В семье священника Александра Тылькевича из поселка Шилка Забайкальского края четырнадцать приемных детей, но это, как он говорит, не предел. Более того – священник планирует строительство Детской деревни в Забайкалье и пропаганду практики усыновления.
У отца Александра и матушки Светланы четырнадцать детей: двое родных, остальные – приемные. Еще есть серьезные профессии: он милиционер, начальник штаба, она – биолог-криминалист в звании капитана. Но это в прошлом. Как приходили к вере, как Александр принимал сан – истории отдельные. Но вот навыки милицейской службы наверняка помогают управляться с оравой...
Как возникло желание усыновить первого ребенка?
Оно не возникало: просто появился ребенок, которому негде было жить. Позвонили люди и сказали, что папа с мамой сгорели на глазах у детей. Одного забрала тетя, осталась девочка, не хотите ли забрать. У нас от котят не отказываются, можно ли отказаться от детей?
На замечание о том, что от детей отказываются порой легче, чем от котят, отец Александр смотрит удивленно "Ну... может... иногда..."
Отец Александр и матушка Светлана рассказывают, что были большие сложности с оформлением детей из Читы, которых они усыновляли – "потому что в регионе не было практики приемных семей". "Спрашивали: " "A вы детей не на органы собираетесь взять?"", рассказывают Тылькевичи. И была предвзятость к семье священника, добавляет матушка. Процесс длился несколько месяцев. А вот в Новосибирске двоих детей оформили за две недели.
Теперь Тылькевичи в оформлении опекунства – профи. Они работают с семьями, которые в потенциале готовы взять детей, приглашают их в гости, помогают пройти инстанции. Одна подшефная семья тоже переживала процесс оформления несколько месяцев: "Они прошли это только благодаря тому, что мы были рядом и говорили – потерпите, потерпите, это не вечно будет", говорит отец Александр.
Органы опеки объясняют такие сложности тем, что они выступают в интересах ребенка и должны как следует все проверить. Легче работать с социальными службами. "Детские дома подчиняются Министерству образования, объясняет отец Александр. Почему невыгодно (прости, Господи, какими я терминами говорю) им отдавать ребенка? На детдомовского ребенка "навешивают" кучу диагнозов, которые дают право на дополнительные дотации. У нас Наташка была с диагнозом микросомия, то есть карликовость, а теперь она уже на голову выше мамы. Когда мы забираем ребенка, мы лишаем их прибыли. А социальные службы (они переходное звено между асоциальной семьей и детским домом) сидят на таком скудном пособии..." "Их желание отправить ребенка в семью как можно быстрее, создать ему максимально комфортные условия", перебивает матушка (ее отец Александр называет неизменно матУшечка).
Было ли непонимание со стороны ваших родственников?
Нет, но говорили, спрашивали, хорошо ли мы подумали. Сейчас уже не спрашивают, зачем, принимают посильное участие в воспитании. К бабушке пойти – это награда у нас.
Как в окружении воспринимают?
Расхожая фраза – своих бы поднять.
Отец Александр признается: "Перед нами никогда не стояла задача стать воспитателями. Появляется очередной ребенок, как брошенный щенок – ну куда? Как его ставить?" Поэтому получается так: "Я в очередную командировку еду, матушка звонит – у нас еще двое, еще двоих "родила"".
У каждого ребенка подсознательно живет желание быть чьим-то, уверены Тылькевичи. Ребенок не должен жить в детском доме. "Как собаку нельзя кормить стекловатой, объясняет отец Александр. Я не понимаю упертости этой системы (детских домов – прим. ред.). Нашелся один человек, который предложил: давайте кормить собаку полиэтиленом, это намного выгоднее, удобнее. При этом сорок процентов собак стало бешеными, сорок умерло, десять мутировало и только десять выжило. Затраты бешеные в государстве, выход – 10 %. Но тут не собаки, а люди. Всего десять процентов выпускников детских домов адаптируются в обществе, все остальное – брак, если можно так говорить о людях. Мы посчитали, что при реализации проекта детской деревни он окупится за семь лет. Это только экономически. А педагогика?"
Детская деревня – мечта отца Александра и матушки Светланы. Они хотят построить несколько домов на общей оборудованной территории и заселить деревню семьями с приемными детьми. Причем детей должно быть много: каждый дом рассчитан примерно на 20 человек, то есть папа-мама и восемнадцать детей. Конечно, на это требуются колоссальные деньги, но Тылькевичи не унывают, делают все, что можно, своими силами. Землю с Божией помощью купили, разровняли, проект деревни сделали. Теперь сами отливают пенобетонные блоки и потихоньку складывают из них забор. "Такими темпами мы закончим лет через сорок", вздыхает отец Александр. И ищет спонсоров.
А легко ли вы нашли людей для "Детской деревни?"
У нас в приходе пять приемных семей, и еще одну мы готовим сейчас, чтобы взять ребенка. На каждого ребенка должно быть по 12 квадратных метров. У нас в доме уже сейчас более пятидесяти метров не хватает; в Забайкалье домики маленькие – все экономят тепло. Мы сами готовы взять еще детей, но у нас просто не хватает места.
Как только построим первый дом – мы заселяем семью и начинаем ее комплектовать.
Матушка: "Кто-то взял двоих, вырастит и все. А мы хотим, чтобы у людей, которые жили здесь, это было делом жизни. Чтобы одни дети вырастали, вместо них брали других и так далее". "Смысла нет строить такую громадину, чтобы на воспитании 20 детей все закончилось", подтверждает отец Александр.
Из общения с супругами складывается впечатление, что 12 усыновленных детей для них не просто не предел – они как бы "не задумываются" о том, сколько детей они "хотят" взять" или сколько их "должно" быть. Двери их дома, границы их семьи – абсолютно открыты.
Знаете, что? Когда ко мне приходят мамы и говорят: "Батюшка, как же нам тяжело воспитывать детей, я говорю: а сколько у вас? – Один. Конечно, это вообще каторга. Двух – тоже тяжело, но чуть полегче. Но тоже каторга. Трех еще куда ни шло. Но после четвертого устанавливается система воспитания. Не папа с мамой занимаются воспитанием. Папа с мамой создают систему, а дети просто в этой системе живут, и когда маленький появляется, он не может за рамки этой системы выйти. Мама занимается старшими, контролирует их уроки, а младшими занимается кто? Старшие. И все заняты, при деле. И трапеза совместная огромное значение имеет.
.
Это еще и к смирению приучает, когда они, например, вещи друг за другом донашивают. Сейчас есть возможность брать новые вещи, но все равно хорошо, когда донашивают: залезла на забор, порвала юбку. Говоришь: "Наташ, ну вот ты порвала юбку, а скоро после тебя Дашка подрастет, что она носить будет?" И она уже не будет юбку рвать не потому, что станет бережливой, а потому, что будет про Дашку помнить. И семья закручивается в такой клубок, что иначе уже и нельзя. Так просто это все не опишешь. Поэтому мы хотели на базе "детской деревни" сделать такой учебно-производственный комбинат". Чтобы брать людей и помогать им преодолеть барьер "чужой ребенок". С одной семьей мы долго работали, самая большая проблема у них была – "как я буду относиться к чужому ребенку". А приезжают к нам, видят, что если не знать, кто на кого похож, то и не отличишь. Привилегий никаких. Подход ко всем индивидуальный, но привилегий нет. Если они в Детской деревне смогут преодолеть этот барьер, будет хорошо.
Приходит ко мне знакомая, говорит: мы хотим взять одного ребенка. А я знаю, что они люди состоятельные, говорю: бери трех! С одним намучаешься, вырастет какой-нибудь эгоист. Нельзя альтруиста воспитать, если ребенок один в семье. Я, кстати, посчитал: чтобы сдержать энергию одного мальчика, нужно три девочки.
Подсобное хозяйство – обязательно и для будущих жителей Детской деревни и для самого отца Александра. Хотя он понимает, что это экономически невыгодно – "сами понимаете, какая производительность от детского труда". Цель – занять детей. Вообще инфраструктура деревни должна помочь человеку реабилитироваться. Это относится не только к запланированной иппотерапии, но и к самодельной сельскохозяйственной технике.
Почему вы решили жить на земле?
Хочется жить поспокойней. Чтобы над головой никто не топал, музыку по ночам не слушал. Земля – это отдельный мир. Я там сам живу со своей семьей и весь шум, суета – регулируемые. Детям нужно учиться трудиться. Они и так умные. Говорю матушке: у Темы нашего из всех детей интеллект самый слабый. А она мне: знаешь что? Он в школе самый умный! Потому что у остальных компьютеры перед глазами, а он живой, настоящий, у него информационный голод. Он воспринимает все как то, что надо проглотить и тут же реализовать. А остальные – пока изображение в 3D перед ними не задвигается, ни на что не реагируют. Учительница, бедная, туда-сюда перед ними – а они ноль внимания.
Так компьютер у ваших детей есть?
Есть. Они знают его, работают на нем. Запрещено только играть. Если папа узнает – выкинет в окно вместе с компьютером. Я считаю, что это неполезно, ненужно, убивает очень много нужного свободного времени и деструктирует психику.
Когда я спрашиваю про "систему воспитания" в семье, священник отвечает: "она сама сформировалась. Другая система просто не потянет. Это обычная русская семья, где отец – не лично, а любой отец в семье является священником. Мать выполняет функции диакона, а дети – это народ. Если такая система складывается, то лишние вопросы снимаются. Каждый на своем месте выполняет все свои задачи. У нас и ссор-то в семе нет.
Но трое детей из тех, кого хотели усыновить, в семье все-таки не остались. Отец Александр объясняет: "У нас сохраняется некоторая добровольность. Есть дети, которые не хотят с нами жить. Вот Наташка – мы ее зовем Наташка Маленькая она выше мамы сейчас нам ее отдали в нарушение всех законодательных нормативных актов – потому что нельзя отдавать, если есть братья и сестры. А нам говорили: "Заберите ее! Потому что мы не знаем, что с ней делать". В первый год, когда она у нас жила, на ней юбки не держались, приходила как индеец, в лоскутках. Заборов для нее не существовало. Боевая такая. Ей было тогда 11. И вот через два года она привезла своего брата младшего "Можно он у нас поживет?" "Конечно, пусть". И вот он пожил два дня и сказал: "Нет, я обратно поехал, тут у вас работать надо". Лет 11 ему было".
"Работа у нас какая – по хозяйству, мы же на земле живем", дополняет матушка. А отец Александр рассказывает почти патериковую историю: "Когда смотришь: ну совсем нечего делать, посылаешь на кухню. На кухне у мамы всегда найдется, что делать. Им, например, смешивают рис с гречкой и они сидят разбирают. Развивается мелкая моторика, а значит, интеллект, а во-вторых – они озадачены и не балуются".
"Трудотерапия один из источников нормального формирования личности, считает отец Андрей. – Если мы в детстве заведем эти моторчики, они потом не остановятся, у них привычка будет". "Человек любит в этом мире только то, что умеет. Один умеет полы мыть, другой – козу доить, третий кирпичи класть, а пятый – на спине лежать, причем профессионально".
Есть ли проблемы, с которыми вы не можете справиться?
Нельзя сказать, что жизнь беспроблемная, но все проблемы решаемые. Мы заметили такую закономерность: как только одного в "строй" поставишь, у другого что-то разладится. Одно и то же средство может быть и средством поощрения, и средством наказания. Например, отжимания.
Но "и в том и в другом случае развивает мускулатуру" удовлетворенно отмечает глава семьи.
Наверное, трудно усыновлять "взрослых" детей?
Много зависит от самого человека: хочет он изменяться или нет. Жить в нашей среде не очень легко: папа с мамой всегда находят, чем заниматься. Суетно получается. В воскресенье не поспишь до обеда... Все дети алтарничают. Если человек способен к изменению, если он понимает, что ему даст эта среда, что лучше я привыкну к этому, чем буду терпеть то, значит, он остается вне зависимости от возраста. С маленькими тоже тяжело. Большим хоть что-то объяснить можно.
Были ли у ваших детей кризисы веры?
Кризисы бывают от того, что внешнее не совпадает с внутренним, когда родители в храме говорят одно, а дома другое. У нас правило детское коротенькое, единственное – на молитву собираемся все вместе. Религиозное воспитание – одна из прочих составляющих. А саму систему мы берем из Евангелия, из Библии. Вот Ваня, когда ему было шесть лет, очень хотел стать алтарником. Но он такой непоседливый – я говорю: если простоишь три службы неподвижно – дам стихарь. Смотрю – стоит. И на вечерне, и на литургии. Теперь ему 12, он уже старший пономарь. Но не все наши маленькие к этому способны, мы не заставляем. Надо давать послушания, которые нравятся. Храм должен радовать, а не напрягать.
Часть техники, благодаря которой отец Александр может занять детей, подарена Попечительским советом во имя свт. Алексия митрополита Московского. О других проектах фонда можно узнать из его группы на Фейсбуке.
Источник: Татьянин день