ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Запад нам не пример

В русской традиции духовное образование развивалось отдельно от системы светских университетов

15 декабря 2010

По просьбе "НГР" предложения по созданию в светских вузах России теологических факультетов по европейской модели комментирует религиовед, доктор философских наук, научный руководитель проектов "Религиоведение. Энциклопедический словарь" и "Энциклопедия религий", ответственный секретарь редколлегии научно-теоретического журнала "Религиоведение", профессор Екатерина Элбакян.

– Я всегда была противником создания теологических факультетов в светских вузах. Как и противником клерикализации образования, а если шире, то клерикализации общества и государства в целом. Как бы ни пытались теологи – а точнее, богословы, если говорить по-русски и в традиции российской религиозной культуры, – представить теологию в качестве науки, выглядит это весьма нелепо. Фома Аквинский определял теологию как "науку о Боге и всех вещах в их отношении к Богу". Но ясно, что претензия на научность при изучении специфических для теологии вопросов – о существовании Бога, об истинности Откровения – выглядит по меньшей мере странной и вряд ли может высказываться людьми, действительно понимающими, что такое наука, и имеющими к ней отношение.

Теологические вопросы научными и даже философскими методами не исследуются, так как просто не подлежат такого рода исследованиям. Попытки Аквината рациональным путем доказать бытие Бога потерпели крах. Да и сам он считал, что в рамках теологии существуют сверхразумные истины, которые должны приниматься на веру. Последние недоказуемы ни средствами науки, ни средствами философии. Более того, науке свойственен, как наглядно продемонстрировала ее долгая эволюция, пересмотр устоявшихся представлений и выдвижение новых. Вспомним хотя бы классическую ньютоновскую механику и квантовую механику, евклидову и неевклидову геометрию, геоцентрическую и гелиоцентрическую системы в астрономии, различные концепции происхождения жизни на Земле и многое другое.

А теперь произнесем вслух словосочетание "развитие, эволюция или изменение догматов". Эти слова уже сами в себе содержат антиномию, то есть неразрешимое противоречие! Потому что Символ веры, например, принятый на Первых Вселенских Соборах и состоящий из 12 членов, измениться не может по определению. Общеизвестно, что добавление формулы filioque ("и от сына") на Толедском Соборе Церкви в Испании в 589 году в итоге привело христианскую Церковь к расколу на католицизм и православие, произошедшему в 1054 году. Бесспорно, что не одно лишь изменение догмата о Святой Троице, но и ряд социально-экономических причин тому способствовал. Однако и по сей день догматические разногласия, помимо ряда гораздо менее значимых, остаются именно из-за формулы filioque.

Апелляция к западной традиции существования теологических факультетов в университетах видится мне более чем странной. Как же часто обвиняют у нас в западничестве, непатриотичности тех, кто в той или иной мере обращается к западным ценностям для подтверждения своей точки зрения. Они объявляются едва ли не врагами России, потому что нечего, мол, кивать на Запад – у нас свой особый путь. Но если следовать такому принципу до конца, то выглядит очень странно вестернизация аргументов в пользу открытия теологических факультетов в светских российских вузах. Беспринципно как-то это выглядит...

Больше того, не секрет, что западные университеты возникли в Средние века изначально при католических монастырях. И очевидно, что теологический факультет в любом средневековом европейском университете был основным, а уже вокруг него постепенно формировались и начинали функционировать другие факультеты. В ту эпоху именно клерикальный институт, а не светский государственно-демократический, да еще конституционный, устанавливал критерии во всех сферах жизни.

В российской и собственно в русской православной традиции такого никогда не было. Изначально, с основания Ломоносовым Московского университета в 1755 году там было создано три факультета: юридический, медицинский и философский. Богословских факультетов не было и никогда в дальнейшем в светских российских вузах не возникало. Для религиозного образования в России существовало свое особое поле в форме духовных семинарий и академий. В том числе и в советские послевоенные годы в России действовали две духовные академии – Московская и Ленинградская и три духовные семинарии – Московская, Ленинградская и Одесская. Сейчас, насколько известно, у Московского Патриархата есть пять духовных академий – Московская, Санкт-Петербургская, Киевская, Минская, Кишиневская, три православных университета, два богословских института, 38 духовных семинарий, 39 духовных училищ, пастырские курсы Красноярской епархии; общее число духовных школ – 87; при нескольких академиях и семинариях имеются регентские и иконописные школы. Впрочем, возможно, что на сегодня их стало еще больше, потому что это статистика 2009 года. Поэтому увидеть какую-либо разумную причину стремления Церкви непременно внедриться в светские вузы совершенно невозможно.

Возвращаясь к западной традиции, буду исходить из собственного опыта. Например, на примере своей работы в Тюбингенском университете (Германия), где находится один из крупнейших теологических факультетов, могу подтвердить, что этот факультет воспринимается как специфический относительно всех других факультетов университета. Он даже находится в отдельном корпусе, на значительном расстоянии от основных корпусов университета. У него имеется своя отдельная библиотека, что вполне понятно и объяснимо. Но, отвлекаясь от таких частностей, обращу внимание на более существенные моменты: защита диссертаций в европейских университетах проходит на коллоквиуме факультета, именуемого в западной научной традиции чаще всего "институтом". На этом коллоквиуме и обсуждается работа, когда в случае положительного решения сам же факультет присваивает научную или теологическую степень.

В европейских странах государственного органа, который фиксировал бы (подтверждал) эту квалификацию, не существует. Остается непонятным, почему у нас Церковь, отделенная от государства, претендует на государственную поддержку своих богословских степеней именно государственным органом – Высшим аттестационным комитетом. Тем более странно это для государства, которое в соответствии с его Основным законом является светским.

Далее возникает вопрос: какую именно "теологию" преподавать в светских университетах? В отличие от науки теология всегда конфессиональна. Значит, подразумевается православное богословие, закамуфлированное под латинский термин "теология".

Православие, католицизм, протестантизм, несмотря на то что все это – христианство, представляют собой разные конфессиональные традиции. И различия между ними прослеживаются даже в том, как структурировано духовное образование в каждой конфессии. Прикладные аспекты этих традиций в разных странах также разные. Ватикан руководит всем католическим миром, православные разделены на ряд автокефальных (самостоятельных) Церквей, а в протестантизме вообще множество Церквей и деноминаций.

Следующий момент, на который мне хотелось бы обратить внимание. В рамках дореволюционной традиции православного образования, и богословия в частности, наибольшее преимущество имело развитие пастырского богословия. То есть духовенство подготавливалось в основном к служению на приходах и для работы в епархиях. Однако если говорить о христианской теологии (богословии) в целом, то она объединяет комплекс дисциплин, каждая из которых касается различных сторон вероучения и культа и каждая имеет свое целевое предназначение.

Так, православная теология (богословие) состоит из основного богословия, или апологетики, где излагается и защищается некая сумма исходных тезисов; из догматического богословия, в котором доказывается богоустановленность и истинность догматов, зафиксированных в Никео-Константинопольском Символе веры; морального, или практического, богословия, которое учит тому, как должен действовать христианин в земной жизни, чтобы она стала средством для достижения вечного блаженства; сравнительного богословия, которое доказывает преимущество православия перед другими исповеданиями; пастырского богословия, освещающего практические вопросы деятельности священника. Далее из литургики (теории богослужения), гомилетики (теории и практики проповеднической деятельности), каноники (церковного права); экзегетики (трактовки и толкования смысла и содержания Библии).

Ну, и скажите, есть ли тут хотя бы одна научная проблема, требующая применения научного метода и принципов для ее решения, которая могла бы претендовать на научный статус?

Если говорить о западном христианстве, то именно в нем получили свое развитие в XX веке так называемые теологии "родительного падежа". Это диалектическая теология, теология процесса, экзистенциальная, секулярная, радикальная, посттеистическая теологии, теологии земных реальностей, освобождения, надежды, труда, культуры, человеческого тела, супружеской жизни, феминистская, "черная" и многие другие направления, порой весьма экстравагантные, вплоть до "теологии смерти теологии" и "теологии смерти Бога". В западной протестантской среде они расцвели пышным цветом, вероятно, из-за меньшего авторитаризма традиции, что предоставляло простор для творчества. На теологических факультетах в западных университетах в качестве основной дисциплины изучается систематическая теология, которой нет в православном богословии и которая ближе всего к философскому дискурсу.

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама