Профессор Андрей Ефимов – заместитель декана миссионерского факультета ПСТГУ. На IV Всероссийском съезде епархиальных миссионеров РПЦ он поучаствовал в работе секции по подготовке миссионерских кадров. После заседания профессор Ефимов ответил на вопросы корреспондента ТД о том, как надо готовить миссионеров.
Андрей Борисович, что значит подготовить миссионеров?
Дать образование, воспитание, церковное мышление и навыки общения с людьми и навыки донесения смысла до самых разных людей.
Как это сделать?
В результате многолетних трудов мы пришли к тому, что даем светское образование (диплом университетский) и одновременно с ним второе богословское примерно в размере семинарии (диплом о дополнительном образовании). Причем светское образование с точки зрения нашего мировоззрения, нашей христианской веры. И есть еще третий компонент практика, которая начинается после первого курса.
Перед практикой даем студентам курсы педагогики, возрастной педагогики, психологии, риторики и еще кое-что.
Первая практика летний детский лагерь, где они трудятся в качестве воспитателей или организаторов, например в Подмосковье Архангельской епархии. В хорошем варианте летний лагерь для ребятишек то, чего они ждут целый год. И даже за 2-3 недели православный лагерь может дать в плане воспитания и возрастания духовного больше, чем воскресная школа за год.
Наши студенты учатся, как лагерь, как общаться со своими почти сверстниками. Вместо лагеря они могут вести подростковый клуб, но практика общения с ребятишками обязательна.
Во второй год мы готовим их к проведению уроков в общеобразовательной школе и бесед на самые серьезные темы: Кто я такой? В чем смысл жизни? Что такое любовь, дружба, брак, целомудрие и так далее. И в весеннем семестре второго курса они проходят практику в школу. Это значит, что они должны уметь войти в класс, поздороваться, дать тему, уметь управлять вниманием класса, заинтересовать ребят и в конце концов урока-беседы-диалога вывести их на правильное понимание всех этих проблем.
Ребята очень чуткие. Они мгновенно чувствуют любую фальшь. Поэтому тот, кто ведет беседу, должен сначала через себя, через свое сердечко пропустить, все знания и богословские, и по истории, религии, по самым различным предметам. Иначе ничего из беседы не выйдет.
Сразу вопрос: у Вас насыщенная программа, а для того, чтобы пропустить все это через себя, не просто запомнить, а именно прочувствовать сердцем, нужно время. А если человек не успевает за программой, если ритм его понимания с ней не согласуется?
-Это вопрос о мотивациях. Кому это не интересно, отсеиваются. А кто хочет учиться, как-то успевает. Реально, действительно успевают не только получать два диплома, но и успешно заниматься практикой.
Следующие за вторым два курса практика работы в молодежном коллективе, в команде.
И это все студенты с энтузиазмом осваивают. Значит, требуемые знания не так глубоко лежат, чтобы не могли пройти через сердце. Просто нужна работа, нужен труд. И к этому труду мы стараемся студентов приучить.
Куда идут трудиться Ваши выпускники? Вы поддерживаете с ними связь?
На самом деле, у нас и дневники, и вечерники, и заочники. Контакты поддерживать стараемся, но у нас для этого не много возможностей и бывает, что упускаем людей.
Наши выпускники трудятся очень во многих всех воскресных школах, семинариях и духовных училищах, в образовательных школах, в вузах... Многие пишут прекрасные дипломы, которые составляют половину диссертации, и потом защищаются в аспирантуре. Университетское образование тогда является университетским, когда получивший его человек может самостоятельно работать практически в любой гуманитарной области, что и происходит.
Источник: Татьянин день