Православные против православных, точнее, ультраконсерваторы против тех, кого они считают "либералами" и "модернистами". Таков заметный тренд религиозной жизни последних месяцев, сопровождающийся уже не словесными перепалками, а массовыми акциями православных радикалов, балансирующих на грани скандала и погрома. Замкнутая среда, объединяющая тысячи людей в России и в ближнем зарубежье, неожиданно "вскрылась" из-за активных действий правоохранительных органов (в Боголюбово) или близких к Патриарху миссионеров (в Кишиневе). Выяснилось, что остановить их особо некому, если в конфликт не вмешиваются правоохранительные органы.
В женском Боголюбовском монастыре Владимирской области, начиная с 1997 года, духовную атмосферу определяет архимандрит Петр (Кучер), имеющий весьма радикальные взгляды. В 2004 году попытка епархиального руководства убрать архимандрита из монастыря была сорвана массовым шествием боголюбовцев по центру Владимира и угрозами сожжения резиденции архиерея, который вынужден был вернуть монахиням их духовника. 7 ноября с. г. боголюбовцы взяли в осаду епархиальную школу в Суздале, где разместили бежавших от них воспитанниц, а днем позже приступили к осаде резиденции владимирского архиерея, который сразу спешно отчислил девочек из школы. Теперь беглянок укрывает суздальская прокуратура, которой, кстати, боголюбовцы тоже грозят осадой.
Общество блаженной старицы Матроны Московской во главе с протоиереем Анатолием Чибриком, действующее начиная с 2003 года в Кишиневе, в мае с. г. выступило против Патриарха Кирилла, направив ему обращение с ультимативными требованиями и заявлением: "Вы нас не представляете". Главной мишенью их последующих атак стал близкий к Патриарху протодиакон Андрей Кураев. 12 октября десятки матроновцев ворвались на лекцию Кураева в Теологическом университете Кишинева и сорвали ее. 10 ноября прибывший в здание молдавской митрополии Кураев был блокирован там толпой матроновцев, полных решимости расправиться с ним. После многочасовой осады Кураев был вызволен из здания прибывшими на место событий усиленными нарядами полиции.
Но это лишь наиболее заметные места "прорыва" этой закрытой среды, очагов которой куда больше. 10 ноября вдруг обнаружилось, что Покровский женский монастырь в Удмуртии, по данным местной епархии РПЦ, уже около 10 лет "находится в расколе с Русской православной церковью и никому не подчиняется, игумен Владимир (Наумов) запрещен в священнослужении, но продолжает самовольно служить". Учит свою паству отказу от паспортов нового образца и ИНН, от обучения детей в школах, от подчинения священноначалию, поддерживает связь с архимандритом Петром (Кучером). Вспомним пензенских затворников, вышедших из-под земли, но так и не отказавшихся от своих убеждений, а также монахов и мирян, саботировавших недавнюю перепись населения, величая ее "записью к Антихристу". Это течение имеет свои влиятельные духовные центры, такие как Почаевская лавра в Украине. 9 ноября, за день до церковного суда в Кишиневе над протоиереем Чибриком, на сайте Общества Матроны было размещено письмо в его поддержку, подписанное наместником Почаева архиепископом Владимиром (Морозом).
"Давление массой" так протодиакон Кураев характеризует действия своих оппонентов из Общества Матроны. Так же наблюдатели определяют и тактику боголюбовцев. Масса эта вызревала достаточно долго и сейчас, судя по всему, просто достигла критического уровня. И что с ней делать, не ясно ни Московской Патриархии, против которой ныне направлены ее действия, ни обществу, против которого эти группировки, возможно, обратятся завтра. Снятие со своих постов одновременно архимандрита Петра (Кучера) и его главного оппонента священника Виталия Рысева выглядит лишь попыткой уйти от решения, загнать конфликт внутрь до новой вспышки.
Источник: ng.ru/ Независимая газета