ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Белогорская голгофа. Мученический подвиг братии Белогорского Свято-Николаевского мужского миссионерского монастыря Пермской епархии

Марченко Алексий, протоиерей :: 23 декабря 2010

Долгое время обстоятельства страданий и смерти насельников Белогорскиого Свято-Николаевского мужского монастыря оставались тайной. Доктор исторических наук протоиерей Алексий Марченко в своей статье возвращается к этим печальным событиям и приводит список убиенной братии монастыря и Серафимо-Алексеевского скита этой обители.

Основанный в начале 1890-х гг. Белогорский Свято-Николаевский мужской миссионерский монастырь к началу ХХ века имел огромную популярность среди православного населения урало-сибирских губерний России. Усвоив строгие организационные традиции афонского монашества, белогорские иноки успешно проповедовали среди местных старообрядцев. Потрясающая красота природы, высокая духовная жизнь и самоотверженный труд братии привлекали в монастырь свыше 70 тысяч паломников в год. Благодаря щедрым пожертвованиям купца П.С. Жирнова и других благотворителей, монастырь за короткие сроки сумел создать развитую хозяйственную инфраструктуру и стать одним из крупнейших монастырей Урала. К 1910 г. братия монастыря превысила 400 человек[1]. Вершиной развития "Уральского Афона" стало завершение строительства на Белой горе величественного Крестовоздвиженского собора, освященного в июне 1917 года[2].

Дальнейшему процветанию Белогорского монастыря помешала революция, приведшая к власти большевиков. В октябре 1918 г. произошел разгром Белогорского монастыря. В Осинском уезде, где находился монастырь, "красный террор" отличался невиданной жестокостью[3]. Вместе со своим настоятелем архимандритом Варлаамом (Коноплевым) мученическую кончину приняли многие насельники обители. Однако долгое время обстоятельства страданий и смерти белогорских мучеников оставались тайной.

Одним из первых о гибели братии Белогорского монастыря сообщил иеромонах Дамаскин (Орловский). По его версии "в августе 1918 г. большевики захватили обитель... Многие монахи после зверских пыток были убиты"[4].

Обстоятельное расследование репрессий, проведенных большевиками в отношении белогорских монахов, предпринял пермский историк В.В. Вяткин.

Опираясь на данные послужных списков белогорского братства, ему удалось выявить имена 34-х иноков обители, замученных в августе-октябре 1918 года[5]. Ссылаясь на сведения, полученные от очевидцев, он указал предполагаемые причины и места казни мучеников. "Белогорцев уничтожали в Осе и в Перми, в Ашапе – либо за отказ от работы на своих мучителей, либо за несогласие на мобилизацию в Красную армию"[6].

Существует немало документальных и устных свидетельств о том, как расправлялись большевики с белогорскими монахами. Костина В. опубликовала воспоминания двух отшельниц Марии и Анны – духовных чад настоятеля Белогорского монастыря архимандрита Варлаама (Коноплева), подвизавшихся в 1918 г. недалеко от Белой горы. "Ослабев от голода, послушницы вышли из пустыньки и направились на Гору. Подходя к обители, они вместо братии встретили часовых, которые им сказали: "Уходите быстрее! Все расстреляны, никого нет, монастырь закрыт".

Монахов ставили в два ряда и расстреливали прямо на глазах у местных жителей Белой Горы. Кто пытался подойти или протестовал, в тех тоже стреляли. Хоронить не давали"[7].

Это свидетельство не противоречит материалам, помещенным на страницах белогвардейской газеты "Освобожденная Россия", где рассказывается о поездке на Белую Гору епископа Бориса (Шипулина), назначенного Сибирским ВВЦУ управляющим Пермской епархией после изгнания красных[8].

24 февраля 1919 г. войска генерала Вержбицкого выбили большевиков из Кунгура. Белая гора оказалась на освобожденной территории. 4 марта туда прибыл епископ Борис, совершая свою первую поездку по епархии. "...Увиденное и услышанное на Белой горе превзошло все ожидания. Уже были найдены тела иеромонахов Илии и Сергия с исколотыми штыками шеями, с размозженными черепами и прострелянными ладонями. Епископу сообщили следующее: 102 насельника Белой Горы были угнаны на окопные работы [...] В главном алтаре собора осквернили и разворотили престол[...], все имущество монастыря разграбили настолько, что из швальни было взято последнее шило[...]. Та же картина разрушения и зверства оказалась в Серафимо-Алексеевском скиту. Из числа насельников было убито 9 человек. В Осе были обнаружены тела трех скитников – иноков Сергия, Исаакия и рясофорного послушника Павла. Их извлекли из ямы, залитой нечистотами. У этих мучеников размозжены головы, вырваны куски тела из боков, нанесено множество штыковых ран, надломлены голени..."[9].

Известно, что в апреле 1919 г. епископ Борис инициировал расследование обстоятельств террора против духовенства в Пермской епархии, в том числе белогорской братии. Материалы работы следственной комиссии правительства А.В. Колчака сохранились и были частично опубликованы С.С. Балмасовым[10]. Они рисуют наиболее полную картину зверств большевиков в отношении монахов Белогорского монастыря.

Во время следствия иеромонах Белогорского монастыря Иосиф (Воробьев) показал: "Аресты преимущественно производились Осинской чрезвычайной комиссией и по ее распоряжениям. Между 8-10 октября 1918 г. Юго-Осокинской чрезвычайной комиссией были арестованы иеромонахи Иоасаф и Сергий, которые высказывали негодование Советам, называя комиссаров продажными душами, что и послужило причиной их ареста, а позже 6 ноября, по доставлении их в Осу, – причиной расстрела. Одновременно с ними было арестовано 6 монахов, из которых 3 бежали, остальные были отправлены большевиками в Вятку[...]. Никаких мандатов и документов при арестах обвиняемым большевиками не предъявлялось и оставлено не было"[11].

Из показаний ясно, что массовый арест монахов был произведен между 10-13 октября 1918 г. при совершении в монастыре всенощного богослужения. Общее количество арестованных в этот день было около 170 человек. Из них некоторые были мобилизованы красными, оказались на фронте и бежали оттуда, другие были взяты сибирскими войсками в плен на станции Шумаково, находясь на принудительных работах. Третьи скрылись и бежали во время отступления красных из Перми. Из числа бывших арестованных и оставшихся в живых в монастырь вернулось 43 человека[12].

Отец Иосиф свидетельствует: "По имеющимся у меня точным сведениям, арестованных большевиками постигла следующая участь:

Монахи:

1. Маркел (Шаврин)

2. Ермоген (Боярышнев)

3. Иосиф (Аристофаров)

4. Евфимий (Шаршимов)

5. Аркадий (Носков)

6. Варнава (Надеждин)

Послушники:

7. Яков Данилов

8. Петр Рочев

9. Александр Арапов

10. Федор Белкин

11. Сергий Ржанников

12. Василий Ракутин

13. Иван Родин (прапорщик)

14. Андрей Тупицын (поручик)

15. Максим Конилов

16. Симеон Дунаев (скит)

17. Василий Змеев (скит)

18. Пантелеимон Посохин (скит).

Все эти лица были расстреляны большевиками в с. Шарашах Осинского уезда за отказ идти на воинскую службу в первых числах октября 1918 года.

За 2 дня до освобождения Перми сибирскими войсками[13] были утоплены в Каме:

19. иеромонах Иоанн (Новоселов)

20. иеродиакон Виссарион (Окунев)

Черноризцы:

21. Савва (Колмогоров)

22. Василий (Вотяков)

23. послушник Михаил (Феофилов)

24. иеродиакон Матфей (Банников) (известно из другого документа)[14].

Расстреляны и замучены в последних числах октября 1918 г. в городе Осе:

25. иеромонах Сергий (Вершинин)

26. иеромонах Илия (Попов)

Монахи:

27. Иоанн (Ротнов) – бывший казачий офицер

28. Сергий (Саматов)

29. Исаакий (Ковалевский)

Черноризцы:

30. Яков (Старцев)

31. Дмитрий (Созинов)

32.иеродиакон Михей (Подкорытов) расстрелян осенью в Кунгуре

33. иеродиакон Евфимий (Коротков) расстрелян в городе Перми в Белогорском подворье

34. черноризец Павел Балабанов – замучен в Юго-Осокинском заводе Осинского уезда"[15].

Помимо указанных лиц в другом документе – "Список казненных иноков Белогорского монастыря" значатся:

35. иеромонах Вячеслав (Косожилин)

36. иеромонах Иоасаф (Сабанцев)

37. черноризец Дмитрий

38. послушник Петр

39. послушник Алексий

Монахи Серафимо-Алексеевского скита:

40. Сергий

41. Исаакий

42. Иосиф

43. Иоанн

44. черноризец Павел

45. послушник Григорий[16].

Таким образом, документы свидетельствуют, что число убиенной братии Белогорского монастыря и Серафимо-Алексеевского скита этой обители составляет не менее 45 человек, не считая настоятеля – архимандрита Варлаама (Коноплева)[17].

В 1998 г. настоятель архимандрит Варлаам и 26 насельников Белогорского монастыря: иеромонахи Сергий, Илия, Вячеслав, Иоасаф, Иоанн, Антоний, иеродиаконы Михей, Виссарион, Матфей, Евфимий, монахи: Варнава, Димитрий, Савва, Гермоген, Аркадий, Евфимий, Маркелл, послушники Иоанн, Иаков, Петр, другой Иаков, Александр, Феодор, другой Петр, Сергий, Алексий были канонизированы как местночтимые святые Пермской епархии[18]. В 2000 г., на юбилейном Архиерейском соборе, они были прославлены в лике святых новомучеников для общецерковного почитания. Их память совершается 12/25 августа. Прославление оставшихся убиенных за Христа белогорских подвижников остается нашим священным долгом.

[1]Шестаков И., свящ. Краткая история возникновения Свято-Николаевского миссионерского общежительного монастыря на Белой горе Осинского уезда Пермской губернии. Пермь, 1900. С. 1-4; Белогорский Свято-Николаевский православно-миссионерский мужской общежительный монастырь в Осинском уезде Пермской епархии. М., 1910. С. 1-13.

[2]Феодорущенко О. Белогорский Свято-Николаевский православно-миссионерский мужской общежительный монастырь. Пермь, 2004.С.71-72

[3]Нечаев М.Г. Церковь на Урале в период великих потрясений: 1917-1922. Пермь, 2004. С. 220.

[4]Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1996. С. 203.

[5] ГАПО. Ф.37. Оп.7. Д.3-23.

[6] Вяткин В.В. Величие и трагедия Уральского Афона. (История Белогорского монастыря). Пермь, 1996.

С. 106-107.

[7] Костина В.С. Выбираю путь Христов. Судьбы духовенства и монашества Земли Пермской ХХ век. Пермь,

2008. С. 125.

[8] Агафонов П.Н. Епископы Пермской епархии. 1918-1928 гг. Пермь, 1997. С. 25.

[9] Освобожденная Россия. Пермь, 1919, 30 марта, №.72; Вяткин В.В. Величие и трагедия Уральского Афона.

Ук. соч. С. 109 – 110.

[10] Балмасов С.С. Красный террор на Востоке России в 1918-1922. М., 2006.

[11] ГАРФ. Ф.9440. Оп.1. Д.2. Л.106.

[12] ГАРФ. Ф.9440. Оп.1. Д.2. Л.106 об.

[13] 24 декабря 1918 г. колчаковцы вошли в Пермь – прот. А. М.

[14] ГАРФ. Ф. 4369. Оп.5. Д.847. Л.4.

[15] ГАРФ. Ф.9440. Оп.1. Д.2. Л.107.

[16] ГАРФ. Ф. 4369. Оп.5. Д.847. Л.12-13.

[17] Фамилии пострадавших насельников Белогорского монастыря и Серафимо-Алексеевского скита в значительной степени присутствуют в исследуемых документах, а так же восстановлены благодаря трудам П.Н. Агафонова в его работе Агафонов П.Н. Духовенство Пермской епархии. 1918-1928 гг. Пермь, 1997. Ч.1. С. 122-140.

[18]К прославлению священномученика Феофана, епископа Пермского и Соликамского и преподобномученика Варлаама с братией Белогорского монастыря. Пермь, 1998. С. 21-36.

Источник: Богослов.ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама