ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Богословие страха и трепета

Радикализация монашества угрожает единству Московского Патриархата

Андрей Зайцев :: 01 декабря 2010

Жестокое обращение с воспитанницами приюта при Боголюбовском монастыре – далеко не единственное следствие той атмосферы, что сложилась вокруг обители и ее бывшего духовника архимандрита Петра (Кучера). Если почитать тексты защитников монастыря, то можно выделить их своеобразный "символ веры", каждый из пунктов которого представляет собой огромную опасность для Церкви.

Для единомышленников архимандрита Петра существует единственный авторитет в христианстве – тот или иной "старец", а его монастырь превращается в единственное сакральное пространство на Земле: "Боголюбово для нас и Иерусалим, и Афон. Но главное, Боголюбово – это сердце России, дающее пульс всей нашей духовной жизни". Подобное отношение к пространству, его деление на сакральное и профанное, свойственно многим религиозным культурам. Но здесь мы имеем дело с совершенно четко очерченной границей "Церкви", которая совпадает с территорией одного монастыря. Это означает, что любой человек, не разделяющий столь гипертрофированного почитания некой "святыни", объявляется "еретиком", носителем всевозможных пороков и человеком, продавшим душу дьяволу. В результате у "духовных детей" архимандрита Петра и подобных ему "старцев" отсутствует иерархия авторитетов внутри Церкви и они не в состоянии принять слова апостола Павла о том, что в Церкви могут быть разномыслия. Если такое местечковое православие станет преобладать в РПЦ, то она очень быстро расколется на множество маленьких группок, которые будут находить все новых и новых "врагов" вокруг себя.

Подобные примеры уже случались в истории мирового и российского христианства: достаточно напомнить о различных старообрядческих толках, которые с жаром отстаивали лишь собственное право на обладание истиной.

Второй особенностью своеобразного "символа веры" последователей архимандрита Петра и его единомышленников является их превращение из последователей Христа в "комитет по подготовке к встрече антихриста". Достаточно посмотреть на листовки, распространяемые возле обителей, или интернет-издания, которые активно поддерживают боголюбовцев, чтобы понять, что эти люди активно проповедуют "богословие страхов и запретов". С их точки зрения, христианину нельзя принимать ИНН, работать за компьютером, пользоваться современной техникой, иметь паспорт нового образца, покупать продукты в магазинах, общаться с людьми и просто радоваться жизни в этом мире.

Историческая абсурдность этой ситуации заключается в том, что духовные чада архимандрита Петра готовы жить с советским паспортом. Их не смущает, что в СССР преследовались верующие, что официальной идеологией этой страны был атеизм. Борцы с российскими паспортами, возможно, не предполагают, что в 20–30-е годы прошлого столетия некоторые "катакомбные христиане" отказывались от советских паспортов, также находя в них печать антихриста.

Подобное "богословие страхов" можно найти и в назидательных брошюрах, распространяемых через церковные лавки, и в проповедях отдельных священнослужителей, и это ставит перед РПЦ серьезную проблему правого раскола, преодолевать последствия которого будет очень тяжело.

Из богословия страхов напрямую вытекает психология казармы, которая очень свойственна защитникам архимандрита Петра: "Не каждый ребенок хочет жить в монастыре. И не каждый человек имеет монашеский уклад. Поэтому некоторые дети и капризничали, и поддавались на всякого рода провокации сторонних людей, выполняющих проплаченные спецзаказы. Были и такие девочки (единицы, они и проявились), которые мечтали как можно быстрее любой ценой покинуть монастырь, чтобы жить по своему желанию и усмотрению, а не по родительской или батюшкиной воле". Автор этой цитаты, который организовал приют в Боголюбовском монастыре, не может себе представить, что нормальные дети как раз должны шалить и капризничать. Для него существует только византийский идеал ребенка как маленького рассудительного старичка. Но даже византийские и древнерусские жития святых являют нам многообразие при описании детства подвижников, а уж новейшая история Церкви дает свидетельства того, что некоторые святые обладали превосходным чувством юмора и веселым нравом. В качестве примера такого подвижника можно привести хотя бы преподобного Амвросия Оптинского. Но боголюбовцам история Церкви не слишком знакома, а потому их жизненный идеал скорее напоминает колонию строгого режима или санаторий для неизлечимо больных, чем нормальную человеческую жизнь: "Дисциплина, умеренный, но принятый за норму жизни труд, размеренная жизнь с молитвой – что может быть лучше для ребенка?"

Третьим важнейшим пунктом "символа веры" боголюбовцев стало гипертрофированное почитание семьи последнего русского императора, тоска по сильной руке и уверенность в том, что единственной приемлемой для христианина формой правления является монархия. В многочисленных проповедях архимандрита Петра постоянно говорится о том, что весь русский народ виноват в "грехе цареубийства", что царь искупил грехи России, что православный человек должен быть монархистом.

Всем этим набором политических лозунгов и социофобий можно было бы пренебречь, если бы они не были широко распространены в церковной среде. Имя Николая II для многих стало символом русского православия, а любые попытки разобраться с ролью этого человека в российской истории наталкиваются на обвинения в кощунстве и оскорблении святынь. При этом "кощунственными" объявляются даже формулировки из акта о канонизации царской семьи, которые кажутся боголюбовцам и прочим монархофилам недостаточно благочестивыми.

Между тем подобное политизированное православие является наибольшей угрозой для Русской Церкви, о чем свидетельствует история с бывшим епископом Диомидом, который "низложил" епископов РПЦ и объявил себя правопреемником Святейшего Синода, управлявшего Церковью от петровских реформ до избрания Патриарха Тихона. Радикальные ревнители православия в открытую призывают церковное священноначалие сократить контакты с нынешним руководством страны, с представителями других религий. Маргиналы толкают Московскую Патриархию на зыбкую почву противостояния с государством и отрицания конституционного строя России. История показывает, что подобные демарши ни к чему хорошему для Церкви не приводят.

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама