ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Жизнь во Христе и жизнь Христа в святых

Александра Сопова :: 18 ноября 2010

Международная научно-богословская конференция, проходящая в Москве, имеет тему "Жизнь во Христе". Один из докладов, посвященный не тому или иному аспекту христианской нравственности или аскетического предания Церкви, а непосредственно жизни во Христе, "воплощению Христа в душах верующих", сделал доцент Московской духовной академии Павел Доброцветов.

Тема доклада была подсказана Павлу Доброцветову книгой С.Л. Епифановича "Прп. Максим Исповедник и византийское богословие", где рассматривается учение святого Максима о "таинственных воплощениях Христа". Автор доклада взялся рассмотреть эту проблему в творчестве не только Максима Исповедника, но и других святых отцов.

Докладчик выделил два аспекта в учении отцов по вопросу присутствия Христа в святых. Первый – условно говоря, нравственный – заключается во внешнем уподоблении своей жизни с жизнью Христа, в согласовании своей свободной воли с волей Божией и заповедями Христовыми. Второй аспект – условно говоря, мистический – заключается в таинственном вселении и присутствии Христа в христианах. Это не два разных мнения, а две стороны одного и того же процесса, – подчеркнул Доброцветов.

Акцент на первом, нравственном аспекте мы находим в трудах святителя Иоанна Златоуста, блаженного Феодорита Кирского и других. Блаженный Феофилакт Болгарский говорит, что Христос вселяется в души христиан через веру, однако не говорит подробнее о характере и способах Его вселения и обитания. Блаженный свидетельствует о том, что воля верующих умерла, а живет и управляет ими Воля Божия, и в душе, мыслях и поведении их отсутствует все, что несовместимо с Христом.

Павел Доброцветов считает, что "о каком-либо сущностном обитании Христа в человеке" у упомянутых им выше церковных учителей не говорится.

В мистическом (иначе онтологическом или реалистическом) аспекте вопрос о жизни во Христе описывали святой Игнатий Богоносец, Ориген, святой Мефодий Патарский, святой Ипполит Римский, святитель Григорий Богослов, святитель Григорий Нисский, а наиболее подробно – преподобный Максим Исповедник.

Святитель Игнатий Богоносец, например, называл христиан не только богоносцами, но и христоносцами, храмоносцами, указывая этим на ношение ими Христа в себе. У Оригена Христос есть добродетели, и тем самым имеющий добродетели человек причастен бытию Самого Христа. Святой Мефодий Патарский говорит об исключительной роли Церкви в духовном рождении Христа в верующих. Церковь является Матерью Слова в верующих. Святитель Григорий Богослов пишет о жизни Христа в верующих в аскетическом измерении: одной из добродетелей вселяющих Христа является целомудрие, и в особенности девство, поэтому матерью Христа станет девственная душа. Вселение Христа совершается посредством благодати Святого Духа, а плодом этого вселения становится обожение спасаемых.

Святитель Григорий Нисский указывает, что Христос духовно вселяется и вводит с Собою Отца, и происходит это в виде стяжания в душе добродетелей Христовых или Божественных свойств Христа. Преуспеяние в духовной жизни может быть разным у разных людей, поэтому и Христос, духовно рождаясь, в разных людях оказывается в разном возрасте: "или младенчествующим, или преуспевающим, или совершенным".

Преподобный Максим Исповедник говорит, что "Бог всегда благоволит становиться Человеком в достойных [людях]", прежде всего посредством аскетической практики добродетелей и очищения души. Обитание Христа в верных описывается преподобным Максимом в категориях Боговоплощения, т.е. в категориях человеческого рождения Христа. Матерью Слова в этом случае является вера, причем вера деятельная. При этом источником этой веры является Сам Бог Слово, становящийся "Сыном нашей веры". Преподобный Максим считает причиной рождения Христа в душах не просто отдельные добрые дела, а "добродетельный навык". По мнению докладчика, главное логическое звено учения о вселении Христа в добродетелях – в уподоблении Богу и Его свойствам, соответственно – в обладании ими. Таинство Воплощения есть в то же время и таинство обожения как человеческой природы Христа, так и человеческой природы спасаемых. При этом воспринимающий через исполняемый заповеди Бога Слово воспринимает и естественно сущих в Нем Отца и Святого Духа. "Поэтому воспринявший заповедь и исполняющий ее таинственно воспринимает [всю] Святую Троицу", – пишет преподобный Максим.

Возникает вопрос, остается ли человек самим собой в результате такого Боговоплощения в душе, и как совмещаются два сознания – Божественное и человеческое. "Человеческая личность и ее сознание не исчезают, но посредством добродетели смирения "уступают некоторое место" в себе для Бога, Его воли, велений и действий, и тем самым соподчиняются – человеческое Божественному", – резюмирует докладчик. В учении преподобного Максима Исповедника вселение Христа во святых означает повторение подвижником пути, совершённого Богочеловеком в Его земной жизни. О подражании Христу говорят многие отцы Церкви, и уникальность взгляда прп. Максима в том, что Сам Христос таинственно проходит со Своим святым этот Свой путь. "Поэтому вся аскетика не что иное, как мистическое воспроизведение в себе Христа", – пишет С.Л. Епифанович в книге "Прп. Максим Исповедник и византийское богословие".

Христос не только воплощается и рождается, но и духовно распинается в душах христиан. Традиционно тема соумирания и совоскресания со Христом относится к моменту Таинства Крещения, но в учении преподобного Максима Исповедника она "растянута" на всю жизнь христианина. Сферой духовного сораспинания Христу является преимущественно аскеза. "Более того, Христос, несмотря на Свою нестрадательность после Воскресения, таинственно сострадает людям, в ответ на их сострадательность к страждущим, в которых таинственно страдает Сам Христос", – излагает Павел Доброцветов учение прп. Максима.

Также в докладе рассмотрено наследие святого Николая Кавасилы, написавшего "Семь слов о жизни во Христе" в XIV веке. Св. Николай говорит не только о жизни спасаемых во Христе, но и о жизни Христа в спасаемых. Особенность трудов св. Николая заключается в сосредоточении на тематике церковных Таинств в деле спасения. "Каждое из Таинств вселяет Христа", – учит Кавасила. Участие в Таинствах Церкви есть средство пребывания в любви ко Христу. При этом соединение со Христом зависит и от Бога, и от человека: требуется тщание и ревность христианина.

О вседействии Христа в душе человека писал также святитель Феофан Затворник, а о рождении и возрастании Христа в душе – святитель Николай Сербский.

Павел Доброцветов делает выводы о том, что в новозаветной и святоотеческой письменности мы встречаемся с упоминаниями о вселении и пребывании Христа во святых, о причастности плоти спасаемых Христу. Иногда это рассматривается и с точки зрения повторения главных событий земной жизни Христа. Вхождение и пребывание Христа в верных происходит при действии благодати Святого Духа, сопутствующего и сопребывающего со Христом. Наконец, подобное воплощение Христа происходит не только в святых, но и во всех истинных членах Церкви, хотя и в различной степени.

В конце выступления докладчик поставил ряд вопросов перед участниками конференции: возможно ли описать присутствие Христа в душе с точки зрения известных богословских категорий, как соотносятся учение преподобного Максима Исповедника и учение святителя Григория Паламы о присутствии Бога в спасаемых в Божественных энергиях Святой Троицы, является ли действующей в верных и человеческая природа Христа, а не только Его Божество, и т.д.

Доклад доцента Павла Доброцветова был прочитан в контексте выступлений о непрестанной молитве, о послушании, об аскетизме по трудам святых Паисия Величковского и Игнатия Кавказского, об экклезиологических аспектах поста и др.

Источник: Татьянин день

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама