Мы предлагаем нашим читателям материал из нового, шестого номера журнала "Неопалимая Купина". Это не опечатка. Шестой номер журнала еще не вышел, он лишь готовится к печати. Все материалы номера уже готовы, в настоящее время начата работа над версткой. Но в силу загруженности верстальщика в конце календарного года новый номер может выйти чуть позднее, а не к Рожеству Христову, как предполагала редакция.
Однако среди материалов нового номера есть статья, которую, как нам кажется, мы должны донести до читателей без промедления. Это статья А.Ю.Рябцева о праздновании Пасхи. Поэтому общим решением редакции мы отступаем от сложившейся практики публикации материалов нового номера после того, как он большей частью реализован, и размещаем статью А.Ю.Рябцева о праздновании Пасхи и предисловие к ней главного редактора журнала "Неопалимая Купина" Сергия Аветяна до выхода нового номера в свет.
Статья А.Ю.Рябцева довольно обширна. Технические параметры сайта не позволяют разместить ее полностью в текстовом формате. Поэтому мы публикует первую часть статьи, в которой описано существо проблемы, связанной со временем празднования Пасхи и ссылки, по которым в нашей Книжнице полный текст статьи А.Ю.Рябцева можно скачать в формате *doc или *pdf.
Сергий Аветян
О статье А.Ю.Рябцева
Статья Алексея Юрьевича Рябцева родилась не вдруг. Начало ей было положено ещё год назад, когда для журнала "Неопалимая Купина" была написана её первая, справочно-техническая часть, знакомящая читателей с самим механизмом пасхальных таблиц. Тогда статья не была опубликована и заняла своё место в редакторском портфеле.
Празднование Пасхи 7518 года заставило редакцию вернуться к этой теме, т.к. впервые с 1966 года (н.с.), когда все участники редакции были ещё в весьма юном возрасте (а иных так и вообще не было), повторилась ситуация, когда июдейская неделя Песаха дважды подряд накладывается на Светлую Седмицу, празднуемую православными христианами как един день Святой Пасхи.
Осознание того простого факта, что Пасха праздник переходящий, т.е. не назначенный раз и навсегда на какое-то число, а перемещающийся в зависимости от фаз Луны на промежутке в 35 дней, стало основанием для предпринятого автором исследования.
К тем же лунным фазам привязано и празднование июдеями Песаха, заповедь о праздновании которого дана Ветхозаветной Церкви ещё Богом Отцом.
В книге Исход писано:
"И рече́ Госпо́дь к Моисе́ю , и Ааро́ну, в земли́ Еги́петстей глаго́ля: ме́сяц сей вам нача́ло ме́сяцем. Пе́рвый бу́дет вам в ме́сяцех ле́ту.
[...]
И да бу́дет вам день сей в па́мять, и чте́те пра́здник Го́споду в ро́дех ва́ших, зако́нно и ве́чно, пра́зднуете семь дни́й опресно́ки, да я́сте. От пе́рваго дне изме́те квас, от домо́в ва́ших. Всяк бо и́же снесть ки́сло, поги́бнет душа́ та от Изра́иля. О́т дне пе́рваго и до́ дне седма́го.
Пе́рвый же день да ся прозове́т святы́и, а седмы́и де́нь наро́чит свят да бу́дет вам. Всего́ де́лания рабо́тна, да не сотвори́те вонь, ра́зве ели́ко сне́сть, сотвори́тся вся́кой души́, то́чию сия́ да сотворя́тся вам.
Снабди́те же за́поведи сия́, в сий бо день изведу́ си́лу ва́шу от земли́ Еги́петския, и да сотвори́те в сий день в ро́ды ва́ша, зако́нно и ве́чно начина́юще.
В 14-ый день пе́рваго ме́сяца с ве́чера да я́сте опресно́ки, до два́десяти и еди́наго дне месяца до ве́чера. Се́дмь дний квас да ся не яви́т в доме́х ва́ших. Всяк и́же а́ще яст ква́сно, погуби́тся душа́ та от со́нма сыно́в Изра́илевых. И в прише́льцех земли́, вся́кого ква́са да не я́сте..."
Одновременно со связью Пасхи – Воскресения и Песаха, для празднования которого Исус Христос и пришёл в Иеросалим, Господь, устами апостолов, заповедал нам не праздновать Пасхи вместе с июдеями и прежде времени.
Совершенно очевиден тот факт, что независимо от того, отступаем мы от Песаха на 1 день, на 3 или на 10, связь с лунными фазами остаётся, и чем раньше в каком-либо определённом году празднуется Песах, тем раньше празднуется Пасха, и наоборот – чем позже Песах, тем позже Пасха. Следовательно, самый ранний Песах всегда означает и самую раннюю Пасху.
Однако сегодня этот простой и очевидный механизм нарушен. Кем, с какой целью, умышленно или не умышленно – мы можем только предполагать, но для нас это и не имеет особого значения. Важно другое: при сдвиге столбца ключей границ на несколько пунктов по отношению к столбцам астрономического календаря, мы получаем на той же таблице совершенно верную закономерность, при соблюдении которой мы, даже не задумываясь о том празднуют июдеи Песах 1 день или 7, НИКОГДА не попадаем в их неделю опресноков и не имеем с ними ничего общего, как и заповедано правилами апостольскими, Никейским и Антиохийским соборами.
Так что суемудрия о том, важно ли не попадать с июдеями только в первый день, или во всю седмицу, можно спокойно оставить никонианским "богословам". Благо, они уже на протяжении нескольких веков пытаются обосновать такое совпадение, одновременно противопоставляя себя католикам, которые в связи с введением григорианского календаря умудряются в некоторые годы попадать и на первый день Песаха.
Возможен ли был такой сдвиг в незыблемых, казалось бы, таблицах? Да. Возможен. На наших глазах в новом издании Ока Церковного и Часослове, изданном Верещагинской типографией, помещены неправильные пасхальные таблицы, в которых столбец индиктов сдвинут на восемь пунктов относительно астрономических таблиц. Произошло это, вероятно, от въевшегося в мозг составителей понятия о том, что таблица повторяется один в один каждые 532 года. Но эта повторяемость касается только циклов лунного и солнечного течения. Индикты же нужно либо просто продолжить по ряду от последнего в предыдущем индиктионе, либо пересчитать заново и подставить к астрономическим таблицам соответственно году.
Осознания факта ошибки с индиктами в Церкви есть, т.к. в настольных календарях, издаваемых вл. Зосимой и Митрополией, уже несколько лет печатается правильное значение. Тем не менее, в богослужебных книгах, авторитет которых неизмеримо выше авторитета настольного календаря, ошибка так и не устранена. Следовательно, лет через 100 – 150, коли Господь ещё потерпит грехам, наши потомки смогут ссылаться на них, как на несомненное свидетельство того, что "благочестивые предки", которые "не глупее нас были" считали индикты именно так, а значит, так и должно быть.
Важно понимать, как понимали наши благочестивые предки, оставшиеся верными православию, что неизменны и незыблемы только Писание, Соборы и та традиция, которая согласуется с ними. Все же инструкции, таблицы и прочие вспомогательные, "технические" акты основываются на этом крепком основании и не могут быть с ним не согласны либо отменены со ссылкой на сомнительный обычай или привычную ошибку. Тем паче, что в изначальные пасхальные таблицы составителями заложен принцип соблюдения апостольского и соборного правил. Рассматривая эти таблицы, мы можем сделать правильный вывод о том, какая именно закономерность по отношению к лунным фазам и Песаху была использована при составлении пасхалии.
Статья Алексея Юрьевича не вносит ничего нового, не призывает к потрясению основ и революциям, а просто обращает внимание на очевидный факт. Какие же выводы делать для себя из этой очевидности каждый христианин в отдельности и Церковь в целом решают самостоятельно. На личном или соборном уровне соответственно.
Помощи Божией нам всем в сей временной жизни и том выборе, который христианин в этой жизни делает каждым своим шагом. Выборе между Христом и миром. Между Христом и его распинателями.
Простите ради Христа и вас Бог простит.
По материалам источников: Неопалимая Купина