ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Русская Палестина. События и люди

Кирилл Вах :: 21 декабря 2010

Русская Палестина сложилась в результате более чем полувековой деятельности многих выдающихся деятелей Российской Церкви и Российской империи. Выставка, открывающаяся в Государственном архиве РФ, посвящена раннему, наименее известному периоду ее возникновения. Многие документы экспонируются впервые. Выставка открывается 22 декабря (ул. Б. Пироговская, 17) и продлится до 7 февраля.

Особый церковный сбор на строительство русских богоугодных заведений в Иерусалиме был объявлен в Российской империи в 1858 году. 500 тыс. рублей на строительство выделил из казны император Александр II, более 400 тысяч принесли частные пожертвования дворян, купцов, мещан и крестьян. Наконец, около 300 тыс. рублей было собрано в церковную кружку. Улучшение быта русских паломников, отправлявшихся на поклонение святым местам Палестины, стало в эти годы действительно всенародным делом.

Особую роль в возникновении русской Палестины принадлежит великому князю Константину Николаевичу, брату императора Александра II. Взгляд великого князя с юности был обращен на православный Восток. В 1845 году он впервые посетил пределы древней Византии, Константинополь и Святую гору Афон. Дважды (в 1846-м и 1852 годах) он безуспешно добивался разрешения посетить Иерусалим. После смерти императора Николая I и окончания Крымской войны он стал ближайшим помощником своего брата императора Александра II, участвуя в разработке важнейших реформ нового царствования.

Вопрос о собственных паломнических приютах в Святой земле был впервые официально поставлен в России еще в 1816 году. Представитель Иерусалимского Патриарха Поликарпа в Москве архимандрит Арсений, русский по происхождению, подал императору Александру I прошение, в котором обращал внимание государя на крайне бедственное положение русских богомольцев в Иерусалиме, на их бесприютность и на необходимость "иметь там обитель для пребывания, как и других наций христиане имеют". Он предлагал, чтобы "приходящие на поклонение ко Гробу Господню из России христиане и монашествующие были удостоены пожалованием какого-либо определенного для них ежедневного содержания". Мысль обеспечить пребывание русских поклонников в Иерусалиме за счет казны не казалась тогда чрезмерной именно потому, что статус паломника на христианском Востоке был наделен социальным и дипломатическим иммунитетом. Паломник исполнял функцию представителя своей страны и Церкви в межконфессиональном пространстве Палестины.

В том же 1816 году российский чрезвычайный посланник и полномочный министр в Турции барон Г.А. Строганов впервые обратил внимание императорского Министерства иностранных дел на неустроенность быта русских паломников, следовавших через Константинополь на поклонение святым местам. По пути они "нередко истощевают бедное свое имущество и прибегают иногда... к разным непозволительным средствам и способам, которые в глазах мусульман могут только оскорбить и осквернить звание поклонника". С тех пор ровно сорок лет вопрос о создании собственно российской инфраструктуры в Святой земле находился в ведении МИД.

За это время было принято постановление Комитета министров "О правилах для российских поклонников, желающих отправиться на поклонение в Иерусалим, в Афонскую гору и в другие места Турецкой империи" (1832), а также разработаны специальные правила "О русских православного исповедания поклонниках, пребывающих в Иерусалиме" (1842) и сформирован "Свод законов и правил о православных поклонниках" (1842), учреждена первая Русская духовная миссия в Иерусалиме (1847). Однако российским дипломатам не удалось добиться согласия Иерусалимского Патриарха ни на покупку какого-либо из иерусалимских монастырей, ни на приобретение земли и постройку собственной русской странноприимницы. Вместо этого Патриархия выделила для размещения русских паломников два монастыря, плохо приспособленных для этой цели, даже невзирая на проведенный за счет российской казны ремонт. В итоге основные проблемы, связанные с бытом российских паломников в Палестине, остались нерешенными.

Лишь в середине 1856 года вопрос о русских паломниках на Святую землю вновь становится приоритетным для Российского государства. Одой из задач, стоящих перед Россией, было сохранить ослабевшее в результате Крымской войны влияние единственной православной империи на Ближнем Востоке. Новым инструментом российского влияния впервые на государственном уровне было признано русское православное паломничество. Для его развития по предложению великого князя было основано акционерное общество "Российское общество пароходства и торговли" (РОПиТ) и начаты работы по созданию масштабной паломнической инфраструктуры в Палестине.

В 1857-м и 1858 годах Иерусалим дважды посетил доверенный великого князя Б.П. Мансуров, который разработал принципы и практические предложения по устроению нового русского предприятия в Святой земле. В 1858 году в Иерусалиме учреждено российское консульство: первым консулом стал подчиненный Константина Николаевича по Морскому министерству Владимир Ипполитович Доргобужинов. В его задачу входили поиск и покупка необходимых земель для устройства русских богоугодных заведений в Святом граде.

Весной 1859 года великий князь Константин Николаевич исполнил свое заветное желание и совершил первой русское августейшее паломничество в Иерусалим ко Святому Гробу вместе с супругой и старшим сыном. В память об этом султан в придачу к уже купленным землям подарил России большой участок близ старого города. Тут и было решено строить отдельный паломнический городок с оградой, приютами и церквами, прозванный впоследствии местными жителями новым Иерусалимом.

Русская Палестина, как мы ее знаем сегодня, возникла в результате усилий многих людей на протяжении XIX – начала XX века. И среди них следует особо отметить великого князя Константина Николаевича и его помощников. Русская Палестина – плод их совместных усилий, и этому не смогли помешать ни ведомственная конкуренция, ни столкновение личных амбиций, ярко проявившихся в XIX веке.

Сегодня возрождается интерес к паломничеству на Святую землю, расширяются возможности для исторического исследования, открываются новые архивные материалы и источники. Наша задача – постараться понять место и значение всех, кто принимал участие в ее судьбе, никого не отсекая и не принижая. Эта история должна быть написана, так как без нее невозможно ответить на вопрос, почему при столь значительных результатах всё наше дело на православном Востоке оказалось уязвимым для его противников. Ответ на этот вопрос непосредственно связан и с настоящим, и с будущим русской Палестины.

На выставке в Государственном архиве представлены личные вещи, документы, дневники и переписка великого князя Константина Николаевича, Б.П. Мансурова и др., связанные с процессом реализации иерусалимского проекта, паломнические реликвии, принадлежавшие различным представителям Дома Романовых. Многие документы экспонируются впервые.

ДОКУМЕНТ

Любезнейший Саша!

Вот наше Иерусалимское путешествие на поклонение Святыне Господней, по благословению Божию, благополучно совершилось и оставило в нас всех, которые удостоились этого счастия, неизгладимое впечатление и память на всю жизнь. Описать, что чувствуешь, что происходит в душе, когда мы прильнули губами к Святому Гробу и к Голгофе, когда мы осматривали места, ознаменованные земною жизнию Иисуса Христа, как-то: Вифлеем, Гефсиманский сад, Элеонскую гору и так далее, нет никакой возможности. Я не знаю, как у других, а у меня вся душа обращалась в молитву, а между тем я слов для выражения молитвы не находил. Было в одно и то же время и страшно в своем недостоинстве находиться среди такой Святыни, и в высшей степени утешительно, так что оторваться не хотелось. Самое глубокое впечатление на меня произвела русская обедня на Голгофе. Там и иконостаса нет, так что всё происходит на виду. И так видеть среди нашей чудной литургии приношение Бескровной Жертвы, на Том Самом Месте, где за весь род человеческий была принесена страшная кровавая Жертва, слышать слова: "Пиите от нее вси, сие есть кровь моя" на том месте, где в самом деле эта кровь обливала то Место, на котором мы стояли, это производило такое ужасное и глубокое впечатление, что решительно этого выразить нельзя, я не плакал, а просто таял слезами. Было в то же время и страшно, и сладко, и утешительно. Мысли об Тебе, мой милейший Саша, об нашей дорогой Мама, об вас всех, о Папа, об Адини, об всей России, всё это сменялось и смешивалось в душе бессознательно и обращалось без слов, без определенных мыслей в одну общую несказанную молитву. Обедню эту я во всю жизнь мою не забуду!"

Из письма великого князя Константина Николаевича императору Александру II от 13/25 мая 1859 года

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама