Премьера документального фильма "Экклесиа (Собрание призванных)" режиссера Дмитрия Таланкина состоялась 22 ноября в Центральном доме кино. Картину из-за аншлага пришлось показывать одновременно в двух залах – Большом и Белом, оба были заполнены до отказа.
Фильм о народе Божием, о единении живых и ушедших членов Церкви состоит из четырех серий и задуман как кинофреска: не случайно в него включен эпизод, где протоиерей Александр Салтыков объясняет иконографию образа Новомучеников и исповедников Российских, являющего Церковь Небесную – собрание верных всех чинов и сословий, пострадавших за Христа.
Серия "Кузница кадров" – это череда образов студентов и выпускников Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. "После Первой мировой войны появилось понятие молодежи, которого до сих пор не было, – беседует с ними священник. – Когда человек не живет ни в той семье, где он родился, ни свою собственную не создает". Понятие пустоты и выхолощенности в традиционной культуре соответствует понятию современной молодежи, не романтичной в своих взглядах на любовь и семью, но зато прагматичной "до тоски зеленой". "Молодежь всегда не религиозна", – продолжает делиться нелицеприятными наблюдениями пастырь. "А мы?" – вопрошают студенты. "А вы – не типичные представители".
"Я нигде не видел такого количества ясных лиц и глаз, как в этом учебном заведении, и захотелось это передать", – подчеркнул Дмитрий Таланкин перед показом.
Серия "Пристань" рассказывает о родине Патриарха Тихона – небесного покровителя ПСТГУ, родившегося в погосте Клин Торопецкого уезда Псковской губернии, и о личности этого выдающегося святителя-исповедника.
"Сохранившие Церковь" – информационно очень спрессованное повествование о трех местоблюстителях, назначенных Патриархом Тихоном себе в преемники: священномучениках Петре (Полянском), Кирилле (Смирнове) и священноисповеднике Агафангеле (Преображенском), а также о митрополите Сергии (Страгородском).
Завершающий фильм "Казахский тракт" получился наиболее трагичным и эмоциональным. Карагандинский исправительно-трудовой лагерь НКВД, Карлаг – "огромная империя на территории центрального Казахстана". Шахты, которые открывались в 30-х годах, разрабатывались спецпереселенцами. Съемочная группа фильма побывала и под землей.
Научный сотрудник ПСТГУ Лидия Головкова отмечает: "Вся земля здесь покрыта могилами пострадавших и полита их кровью – один сплошной антиминс. В Алма-Ате соединялись пути этапов. Матушки из закрытого алма-атинского монастыря пригревали всех, кто сюда попадал. Настоятельница говорила: "Не жалейте ничего для них – у нас это лишнее".
Живой свидетель – 99-летний на момент съемок схиигумен Евфимий (Тимаков) (ныне ему 102 года) – попал в эти края вместо своей матери, не выдав ее местонахождение. Благодаря духовному наставнику о. Евфимия – преподобному старцу Севастиану Карагандинскому – в этих местах зазвучала проповедь, сложилась церковная жизнь.
Благочинный Карагандинского округа протоиерей Михаил Патрикеев подчеркивает с экрана, что спецпоселенцы работали на здешней шахте очень добросовестно, несмотря на обиды от власти. "Нужно, чтобы не повторилось то, что случилось на нашей земле, – предостерегает священник. – Почему это произошло с нашим народом? Когда человек отошел от Бога – Источника жизни, то вокруг себя он сеет хаос и нелюбовь. Наш народ был богоносец, а стал искать царства земного. Новомученики для нас – жизненный пример, чтобы мы не оземлялись, но обращали свой взор к Небу".
В картине показано "мамочкино кладбище" со скромными крестами в одном из бывших лагерных поселков. Во времена Карлага поблизости стояли бараки переселенцев, женщины время от времени рожали, продолжая после этого работать, как обычные заключенные – по 10-12 часов в сутки, а отлучиться покормить детей разрешалось один раз. Дети умирали – так и образовалось это кладбище. По приводимым свидетельствам, могил в зимнюю стужу не копали, и матерям приходилось складывать умерших младенцев в бочки, стоявшие в коридоре женского барака и к весне наполнявшиеся крошечными телами.
С мертвыми в ту пору не принято было церемониться: мы слышим с экрана свидетельства, что тех, кто погибал в этих краях при строительстве железной дороги, закапывали прямо в насыпь и сверху прокладывали рельсы.
"Может быть, главное деяние Свято-Тихоновского университета – труды по подготовке канонизации новомучеников", – отметил Дмитрий Таланкин. Перед показом фильма он поделился своим пониманием миссионерства в кино: "Многие люди, не потерянные для Бога, не могут сделать шаг навстречу. Надо постараться каждому человеку нести свет Христов в меру наших возможностей. Надо дать им возможность взглянуть на верующих людей. Даже если отрешиться от всего того, что в нашей картине говорится, и представить, что вы не знаете русский язык и просто смотрите на лица и пейзажи, это должно возыметь действие. Поэтому был принципиальный отказ от дикторского текста, от сыгранных кусков, от ведущего".
"Свидетельствовать можно лицом, если оно к лику приближается, образом жизни, поведением. Люди не всегда адекватно реагируют на слова, особенно в нашей стране, где сильна была коммунистическая пропаганда, сформировавшая недоверие к идеям, которые высказываются чрезмерно навязчиво. Это в нас вросло".
Когда поднимаешь церковную тему, необходимо быть бережным и к зрителю, и к Церкви, чтобы не расплескать ее сокровища, убежден режиссер.
Источник: Благовест-инфо