ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Америка открывает Обаму

Контексты политики США в отношении мусульманского мира

Александр Игнатенко :: 15 декабря 2010

В октябре с.г. в американском штате Висконсин произошел скандал. Глава отделения Республиканской партии в этом штате Райнс Прибас трижды в течение одной пресс-конференции заявил, что "Обаму нужно казнить". Это была оговорка: в голове республиканца произошло замещение имени Усамы бен Ладена (Osama) на фамилию Обамы (Obama). Впрочем, немудрено ошибиться: в США настойчиво и последовательно проводится пропагандистская кампания под условным названием "Обама бен Ладен" – от публикации коллажей, на которых американский президент одет, как бен Ладен, и помещен в соответствующий антураж, до продажи в Интернете бейсболок с надписью "Obama bin Laden" по 15 долл. за штуку.

Что говорится и как понимается

Президент-демократ Барак Хусейн Обама был делегирован в Белый дом американской элитой и разными лоббистскими группами и группами влияния с явной целью способствовать решению накопившихся и обострившихся проблем взаимоотношений Америки с исламом и исламским миром. За кулисами этого процесса скрываются политтехнологи, спичрайтеры и специалисты по пиару, которые понимают задачу, но, как нам кажется, не вполне ориентируются в контекстах – тех условиях и обстоятельствах, которые трансформируют и деформируют месседжи демократической администрации.

Впервые в истории США присягу принес президент, в имени которого было имя отца-мусульманина – Хусейн, да и сам он получил имя, распространенное среди мусульман Индонезии, – Барак, что ассоциируется с "благословением Аллаха". При этом имя отца Обамы – Хусейн – напоминает американцам еще и о Саддаме Хусейне.

Первое, что сделала новая администрация, – это изменила дискурс, обращенный к исламскому миру, проявлением чего стала заранее разрекламированная "Каирская речь" Обамы. Сначала предполагалось ее произнесение в "Аль-Азхаре" – мировом центре суннитского ислама, но из-за протестов, в том числе и египетского духовенства, речь прозвучала на нейтральной площадке – в Каирском университете. Она не произвела задуманного впечатления. Реакция исламского мира была такая: пусть Америка на практике покажет, что ее отношение к нам изменилось к лучшему.

Трудность ситуации, в которой оказался Обама, не в последнюю очередь связана с тем, что его риторика и политика имеют одновременно по меньшей мере два внутренне неконсолидированных адресата, чьи интересы, системы ценностей и представления о мире различаются кардинальным образом. С одной стороны – американцы, простые избиратели и различные группы интересов и влияния, включая как протестантских фундаменталистов, так и местных мусульман, с другой – тот самый ислам или исламский мир, который чрезвычайно далек от монолитности и чья относительная консолидация во многом достигается только за счет поддержания образа общего врага – тех же США. Эти адресаты и их конкурирующие фракции ревниво прислушиваются и присматриваются ко всем концептуальным и практическим начинаниям Обамы, обращая внимание не столько на некоторые достижения, сколько на ошибки и непоследовательные действия.

Связанный с исламом дискурс Обамы включается в разные контексты – уже сложившиеся в американском (и не только американском) массовом сознании и сознании политического класса установки, стереотипы, своего рода инерцию сознания. И эти контексты трансформируют, а то и деформируют содержание высказываний Обамы об исламе. Команде Барака Обамы не удается сформировать дискурс, который бы удовлетворял всех адресатов одновременно. (Большой вопрос – возможно ли это в принципе). Контекст преобладает над текстом. Обама превращается в Усаму для одних, в мусульманина для других, в вероотступника для третьих и т.д. Посмотрим, как это происходит.

Мусульманин для американцев и вероотступник для мусульман

В августе 2010 года авторитетный исследовательский институт Pew Forum on Religion & Public Life провел исследование, из которого выяснилось, что 18% американцев считают Обаму мусульманином. Правда, согласно опросу, 43% американцев вообще не знают, какую религию исповедует американский президент.

Мусульманином в США Обаму наверняка считают в подавляющем большинстве случаев немусульмане. И в глазах немалого количества американцев это – негативная характеристика их президента. В марте 2006 года тот же исследовательский центр Pew Forum on Religion & Public Life опубликовал данные, согласно которым почти половина респондентов – 46% – относится к исламу отрицательно.

Видя такое дело, администрация Белого дома стала "оправдывать" Обаму. 20 августа с.г. перед журналистами выступил официальный представитель Белого дома Билл Бертон. Он заявил, что президент по вероисповеданию христианин и ежедневно совершает молитвы.

Пятую часть американцев, как видим, это не убеждает. Кто-то обращает внимание на то, что заявление о христианской принадлежности сделал не сам президент, а его представитель. Кто-то может знать, что в Коране сформулирован принцип, получивший название "такия": "Кто отказался от Аллаха после веры в Него – кроме тех, которые вынуждены, а сердца их спокойны в вере – только тот, кто открыл неверию свою грудь, на них гнев Аллаха, и им – наказание великое" (16:106) (выделено мной. – А.И.).

Зная о принципе "такия", который позволяет мусульманину (как шииту, так и сунниту) скрывать свою действительную веру из каких-то соображений (например, из-за опасности подвергнуться преследованиям и репрессиям), они могут думать, что Обама именно так и поступает.

Предпринимаются и более тонкие ходы. В ноябре с.г. третья жена деда американского президента Сара Огвэлл, живущая в Кении, совершила второй хадж за счет Саудовской Аравии и дала в Мекке саудовской газете "Аль-Ватан" интервью, которое было воспроизведено и прокомментировано во всех западных СМИ. Бабушка Обамы сообщила всему миру: "Я много молюсь Аллаху, чтобы мой Барак принял ислам". Из этого должно следовать, что Барак Хусейн Обама, по свидетельству его бабушки-мусульманки, не является мусульманином.

Но после того как стало известно, что Обама христианин, он в глазах мусульман оказывался вероотступником (араб. – "муртадд"), который, что несомненно, родился и был какое-то время мусульманином, но в известный момент времени перешел в христианство, что с позиций ислама и есть вероотступничество (араб. – "ридда"), преступление большее, чем неверие (араб. – "куфр"). Наказание за вероотступничество – смерть, если человек не ответит покаянием и возвращением в ислам после трех обращенных к нему призывов. И в июне 2009 года, накануне выступления Барака Обамы в Каире, некие "Единобожники Египта" (Муваххиду Ард аль-Кинана) разместили в арабоязычном исламистском Интернете призывы к убийству Барака Обамы и инструкции, как это сделать с использованием пояса шахида. Еще более показательна 20-тысячная антиобамовская демонстрация индонезийских исламистов в Джакарте накануне приезда Барака Обамы в ноябре с.г., хотя, по расчетам организаторов визита, индонезийцы не должны были бы встретить его с радостью: ведь на земле Индонезии маленький Барак, как считается, стал мусульманином...

Не исключено, что политтехнологи из команды Обамы вообще хотели сделать его своего рода символом или воплощением единства ислама и христианства. Обращает на себя внимание тот факт, что за некоторое время до последних президентских выборов в среде афроамериканцев в США стал реализовываться весьма любопытный проект – двойная религиозная принадлежность. Появились и получили рекламу в СМИ люди, утверждающие, что они одновременно являются и христианами, и мусульманами – вплоть до того, что они посещают и церковь, и мечеть.

"Ислам всегда был частью Америки"

Не в очень подходящее время – накануне годовщины терактов 11 сентября – Обама поддержал идею строительства мечети вблизи разрушенного в 2001 году Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. "Как гражданин и как президент, я считаю, что мусульмане имеют такое же право совершать свои религиозные обряды, как и все остальные граждане страны, – заявил президент в Белом доме, куда были приглашены представители мусульманской общины США, а также послы ряда стран для участия в церемонии ифтара – вечерней трапезы во время поста Рамадан. – Это включает в себя право на строительство места для отправления обрядов и общественного центра на территории частного владения на Манхэттене в соответствии с местными законами и нормативными актами". После этих слов еще больше увеличился процент американцев, считающих, что Обама – мусульманин.

Кроме того, Обама сказал, что "в США Рамадан – еще и напоминание о том, что ислам всегда был частью Америки и что американские мусульмане многое сделали для нашей страны", то есть Америки (выделено мной. – А.И.). Газета The Washington Times назвала "самым озадачивающим из тезисов президента [Обамы] его слова о том, что "ислам всегда был частью Америки". Газета решительно опровергла этот тезис, с полным основанием заявляя, что "ислам не имел влияния на создание и развитие Соединенных Штатов, он ничего не дал ранней американской политической культуре, искусству, литературе, музыке и любому другому аспекту жизни молодой нации".

Возможно, американские журналисты даже не подозревают о том, что среди мусульман всего мира, особенно американских, распространено убеждение в том, что ислам появился на Американском континенте до возникновения Соединенных Штатов и даже до открытия Америки. Через любую поисковую систему в Интернете, задав фразу "Америку открыли мусульмане" (Muslims Discovered America), читатель может узнать весьма любопытные вещи – о том, что доколумбова Америка была открыта и освоена мусульманами. "Руины мечетей и минаретов с высеченным текстом аятов Корана были обнаружены на Кубе, в Мексике, Техасе и Неваде... В Неваде, Колорадо и Нью-Мексико – остатки существовавших здесь когда-то медресе". Это – типичный текст подобного рода.

Если мусульмане открыли и освоили Америку раньше Колумба и, естественно, раньше отцов-основателей Северо-Американских Соединенных Штатов, то это означает, что США расположились на исламских землях. "Номер два" в "Аль-Каиде" Айман аз-Завахири в одном из своих выступлений дал такое определение "исламских земель": это те территории, на которых хотя бы один день применялся шариат Аллаха. "Аль-Каида", по заявлениям ее руководителей и идеологов, воюет за освобождение "исламских земель". По мнению исламских радикалов, шариат применялся в Америке, и не один день. Поэтому США включаются алькаидовцами в список тех стран и территорий, которые надо освободить в ходе джихада, – в Андалусии со столицей в Кордове (Испания), Палестине (Израиль), Кашмире (Индия), Чечне (Россия), Синьцзяне (Китай), Паттани (Таиланд), во всей Центральной Азии. И вот теперь – в Америке... Кстати сказать, строительство мечети на Манхэттене у "граунд зиро" названо его устроителями "Проект Кордова" как мирный вариант исламской "реконкисты".

"Новый курс" американской администрации, который анонсировали во время предвыборной кампании и после избрания Барака Обамы президентом в отношении ислама и исламского мира, не удался. Не только потому, что Соединенные Штаты не в состоянии быстро развязать те узлы проблем и конфликтов, которые существовали и остаются до сих пор, но и потому, что не вполне адекватно выстроен апеллирующий к исламу дискурс американского президента.

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама