ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

Выступление митрополита Корнилия на XV ВРНС

26 мая 2011

Позвольте мне от имени Русской Православной Старообрядческой Церкви приветствовать участников XV Всемирного Русского Народного Собора. Тема нынешнего высокого собрания "Базисные ценности – основа единства народов" заставляет задуматься о подлинных основах мирной и созидательной жизни в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране.

Старообрядчество имеет более чем 350 летний опыт сосуществования с самыми разными религиями и национальностями. После раскола Русской Церкви в XVII веке, сотни тысяч православных христиан самых разных социальных групп и слоев были вынуждены бежать от костра и дыбы на окраины русского государства и за его пределы.

Поселяясь на окраинах государства, староверы сделали многое для мирной русской колонизации земель. Искренность, верность слову, духовная и телесная чистота староверов позволили без конфликтов и тем более столкновений жить бок о бок с малыми народами, населявшими бескрайние просторы Российской империи.

Зарубежное пребывание для русских староверов, также не является чем-то новым. Уже более трех веков успешно живут, храня веру отцов, в зарубежных поселениях русские старообрядцы, которые имеют устойчивые и тесно связанные между собой общины в Европе, Северной и Южной Америке и в далекой Австралии.

Опыт старообрядчества показал, что даже в самом чужом и враждебном цивилизационном окружении они смогли не только выжить и создать островки покинутой Родины, но и наладить нормальные отношения с представителями самых разных национальностей и религий. Старообрядцы смогли долгое время жить в таких автократических государствах как Османская и Австро-Венгерская империи. Сохраняя свою веру, язык и культуру они смогли наладить мирные отношения как с простыми жителями этих стран, так и с местными властями. Этот опыт старообрядчества уникален и является очевидным свидетельством возможности мирного сосуществования самых разных национальных и религиозных групп на одной территории.

Так почему же староверам на протяжении сотен лет удавалось мирными способами, без конфликтов и потрясений сохранять свои религиозные и национальные особенности, в то время как многие другие национальные и религиозные группы утратили свою идентичность, а некоторые оказались ассимилированными либо исчезли в пучине войн и межнациональных конфликтов?

Этому есть несколько причин.

Во-первых, староверы на протяжении своей истории проявляли высокую степень веротерпимости. Сохраняя древлецерковные традиции и предания, свидетельствуя любому взыскующему об истине православной веры, они, тем не менее, не прибегали к агрессивному духовному прозелитизму или публичному хулению чужой веры, не стремились устрашить или уничтожить своих оппонентов. Даже в самые тяжелые моменты своей истории староверы не брались за оружие, не мстили обидчикам и гонителям. Поэтому старообрядцы могли в течение сотен лет спокойно жить рядом с язычниками, мусульманами, католиками и другими конфессиями. Староверы всегда терпимо и уважительно относились к окружающим. К этому призывает нас Господь, говоря: "Любите врагов ваших, благославляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и любящих вас" (Мф. 5, 43). Староверы, терпевшие не одно столетие гонения за веру, были исполнителями этого Божественного повеления, когда по слову апостола: "в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами в темницах" (2Кор. 6; 4), терпели мучения за имя Христово, не отвечая ненавистью и злом на притеснения.

Терпение и снисхождение к чему-либо выражается модным сегодня словом "толерантность". Для нас неприемлема "толерантность", которая заложена в основу экуменизма, ведущего к безразличию в вере, а в конечном итоге к безверию. Но если под этим термином понимать взаимоуважение, мирное сосуществование, исключающее экстремизм и духовную агрессию, то такая "толерантность" всегда была присуща старообрядцам.

Вторая причина мирной жизни староверов в инородном, культурном и конфессиональном окружении – это поддержание высокого уровня нравственности. Представители народов России с большим уважением относились к старообрядцам, не замечая в их среде распространения пороков и греховных привычек.

Еще одной ценной чертой старообрядческого опыта является особая трудовая этика. На окраинах России наблюдалось удивительное по современным меркам явление, когда старообрядцы, сохраняя свои уникальную национально-религиозную культуру, имели устойчивые торговые, деловые и общественные отношения с представителями разных религий и этносов. Во всех странах проживания старообрядцы известны как честные, законопослушные труженики, успешно конкурирующие с окружающим населением. Сегодня особенно интересны принципы трудовой этики, выработанные старообрядческим купечеством в XIX – начале XX века.

В отличие от нынешнего времени, когда олигархи, ощущая себя чуждыми миллионам своих соотечественников временщиками, ищут сиюминутной прибыли и вывозят капиталы за рубеж, старообрядческий предприниматель ощущал себя, прежде всего, приказчиком, исполнителем тех или иных дел, вверенных ему Господом. Благотворительность рассматривалась не как обременительный довесок к бизнесу, а как почетная, угодная Богу обязанность. Промышленник-старовер Владимир Павлович Рябушинский, называя православного предпринимателя "Божиим управителем" писал: "Основатель фирмы, выйдя из народной толщи, сохранял до самой смерти тот уклад жизни, в котором он вырос, несмотря на то, что он уже являлся обладателем значительного состояния. Конечно, в его быту все было лучше и обильнее, чем раньше, но в сущности то же самое. Хозяин не чувствовал себя ни в бытовом отношении, ни духовном иным, чем рабочие его фабрики. Он очень гордился тем, что вокруг него "кормится много народа". В таком понимании своего положения бывший крепостной, а теперь первостатейный купец, совершенно не расходился со средой, из которой вышел. Все окружающие, бедные и богатые, окрестные мужики и его же фабричные, уважали старика именно за то, что он хозяин, дающий заработок сотням и тысячам".

И наконец, еще одна неоспоримая ценность старообрядческого опыта – сохраненная русскость. Когда после высылки из России Александр Солженицын в Америке познакомился с тамошними староверами, то был поражен своим открытием. Он был рад (цитирую) "видеть, как сохранился их национальный облик, народный нрав и слышать их сохраненную речь. Нигде на всем Западе и далеко не везде в Советском Союзе почувствуешь себя настолько в России, как среди них". Многие потомки российских эмигрантов XX века едва ли вспоминают о России, значительная их часть давно утратила веру, культуру и даже язык, хотя не прошло и сто лет. Зато в общинах староверов, основанных за пределами Отчизны 200 и даже 300 лет назад до сих пор сохраняются старинные русские традиции и обычаи.

Все вышесказанное позволяет сделать обнадеживающий вывод. Если русский народ не только в отдельных выдающихся личностях, но в миллионах своих сынов сумел явить лучшие черты и самобытные ценности, ставшие основой его благополучия и добрых взаимоотношений с проживающими рядом с ним народами, то у него есть большое будущее.

Но это будущее станет возможным лишь в случае возвращения к своим корням, к вере отцов, к тем ценностям и традициям, на которых была создана великая цивилизация православной России.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама