ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Трезвость как норма жизни

Ирина Дуденкова :: 30 ноября 2010

Этот неуклюжий слоган, вынесенный в заголовок, был изобретен в советские времена применительно к известным общественным реалиям и практикам, поэтому, вероятно, почти не приметен глубокий смысл, который может за ним стоять. Осмелюсь предположить, что мало кто понимает сегодня, что стоит за распространенным аскетическим понятием трезвения.

Разве мы не считаем себя людьми самостоятельными, независимыми в своих суждениях, контролирующими свои желания, разве не действуем в соответствии с таким представлением о себе? Именно поэтому я полагаю, что нам, считающим себя трезвыми, можно поучиться у тех, для которого оставаться трезвым не только в духовном, но и физическом смысле означает ежеминутно полагаться на помощь Бога, совершать ежедневные усилия удержания воли, нести многолетнюю ответственность за других.

"Сергей – алкоголик", "Любовь – алкоголик", "Володя – алкоголик", "Галина – алкоголик" – участники группы анонимных алкоголиков высказываются о себе и теме собрания: "Отпусти и положись на Бога". Странная самоаттестация. С одной стороны, я , дочка и внучка алкоголиков, не могу разглядеть в этих дружелюбных, уверенных, честных и успешных людях признаков тяжелейшего недуга тела и поражения духа, следов алкогольной зависимости. С другой стороны, и это самое главное, я никогда не слышала, чтобы алкоголики признавали себя за таковых, признавались сами себе в своей зависимости, не обвиняя близких и обстоятельства, без всякой жалости или снисхождения к себе . Немного экзальтированный дружный смех на шутки, понятные только им, искренние длительные аплодисменты тем, кто отмечает юбилеи трезвости, свидетельствуют о каких-то особых связях между этими людьми, недоступных для понимания теми, кто никогда не испытывал чувства похмелья и не видит разницы между их разновидностями.

Каждое их высказывание и размышление заряжено неподдельных драматизмом: здесь наблюдения о служении, о решительности, о труде принятия себя таким, какой ты есть, об амбивалентности чувства вины и манипулировании обидами, о сопротивлении и благодарности. Каждое высказывание завершается радостной или тягостной, в зависимости от стадии выздоровления, констатацией: "Благодаря Богу и вам я сегодня трезвый". Ах, эта напускная открытость, эта натужная искренность, этот известный протестансткий стиль, скажете вы и – промахнетесь. Слышал ли кто-нибудь что-то подобное в разговорах между хорошо знающих друг друга прихожанами после службы? Да и в воцерковленной семье часто ли случаются такие откровения и признания, свидетельствующие о внутренней работе предстояния перед Богом, которые были распространены на христианских агапах? В этих коротких отчетах о проделанном пути нет экзальтации и самолюбования, они часто грустные по своей интонации, и у них, кроме передачи опыта выздоровления, есть еще одна важная задача – избавиться от болезненных стереотипов в отношениях с другими.

Знаменитая статья Джека Александера "Анонимные Алкоголики" заканчивается потрясающей догадкой: "Все алкоголики, пьяные или трезвые, любят поболтать. Больше всего на свете они любят общество, может быть поэтому они и стали алкоголиками". Таким образом, идея состоит в том, чтобы трансформировать эту социальную зависимость или нужду, эту заброшенность и озабоченность другим, откуда бы они не происходила, преобразив ее в чувство ответственности. Поэтому группы Анонимных алкоголиков все же не агапы и не сектантские собрания, в чем подозревают их бдительные высокодуховные православные эксперты, и даже не кружок людей, разделяющих общие взгляды и интересы, а прежде всего и только группы взаимопомощи. При обсуждении работы анонимные алкоголики говорят о спасении ими алкоголиков как "страховке" для себя. В служении и труде, в поддержке и утешении других болящих и растерянных приобретается бесценный опыт ответственности, стойкость и трезвость наставника, путь его социальной реабилитации не просто пример для подражания, но также надежда другого, что и он сможет преодолеть свою страсть. Опыт групп показал, что как только выздоровевший алкоголик уменьшает интенсивность работы служения, появляется вероятность того, что он запьет сам.

Что означает и чему служит принцип анонимности, что может стоять за этой странной установкой, практически эксцентричной во времена всеобщей необязательной репрезентации в социальных сообществах и сетях? Анонимные алкоголики не являются общественным движением в расхожем смысле, в нем нет организаторов, получающих зарплату, нет и централизованного управления, они не участвуют в публичных дискуссиях, уклоняются от пропаганды и рекламы. В малых группах средства на минимальную информационную деятельности и внутренние нужды группы образуются из вкладов в пущенную по кругу шляпу. Опыт публичности оказывался как правило крайне не полезным для анонимных алкоголиков, груз общественного признания здоровых людей ложился на них непосильной ношей, приводил в забвению болезни, заканчивался трагедиями срывов и тяжелых запоев. Доцент и дворник, редактор и курьер, проректор и журналист, состоятельный и бедный, русский и поляк, молодой и старый, мужчина и женщина, все социальные и даже биологические различия оказываются незначительными, они равным образом безоружны перед их общей бедой, перед болезнью: пристрастием к алкоголю. Есть еще и второй смысл у анонимности: это жест смирения перед тем, кто знает имена и времена, тем, чьей поддержкой необходимо заручиться ради выздоровления воли.

Напоследок, как принято говорить, скупая статистика. По оценке анонимных алкоголиков, пятьдесят процентов алкоголиков, пришедших в сообщество, выздоравливают, двадцать пять процентов приходит в норму после одного-двух срывов, а остальные продолжают находиться в неопределенном состоянии. Это исключительно высокая пропорция выздоравливающих. Статистики по традиционным медицинским и религиозным методам лечения нет, но по неофициальным данным, для рядовых алкоголиков такие методы дают не более двух-трех процентов успеха.

Источник: Татьянин день

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама