ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

Рассказали о старообрядцах

01 сентября 2011

Они сохранили исконно русскую культуру, крестятся двуперстием и придерживаются других традиционных церковных правил. Несколько столетий они подвергались гонениям и были обособлены, но остались верны традициям. Речь идет о старообрядцах, которых в Ульяновской области немало и сегодня.

В выставочном зале на Покровской (ул. Л. Толстого, 63) начала работу выставка "Культура старообрядцев", созданная совместно с ульяновской старообрядческой поморской общиной Древлеправославной Поморской церкви . Община была официально зарегистрирована 10 лет назад. В честь этого события на открытие выставки приехали старообрядцы из других городов – Уфы, Самары, Алатыря, Сызрани, Чебоксар и др.

[2]

Как рассказал наставник ульяновской общины Павел Аринин, эти вещи, показанные на выставке, передавались из поколения в поколение. Сама выставка – это серьезный шаг, в нашем городе подобного события еще не было.

Кто такие старообрядцы?

[3]

В середине 17 в. патриархом Никоном была совершена реформа русской церкви , которая привела к расколу верующих людей на две ветви: старообрядческую и официальную церковную. Старообрядцы сохранили русскую культуру и традиции, церковные правила и обряды и выделились в обособленную Древлеправославную церковь , сохранив патриархальность быта и особенности культуры. После реформы люди, придерживающиеся старых церковных обрядов, стали подвергаться гонениям. Спасаясь от преследований, они бежали в малонаселенные окраины Поволжья, Дона, Поморья, Урала, Сибири, а также в Польшу, Турцию, Австрию.

В Среднем Поволжье первые старообрядцы стали появляться ближе к концу 17 в., а в конце 19 в. в Симбирской губернии было почти 43 тысячи человек староверов. Преимущественно они были расселены в Симбирском, Алатырском, Карсунском и Сызранском уездах.

В советское время староверы жили крайне замкнуто из-за гонений со стороны государства. В 30-40 – е годы они подвергались раскулачиванию и репрессиям. В настоящее же время, старообрядчество переживает период возрождения.

Как отмечают организаторы, выставка приоткрывает одну из малоисследованных страниц русской истории и культуры.

[4]

Так, зрителю предоставлена редкая возможность увидеть вещи из частных собраний ульяновских коллекционеров – русские иконы XVII-XIX вв, книжную миниатюру, а также старопечатные и рукописные книги, среди которых, например, "Апостол" 1574 г. (с гравюрами, выполненными в типографии И.Федорова), Евангелие (1606 г).

[5]

[6]

Здесь можно увидеть и старинное медное литье (иконы, кресты). Практически вся литая пластика XVIII-XIX вв является старообрядческой. Образки, кресты, складни могли существовать самостоятельно, а могли быть вставлены в доску иконы. Несмотря на запрет использования литых икон в старообрядчестве литье сохранилось: оно выполнено в соответствии с канонами 17 в.

[7]

Большой раздел выставки составляют произведения прикладного искусства, в том числе, вышивки, выполненные монахинями Московского Преображенского монастыря.

[8]

[9]

[10]

Об особенностях культуры старообрядцев можно узнать из самой экспозиции.

Так, в домах старообрядцев есть Красный угол. Трисоставный восьмиконечный крест старообрядцы считают совершенной формой креста. Четырёхконечный крест – заимствование из латинской церкви , он не применяется в ходе богослужения.

[11]

В старообрядчестве нельзя менять земные поклоны на поясные. При земном поклоне колени и голову нужно преклонить до земли (пола). На пол кладется подручник: на него кладутся простертые ладони рук, голову следует наклонить до земли столько, чтобы головой коснуться рук на подручнике.

Староверы крестятся двуперстием. Реформой Никона было изменено сложение пальцев при совершении крестного знамения: верующим предписывалось складывать три пальца "щепотью".

У старообрядцев свое богослужебное пение – они не приняли новый многоголосный стиль пения и новую систему нотной записи.

[12]

Лествицы – разновидность четок у старообрядцев.

[13]

В старообрядчестве сложились свои иконописные школы.

[14]

Кацея (кадило), маленькие колокола.

Нательные кресты у старообрядцев делятся на мужские (более прямые) и женские (выпуклые, в виде Вифлеемской звезды), а также возрастные – у детей до 12 лет поменьше и более крупные у взрослых. В каждом доме – своя поминальная книга. Женщины покрывают голову платком, который застегивается на булавку. Мужская и женская одежда – максимально закрытая.

КСТАТИ

Старообрядцы сыграли значительную роль в развитии и укреплении экономических отношений в России. Для них характерны трудолюбие и предприимчивость. Так, до 60% российского капитала 19 века принадлежало старообрядцам. Ими была создана текстильная промышленность Москвы и Подмосковья. Последователями старообрядчества были крупнейшие династии российских промышленников и торговцев: Морозовы, Гучковы, Рябушинские и др. Из среды старообрядцев вышли основатель партизанского движения в войне 1812 г. Денис Давыдов, а также первый и единственный посадский голова Мелекесса (Димитровграда) Константин Марков. Многие старообрядцы занимались благотворительностью.

По материалам источников: Ulgrad.ru

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама