Сообщение о злодейском убийстве 12 человек в том числе маленьких детей на Кубани вызвало общий шок даже в нашей, привыкшей к разгулу преступности, стране. Но еще более тяжелый шок могут вызвать подробности, выяснившиеся в ходе расследования этого громкого дела. Убийство было совершено бандой "цапков", которая на протяжении 16 лет беспрепятственно убивала и насиловала (речь идет о сотнях случаев) в то время как местная милиция закрывала все дела. Злодеи не только оставались безнаказанными приобретали все больше власти и влияния, лидер банды сделался народным депутатом.
Как такое могло произойти не в диком поле, а в государстве, не в Африке, а в России?
Кто-то уже спешит объяснить это тем, что жители этих мест презренные трусы; дело, скорее всего, вовсе не в этом. Герой истребляет банду негодяев в одиночку только в голливудских фильмах да и то, он, по законам жанра при этом отлично подготовлен и вооружен. Чтобы давать отпор разбойникам, нужны не отдельные герои, а организованные, сплоченные граждане а наше общество глубоко атомизировано. Граждане должны это делать не партизанским порядком, а через государство а наше государство глубоко коррумпировано. Эти два фактора разобщенность и коррупция и приводят к тому, что мы видели на Кубани, и трудно говорить о том, что ситуация в других местах намного лучше.
В чем причины разобщенности? Со времен падения коммунизма прошло уже достаточно времени но социальная ткань нашего общества все еще во многом сформирована тем временем временем, когда независимые объединения граждан (религиозные особенно, но не только), мягко говоря, не поощрялись, и все объединения должны были находиться под контролем партийного государства. Партия, комсомол, профсоюзы были, по сути, частью и инструментом государства, но они были хотя бы какой-то формой объединения людей. Когда и это исчезло, общество оказалось глубоко атомизированным те формы объединения, которые существуют в здоровой социальной ткани, были вытравлены за долгие годы партийной диктатуры, а коммунистические тоже распались.
Какой-то общинной жизни, в рамках которой люди могли бы встречаться со своими соседями, делиться своими заботами, помогать друг другу и просто чувствовать плечо ближнего, не существует. Если бы она существовала люди могли бы организоваться и дать отпор и тут не понадобился бы даже самосуд, люди смогли бы заставить государство исполнять свои обязанности. Объединения в которых возникает такая общинная жизнь необходимая составляющая любой здоровой социальной ткани. И это, прежде всего (хотя и не исключительно) церковные общины. Как показал летний кризис с лесными пожарами, именно Церковь оказалась наиболее эффективной формой самоорганизации граждан в борьбе с бедой. Церковь очень важная составляющая социальной ткани общества, и то, что в нашей стране она еще очень слаба одна из явных причин происходящих безобразий. Исцеление общества возможно только при усилении роли Церкви; это не вопрос веры, это вопрос очевидности. Кого-то это пугает; трудно представить себе, какие страшные клерикалы являются людям в их кошмарных снах, что они предпочитают иметь дело с "цапками" только бы не с клерикалами. Но никакого альтернативного проекта восстановления социальной ткани у наших борцов с клерикализмом нет вся их риторика носит чисто отрицательный характер.
В чем причины коррупции? Можно рассматривать вопрос с точки зрения экономики и социологии и, наверное, это вполне имеет смысл делать. Но нельзя не заметить самого главного отсутствия мотивации поступать честно. Мы живем в культуре с глубоко разрушенными ценностями, когда на вопрос "а почему, собственно, я должен быть честным, когда я могу быть богатым?" просто не существует внятного ответа. Бодрые "научные атеисты" рассказывают нам, что мораль выработалась у высших приматов в ходе эволюции, и ничего сверхъественного, никакого высшего Судии, который призовет нас к ответу за наши дела, за ней нет. Но это делает сам разговор о долге бессмысленным мало ли что выработалось у нас в ходе эволюции! В ходе эволюции у нас выработались и другие поведенческие реакции например, страх темноты (хищники охотятся главным образом, ночью) или склонность съедать всю доступную нам пищу. Человек, который не может заснуть без ночника или объедается и страдает ожирением, поступает глупо; но точно также глупо в этом случае поступает и тот, кто слушается голоса совести ведь в рамках атеизма совесть выработалась точно также, как страх темноты, и имеет не больше авторитета.
Что будут делать борцы с религиозным дурманом, если "цапки" придут за ними? Призовут на помощь милиционера? А с какой стати он должен утруждаться и к тому же подвергать свою жизнь опасности, если он может просто принять от бандитов соответствующую мзду и просто не слышать криков жертв? Будут взывать к долгу, к чести, к порядочности? А с какой стати человеку быть верным долгу, честным и порядочным? Мотив-то какой?
Нравственное неприятие со стороны других людей? Но для этого нужно, чтобы в обществе существовали ясные представления о порядочном и непорядочном, о том, как должно и как недолжно себя вести. Такие представления могут существовать по инерции, когда люди просто не задумываются об основаниях морали, но признают ее необходимость, когда вопрос "а с какой стати я должен" вообще не ставится. Но в нашей стране такой инерции, увы, практически нет люди задаются вопросом "а почему это я должен быть честным?" и не видят на него ответа.
Наказание со стороны закона? Но кто будет исполнять этот закон? Кому это надо? Кто проверит в это наказание, видя, как люди, открыто и нагло этот закон попирающие, заканчивают тем, что благополучно удаляются в теплые страны, чтобы наслаждаться награбленными ими богатствами?
Вера в Бога, стремление соблюдать Его заповеди, стремление к вечному спасению, страх оказаться в числе навеки отверженных беззаконников? Но наши антиклерикалы уже объяснили, что это смешное суеверие, которого ни один грамотный человек не будет придерживаться. И честный человек, исполнявший свой долг и живший на одну зарплату, и изобретательный преступник, укравший миллиарды, наслаждавшийся богатством, властью и всеми удовольствиями, которые можно купить за деньги, одинаково навеки исчезнут, и последнее слово останется за презрительным смехом "умеющего жить" негодяя над честным тружеником.
Так с какой же стати людям быть честными? Можно разогнать коррумпированные государственные структуры и набрать новых людей но эти новые люди тут же столкнутся с тем же вопросом. Можно наслаждаться и обогащаться, зачем же нам воздерживаться?
Общество жизнеспособно, когда оно может ответить на этот вопрос и мы должны на него ответить. Есть Бог, и есть суд Божий, и последнее слово за Богом, а не за преуспевшими негодяями. Кратковременное торжество злодеев обернется зубовным скрежетом, терпение праведника будет вознаграждено. Человек, упорно исполняющий свой долг, обретет счастье, и счастье вечное; соблазнившийся лукавыми прибытками погубит свою душу. Мы должны говорить об этом даже не потому, что это поможет исцелению общественных язв а потому, что это истина, такова реальность, к которой каждый из нас приближается со скоростью шестьдесят секунд в минуту. Наши нынешние язвы знак того, что мы уклонились от этой истины.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорит о "повторной христианизации" нашей страны и это вопрос, прежде всего, вечного спасения множества душ. Но это и вопрос исцеления нашего общества исцеления, которого имеют все основания желать и люди, далекие от Церкви.
Источник: Радонеж