21 ноября Русская Православная Церковь празднует память священномученика Павла (Ансимова).
Священномученик Павел родился 24 августа 1891 года в селе Четыре Бугра Астраханской губернии в семье священника Георгия Ансимова. В 1906 году Павел окончил Астраханское епархиальное училище, в 1911-м Астраханскую духовную семинарию. В 1912 году Павел Георгиевич обвенчался с девицей Марией, дочерью священника Вячеслава Соллертинского, настоятеля одного из астраханских храмов, и был рукоположен во священника. Однако желание расширить образование было настолько сильным, что он решил, несмотря на свое семейное положение, поступить в Казанскую духовную академию. Он окончил академию в 1918 году, во время разрухи государства и начавшихся гонений на Русскую Православную Церковь.
В 1921 году отец Павел был приглашен служить в Успенский храм в станицу Ладожская на Кубани. В это время в южных губерниях страны наступил голод, и семье священника пришлось испытать много лишений, пока добрались до станицы. Бывало, они доходили до какого-нибудь села, матушка вставала просить милостыню у храма, и затем они двигались дальше. В 1923 году храм в Ладожской был захвачен обновленцами и затем закрыт, и отцу Павлу пришлось покинуть станицу. В это время его тесть-священник написал ему, что есть место регента в храме Введения в Черкизове в Москве, и, если отец Павел желает, то может занять это место. Он согласился на предложение и в 1924 году стал служить в храме регентом.
В 1925 году освободилось место священника в храме Введения на Введенской площади в Москве, и отец Павел был назначен туда. Но безбожники заявили, что им нужен клуб, и в 1929 году Введенский храм был разграблен, а его здание отдано под клуб.
В 1930 году отца Павла назначили служить в храм святителя Николая в Покровском. При храме образовалась монашеская община из сестер закрытых московских монастырей.
23 июня 1930 года отец Павел был арестован по обвинению в организации сестричества при храме и заключен в Бутырскую тюрьму. Поскольку основная причина ареста была та, что он был священником, то следователь ОГПУ предложил ему оставить церковное служение. "Напишите, что вы уходите, сказал он, мы вас возьмем счетоводом, молодые нам нужны, а вы человек грамотный, молодой". Отец Павел отказался, и был жестоко избит.
Обвинения следователю не удалось доказать, и 12 августа 1930 года священник был освобожден и вернулся к служению в храме. За ревностную и беспорочную службу он вскоре был возведен в сан протоиерея.
В ХХ веке веке массовых преступлений жизнь человека и его свобода почти перестали цениться, и можно было арестовать человека, используя его в качестве "пособия" во время учебной практики. "Научный" руководитель из ОГПУ предложил двум курсантам пройти практику, арестовав какого-нибудь священника. Таким "пособием" стал отец Павел.
В ночь с 28 на 29 декабря 1930 года курсанты провели тщательный обыск в квартире священника, перевернув все верх дном и вскрыв все киоты на иконах. После обыска отцу Павлу приказали прощаться с родными, как если бы его ожидал долгий срок заключения или даже смерть. Отец Павел попрощался с семьей, и его увели сначала в тюрьму ОГПУ на Лубянке, а затем в Бутырскую. Основанием, почему именно отец Павел стал "пособием" для проведения учебных юридических действий, явилось донесение, в котором был воспроизведен рассказ одного из священников о своем пребывании на Лубянке, в котором он среди прочих знакомых упомянул имя и отца Павла Ансимова.
"Меня в последний раз в ГПУ допрашивали около семи часов подряд, рассказал этот священник. Допрашивали четверо... Чего они ищут? Не пойму. Как они ни вертись, а всё равно погибнут. Когда это вопрос. Или сами помрут, или их изживут. Конечно, мне не дожить до конца того или иного. Но кто-нибудь, из могущих дожить до этого момента, попомнит мои слова. Отцу Павлу Ансимову отец Михаил... предлагает перейти к себе в церковь... Но по-моему, не стоит. Уж если будут гнать, так нигде не спасешься. И будет ли там лучше вопрос. Каждый из нас священников, служителей Церкви, должен оставаться до конца... не покидать мать нашу Церковь, и особенно, когда она больна, не переходить с места на место. В ГПУ меня в последний раз водили по каким-то коридорам подвальных и других этажей, прежде чем попасть мне на допрос. Уж зачем это нужно было, никак не могу додуматься. А обратно очень быстро я вышел во двор и потом на улицу... Отдать справедливость тонко и умело работают! А самое главное, сильное моральное действие производит пребывание в этом злачном месте".
После месяца пребывания в тюрьме отец Павел был освобожден. Войдя в дом, священник встал перед иконами и, помолившись, сказал: "Господь дает мне некоторое время еще послужить".
В 1931 году храм святителя Николая в Покровском был закрыт, и началось его разрушение. На грузовой машине к храму подкатили рабочие и стали снимать с купола крест. Накинули на крест веревки и стали раскачивать, но он долго не поддавался. Пошел дождь, что страшно раздражало рабочих, так как им пришлось мокнуть на крыше. Наконец им удалось выдернуть крест, и он повис перевернутым, и с него, как слезы, стали стекать капли дождя. Отец Павел смотрел вместе с сыном на гибель храма, в котором еще недавно совершалась Божественная литургия и прославлялся Творец и Господь, а теперь творение яростно ругалось Творцу. Дождь пошел сильнее. В это время крест стал падать вниз. Чтобы в душе ребенка не запечатлелся образ поругания над символом Христовых страданий, символом победы над смертью, отец Павел накрыл сына с головой полами своего пальто.
С 1932 по 1935 год отец Павел служил в храме Воскресения на Семеновском кладбище до его закрытия, а затем перешел служить в храм Рождества Христова в Измайловском. Отец Павел был человеком утонченным, с нежной душой и, бывало, писал своим прихожанам маленькие записки, чтобы поддержать их в эту страшную и безжалостную эпоху гонений, когда облако смерти нависло не только над верующими, но и над всей страной.
"Приветствую маленькую Женю, писал он в 1936 году одной прихожанке. Пусть нынешний день напомнит тебе о том счастливом, невинном детстве, когда душа была чиста, и все мысли были хороши и светлы, и дай Господь, чтобы причащение Святых Таин обновило твою душу и соделало ее чистой и молодой, способной воспринимать благодать Божию такой, какая она есть. Буду, как и всегда, молить Бога, да оградит Он тебя от всех зол и всех жизненных невзгод, привлечет к Себе для спасения твоей души. Дай Господи, чтобы твое христианское сердце постоянно горело любовью к Богу и ближним и побуждало делать только доброе и хорошее, избегая худого. Храни тебя Бог. Грешный молитвенник и доброжелатель протоиерей Павел Ансимов".
Когда прихожане спрашивали отца Павла, что такое счастье, особенно в то тяжелое время, когда на их глазах рушилось всё, рушились храмы и монастыри, и даже самые кладбища, не могущие никак повредить новой власти, как память о прошлом, сметались с лица земли, отец Павел говорил: "Счастье это способность человека радоваться всему, что дает ему Господь".
В 1937 году на отца Павла донесли, что он проповедует так, что его проповеди можно истолковать как антисоветские. 2 ноября 1937 года отец Павел вместе с группой прихожан был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. Сотрудники НКВД в обвинительном заключении написали о них: "В городе Москве существует широко разветвленная контрреволюционная фашистская группа церковников, состоящая в большинстве своем из монахов, бывших людей и лиц без определенных занятий. Группу возглавляет Ансимов Павел Георгиевич; группа распространяет разного рода ложные слухи о войне и якобы скорой гибели советской власти, о тяжелом материальном положении трудящихся, о якобы существующем в СССР гонении на религию и духовенство, которое безвинно осуждают и высылают в отдаленные места СССР, где последних подвергают пыткам и мучениям".
Отец Павел обвинялся в том, что "возглавлял группу церковников, снабжал участников последней контрреволюционной литературой. Среди окружающих... распространял разного рода ложные контрреволюционные провокационные слухи о якобы существующем в СССР гонении на религию и духовенство...".
Следователи на допросах попытались обвинить священника в нелояльном отношении к власти и в совершении тайных богослужений и треб, но отец Павел категорически отказался признать возводимые на него обвинения.
19 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Павла к расстрелу. Протоиерей Павел Ансимов был расстрелян 21 ноября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Полный текст жития священномученика Павла (Ансимова) опубликован в книге "Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том IV". Тверь, 2006.
Для желающих приобрести книги: тел.: 8 (916) 032 84 71 или e-mail: at249@mail.ru
Источник: Фома