент жалуется на болезненные ощущения, а видимая причина отсутствует. И наоборот, при серьезных органических расстройствах (тяжелые травмы опорно-двигательного аппарата, онкологические заболевания) человек может при наличии силы воли и тяги к жизни болевой синдром контролировать.
С уществует ли некий абсолютный порог непереносимости боли, когда человек уже не способен себя контролировать? Есть ли какая-то универсальная пытка?
Такой пытки, конечно, не существует! Восприятие боли это одна из функций организма, боль возникает из-за чрезмерной симуляции чувственных окончаний разной модальности. Например, если человеку приложить к коже теплый предмет, он чувствует тепло. Если этот предмет нагреть до очень высокой температуры, будет ожог и боль. Если к телу приложить палец, будет ощущение прикосновения. А если этим пальцем надавить, появится боль и синяк.
Любой человек может оказаться в таких условиях, когда он будет испытывать очень сильные страдания. Поскольку боль это психо-эмоциональная реакция на раздражитель, люди могут эту реакцию тормозить или стимулировать. Если мы возьмем десять человек, то все они будут чувствовать болевой раздражитель, даже сверхмощный, совершенно по-разному. Это определяется
особенностями характера, воспитания, восприятия мира. Например, каждый взрослый человек боится, когда берут кровь из пальца. Почему? Потому, что этот страх родом из детства. Подобные страхи и ментальные установки определяют конечную реакцию на боль.
Все же сила воли может взять верх?
Да, в каждом случае есть возможность преодолеть боль.
А что помогает во время боли, кроме лекарств, конечно? Некоторые кричат, некоторые нецензурно ругаются. А есть приемы, которые подходят всем?
Опять-таки тут все индивидуально. Поскольку боль это "сенсорный взрыв" в организме, некий сверхмощный импульс, то любой крик, любое действие, которое является ответным поведенческим "буфером", этот взрыв приглушает. Поэтому ограничивать людей в реакции на боль с точки зрения терапии неправильно (если, конечно, речь не идет о каком-то асоциальном поведении). Если пациент хочет кричать, пусть кричит. Если он желает бегать по палате, пусть бегает, этим он тоже по-своему подавляет боль. В основе поведенческого подавления боли лежит физиологический (рефлекторный) паттерн. Скажем, человека ударили по руке палкой, он автоматически трет ушибленное место. Нужно доверять инстинктам.
Укладывается ли феномен религиозного мученичества в научные рамки? Можно ли как-то рационально объяснить, как физически слабые люди переносили страшные мучения?
Научно объясняется это тем, что человек сознательно может не только задерживать дыхание, частоту сердечных сокращений, но и подавлять болевую импульсацию. Он произвольно тормозит ту зону головного мозга, которая при этом возбуждается. Ликвидация
боли осуществляется не только за счет подавления рефлексов, о которых я сказал раньше, но и вследствие того, что мученик принимает ее как одно из проявлений своей жизнедеятельности, относится к ней, как к естественному процессу, то есть переосмысливает ее. У него нет страха, что боль приведет к чему-то страшному. Его мучения носят защитно приспособительный характер. И такая концентрация воли, разума и душевной целеустремленности к духовному развитию не может не вызывать уважения.
Почему болеют бездельники
Существует ли самовнушение во время болезни? Можно ли заставить себя не болеть?
Соотношение физиогенных и психогенных компонентов имеется при любых заболеваниях. Всегда есть сама болезнь, и есть реакция на нее. Например, у женщин реакция на заболевание иногда гораздо больше, чем само заболевание. А если человек увлечен какой-то праведной идеей, то для него заболевание (будь то простуда или более серьезная вирусная инфекция) может пройти очень легко и кратковременно. Но когда человек ничем не занят, ничем не обременен, то даже маленький прыщик может сконцентрировать внимание на себя. Такой бездельник с головой уходит в свою болезнь, заявляет, что этот прыщик проявление какого-то тяжелого заболевания. Он впадает в депрессию и становится хроническим больным только потому, что зафикси-
ровался на этом. При любом заболевании все психологические установки, которые болящий получает от окружающих, от друзей, от наставников, имеют огромное значение и могут либо помочь ему побыстрее выздороветь, либо сделать инвалидом.
Как Вы думаете, может ли "расшатанная нервная система" служить оправданием для гнева, для раздражительности?
"Расшатанность нервной системы" под этими словами подразумевается простая несдержанность, поведенческая распущенность. Это народный термин, который к клинической практике отношения не имеет. Однако у него есть клинический эквивалент: сейчас многие люди находятся в состоянии невроза в связи с трудностями жизни, с большим количеством природных и техногенных катастроф. Можно ли неврозом оправдать различные человеческие действия? Да. Ведь невроз и порождает невротические поступки! Он преображает человека в невротическую личность, которая характеризуется определенным невротическим поведением. Невротик ведет себя как невротик, истерик как истерик.
Предостеречь от ошибок
Как Вы относитесь к "духовному врачеванию"? Я не об экстрасенсах говорю, а о молитвах, таинствах. Насколько они помогают пациенту?
Очень помогают. На мой взгляд, это один из необходимых элементов лечения. Даже хорошие лекарства полезны только в том случае, если пациенту даются правильные установки, если его настраивают на то, что и с болезнью можно жить. Конечно, врач это не священнослужитель. Но среди докторов верующих немало, хотя медицина светская профессия.Но если врач имеет представление о праведности, здоровой духовной жизни, это значительно облегчает его работу со страждующими.
А как это выражается в общении с пациентами?
Возьмем конкретный пример. Пациенту говорится, что, если он хочет преодолеть боль, ему нужно жить праведно. А если он спрашивает, что такое "праведная жизнь", ему перечисляется семь смертных грехов, которым он не должен предаваться: "Иван Иванович, не нужно заниматься чревоугодием, потому что это вредит организму: поражает сердце и другие органы. Не надо заниматься самоедством вроде зависти или уныния,поскольку они расшатывают нервную систему. Не надо гневаться: в порыве гнева можно сделать неловкое движение, которое приведет к травме" и т. д.
Духовность лечения состоит в предостережении человека от тех ошибок, которые, возможно, привели его к заболеванию, в разъяснении правил жизни и общения с другими людьми.
То, что не лечат врачи
"Душа болит" это метафора? Ведь когда переживаешь, ощущаешь сильный физический дискомфорт...
По моему опыту, душа болит чаще всего у тех наших пациентов, которые совершили какие-то нравственные проступки и у которых остались какие-то проблески совести. Когда совесть у них просыпается, возникают нравственные мучения, которые выражаются в болевых импульсах. То есть душа болит у тех людей, которые не просто имеют грехи, но осознают это. Такой диагноз мы в клинике не ставим, потому что привязаны к конкретным нозологическим формам, но я обращаю внимание пациентов, что это связано скорее всего с какими-то их нравственными проступками. Часто приходят пациенты, у которых органических расстройств "кот наплакал", а они беспокоятся, жалуются на сильные боли в какой-то части тела.
Начинаешь разбираться, оказывается, один обидел своего брата, другой поссорился с женой или с детьми. В результате человек впадает в депрессию, а вслед за ней приходят всевозможные вегетативные расстройства, когда от уныния начинает болеть живот или сердце.
Опытные духовники различают психическую болезнь и духовную, когда дело не в душевном расстройстве, которое может быть обусловлено внешними факторами, а в злой воле самого человека. С точки зрения медицины такое разделение допустимо?
Конечно. В нашей клинике занимаются диагностикой и лечением нервных болезней. Душевные болезни это прерогатива психиатрии. Духовное лечение это выправление у человека всех злых помыслов, негативных черт характера или, как говорят в народе, всей той бесовщины, которая привела его к каким-то безнравственным поступкам, которые в свою очередь стали причиной душевных расстройств.
Как Вы думаете, почему у верующих людей довольно часто встречаются психические расстройства?
На мой взгляд, дело не в том, что здоровые люди пришли в Церковь и стали там сумасшедшими. Церковь для них скорее последнее пристанище, в котором они могут обрести покой и, следовательно, какое-то психическое здоровье. Скорее, они пришли в Церковь, потому что отчаялись получить медицинскую помощь в том объеме, который им требуется. Кроме того, в прежние времена было сильно подорвано доверие к интеллигенции в целом и к врачам в частности.
Поэтому психически больные люди и их родственники считают, что лучше обратиться к Церкви, чем к специалистам.
Многие из них становятся послушниками в монастырях. И я считаю, что это очень хорошо, потому что один из методов лечения психиатрических больных это трудотерапия. Те послушания, которые они выполняют, существенно дополняют лекарственную терапию.
Меня всегда интересовал вопрос психического здоровья. Ведь очень зыбкая грань между простой подозрительностью и паранойей, обычным страхом и фобией и так далее.
Это самый сложный вопрос медицины. Граница тут очень размыта, и она определяется не столько медицинскими кругами, сколько правоохранительными органами, потому что при любых отклонениях все люди могут считаться здоровыми до тех пор, пока они не совершают противоправных или асоциальных поступков. С другой стороны, понятие нормы, на мой взгляд, было введено для того, чтобы характеризовать человека толпы, единицу безликой массы. Но если человек одарен, он всегда имеет какие-то отклонения и с точки зрения большинства кажется странным и даже сумасшедшим.
Источник: Татьянин день