Через десять лет после публикации в журнале "Встреча" интервью отцов Сергия Правдолюбова, Димитрия Смирнова и Георгия Бреева о проблемах прихода мы беседуем о той
Чуть больше десятилетия назад я услышала словосочетание, с которым не была близко знакома в своей повседневной жизни: "церковный приход". Но однажды жизнь открыла двери маленького московского храма, где я увидела то, по чему скучала душа: общение в Боге, помощь, необходимые советы и многое другое. Стал понятен в принципе несложный смысл слова "прихожанин". Ведь совершенно естественно, что это человек, который Пришел. Он мог долго идти, мерить километры земли, а Придти смог в определенный период своего существования.
Годы идут, стремительно меняются условия и приоритеты времени, незыблемой остается Церковь. Чем сегодня живут приходы нашей Матери?
Десять лет назад три московских священника, настоятели крупных храмов, отцы Сергий Правдолюбов, Георгий Бреев и Димитрий Смирнов ответили журналу "Встреча" на актуальные вопросы о приходской жизни. Сегодня мы с отцом Димитрием говорим на ту же тему.
Отец Димитрий, Вы имеете многолетний опыт служения, настоятельства, окормления паствы, видели разные времена в Церкви. Можете ли Вы сейчас мысленно вернуться примерно на десятилетие назад и рассказать, многим ли отличаются нынешние возможности развития церковного служения от периода конца 90-х?
Для меня время 90-х и начала 2000-х было временем больших перспектив, реализации проектов. В плане осуществления самых смелых идей это был более эффективный период, а следовательно – лучший.
Но Церковь стала сейчас более сильной? Приходы, например, сейчас намного более многочисленны...
Сила Церкви совершается "в немощи". Важно не столько количество пришедших в храм, сколько их истинная принадлежность к Православной Церкви, ее учению. А нынешние прихожане... как Вам сказать. Мне нравилось, что десятилетие назад, к примеру, в моем приходе было больше молодежи, а сейчас она постарела.
А как же нынешняя молодежь?
Те юноши и девушки были более активными. Сейчас это зрелые люди, с которыми я продолжаю работать, общаться, и пока не могу их поставить ни в какое сравнение с нынешними юными созданиями. Проблемы важно решать с теми, на кого можно положиться. К счастью, такие люди есть.
Вы сказали "проблемы" – их стало больше?
Последние два месяца я впервые за 20 лет не смог выплатить людям зарплату. В 90-х у меня была возможность повышать зарплату каждый квартал. Люди бизнеса в то время были гораздо щедрее. То, что мы смогли сделать тогда, сейчас уже практически невозможно. Трудновато стало затевать какое-то новое дело, и такого энтузиазма как раньше – нет. Поэтому, к сожалению, мы снижаем обороты нашей активности, сокращаем некоторые программы.
Удается ли Вам поддерживать связь с прихожанами прошлого десятилетия на том же уровне?
Со всеми – нереально. А большинство из них здесь, со мной. Но даже те из них, кто перешел в другие храмы или даже уехал за границу, обязательно приезжают или за советом, или просто повидаться. Бывает, человек приезжает в Россию, в Москву всего на пару дней, а ко мне обязательно покажется.
Те из прихожан, кто раньше занимал ответственные должности, так же продолжают работать?
Некоторые из них ушли, так сказать, в отставку в силу возраста. Большинство остались на своих местах, в том числе и ключевых.
Их дети воцерковлены? Они идут за родителями?
По-разному. У одних – активно воцерковляются, у других – даже не заходят в храм. Ведь большинство детей идет не за родителями, а за отцами. Если мать верующая – дети верующие в 7%, а если отец – то в 80%.
Довольно распространенная ситуация нынешнего времени: счастливая молоденькая прихожанка говорит мне: "Батюшка, я замуж выхожу!". Спрашиваю: "Жених
воцерковлен?", – "Нет, что Вы, даже в церковь не заходит, но мы любим друг друга!".
Проходит несколько лет, появляются дети, которые берут пример с отца. Женщина спрашивает меня: "Что мне делать?".
Просто эти девушки, выходя вот так замуж, не думают о своих детях.
Уходят ли дети на Ваших глазах? То есть ребенок довольно усердно посещал храм – и перестал?
Конечно, и много раз. Хочу сказать, что в конце 90-х таких случаев было определенно меньше.
Мешают соблазны современного мира? Но с другой стороны нынешним детям легче воцерковиться: большое разнообразие православной литературы, кино, передач...
Нынешним детям мешает интернет.
Но тот же интернет может много дать в виде проповеди на православных сайтах?
Может быть, но одна "стрелялка" как ластиком стирает несколько проповедей. Потому что слушая проповедь, нужно душой потрудиться, а над стрелялками включается инстинкт азарта, все полушарии мозга отдыхают.
Нужны родители, которые их полностью от этой чумы оградят. Но папы, а особенно мамы идут на поводу у своих чад, следуя принципу: "Что хочется ребенку – закон".
Цель многих современных родителей не воспитать христианина, у них вовсе нет такой задачи. Им важно, чтобы ребенок был сыт, одет, не болен, и чтоб не приставал. А компьютер детскому неопытному сознанию предлагает легкий, безынтеллектуальный зазывной интерес. Чтобы отвлечь ребенка от компьютера, родителям надо очень постараться, а стараться многим не хочется вовсе.
Но ведь невозможно и совсем оградить школьника от пользования интернетом, даже если очень постараться. Что делать, если, к примеру, задают рефераты, нужно найти необходимую информацию, а в процессе поиска на голову юного поисковика выбрасывается определенная часть так называемого "интернет-мусора?".
Нужно к агрегату по имени "компьютер" относиться как к инструменту, не более. А для детей он становится жизнью. Все это можно преодолеть, если есть желание у родителей.
Контролировать развлечения?
Да.
Вернемся к приходам, батюшка. Вы можете сказать, что они сейчас более обновленные или же при сохранении большого количества "первых" прихожан сохраняется его некоторая консервативность?
Приход все время обновляется. Каждый раз, когда прихожу из отпуска, я вижу десятки новых лиц. К сожалению, не все из них остаются. Получают свое утешение – и пропадают. Некоторые возвращаются, малая часть.
Появились ли при храме какие-нибудь новые направления в молодежной приходской жизни? К проведению концертов, кружкам, секциям 90-х удалось что-то добавить или наоборот, что-то пришлось сократить?
Все направления работают в полном объеме, есть много и новенького. Например, в воскресной школе появились иностранные языки. Была спортивная секция – сейчас это спортивная школа. Занятия регента с певчими переросли в создание певческой школы.
Социальную деятельность удается расширять?
Мы не бросаем наших стариков, не прекращаем шефства над детскими домам. Кстати, детей там сейчас стало меньше в том возрасте, на который пришлась демографическая яма.
Приход храма, который Вы окормляете, никогда не был малолюдным. Десять лет назад его численность составляла примерно 500 человек. Сейчас он наверняка увеличился?
Людей своего прихода я считаю в целом по количеству соборующихся. Это примерно три с половиной тысячи человек. Но из них регулярно причащаются около тысячи.
Активных прихожан есть возможность пригласить на работу?
Вообще-то редко приглашал. Люди сами изъявляли желание, спрашивали. Тогда мы для них устраивали рабочие места, учитывая способности, желания, индивидуальную направленность. Под этих людей создавались целые структуры.
Для каждого работающего человека такие условия – просто мечта. Хорошо, что Вам это удается осуществить.
Не удается, удавалось. Сейчас никакие структуры создавать невозможно. Дорожим тем, что есть.
Сохраняется ли в нынешнее время некоторая семейственность приходов, когда юбилеи, свадьбы прихожан – праздник для всего прихода, с накрытыми столами и многочисленными гостями?
И свадьбы, и другие праздники регулярно устраиваем. Но лично я никакой семейственности специально не развожу. Есть свадьба – я зайду минут на пятнадцать, поздравлю, выпью шампанского. Но сидеть долго за столом – слишком большая роскошь для моего рабочего графика.
Условия времени диктуют более обособленные отношения с прихожанами?
Раньше у меня была возможность посещать прихожан дома. Например, в день св. Наталии собирал всех Наталий, вместе праздновали. Сейчас совершенно нет на это времени, сил.
Получается, увеличение прихода – это увеличение нагрузки для настоятеля?
Нет никакой нагрузки от прихожан. Нагрузки у меня от тех проектов, которые на меня возложены, и которые я сам выбрал, за них несу ответственность. А прихожане, общение с ними, наоборот, придает сил. Вы знаете, у меня много духовных детей, и ситуацию каждого я знаю, помню и контролирую. Раз ты священник – значит живешь для того, чтобы дать духовному чаду то, что ему необходимо, в разумных пределах, конечно.
А есть ли то, чего нельзя допускать в отношениях с духовными чадами, но отчего трудно отказаться?
Единственное, чего нельзя допускать – это выделение тех, кто тебе более симпатичен. Я не делю своих духовных детей, хотя есть среди них те, кого люблю больше, есть – кого меньше. Но ни те, ни другие никогда о моих к ним предпочтениях не догадаются.
Удается ли выделить несколько дней в неделю на прием прихожан по их личным вопросам? Раньше у Вас был официальный один такой день в неделю, Вы считали, что это крайне мало...
Да, был такой день. Сейчас и его нет. Посудите сами, после беседы с Вами поеду в Воронеж, в среду еду в Самару, четыре дня проболел совсем некстати, и ведь так постоянно. Нужно как-то выходить из положения: что-то можно решить на исповеди, что-то – после службы.
А если ситуация человека требует "полного погружения"?
Я очень быстро погружаюсь. Бывает, человек только пытается что-то рассказать, а мне уже многое ясно. И знаете почему? Потому, что для него это единственная и острая проблема, а я таких разгрыз уже тысячи.
Считаете ли Вы, что в нынешнее время Ваше давнее желание о том, чтобы приходы храмов разрастались до границ следующих приходов – осуществляется, ведь 3 тыс. человек – это успех?
Три тысячи человек? Это смех, а не успех! Не надо вообще задумываться над цифрами и подводить черту, надо жить с Христом, трудиться над душой своей, помогать людям, а они всегда будут с тем и там, где нет лицемерия.
Источник: Православие и мир