ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Каждый спектакль – это проповедь. Екатерина Васильева: жизнь между сценой и храмом

Наталья Боброва :: 23 декабря 2010

Она только что вернулась из Екатеринбурга, где триумфально прошла премьера спектакля "Все мои сыновья". Его поставил польский классик Кшиштоф Занусси. Когда я спросила ее, о чем она не хочет говорить, Екатерина Сергеевна взмолилась: только не спрашивайте меня, как я пришла к вере! Не могу больше об этом! Не надо делать из меня городскую сумасшедшую – я обычный человек и живу нормальной полноценной жизнью.

Слава пробкам!

– Екатерина Сергеевна, вы ведь коренная москвичка?

– Я родилась в Москве и не променяю никогда ее ни на один город. Я беззаветно люблю этот город.

За границей я просто заболеваю, самый большой срок – десять дней. И начинается ностальгия – кажется, что уже не вернусь никогда. А Москва для меня – просто как домашние тапочки, так я люблю этот город. Всю жизнь здесь прожила и умру, наверное, тут, если Господь благословит. Я всех москвичей считаю своими родственниками, родными, поэтому от всего сердца с огромной любовью всем желаю счастья!

– Но вот вечные пробки на дорогах вам наверняка не нравятся...

– Понимаете, если человек постоянно молится – то ему и пробки нипочем. Конечно, они раздражают... Как раз сегодня мой брат семь часов ехал по Москве до нужного места! А мой сын – четыре часа! И так и не доехал, вернулся обратно... Но сегодня был какой-то особенный день (15 декабря – Н. Б.).

Когда молишься – все равно, в пробке ты или нет. А когда человек не знает, что это такое, когда у него нет навыка внутренней молитвы. Когда я в машине сижу спокойно и молюсь, то вижу, как вокруг меня прямо беснуются люди – выпрыгивают, едут по встречке, по рельсам... Это очень разное мироощущение для верующего и для неверующего человека, которому намного труднее.

– Но мы родились все в атеистической стране, к Богу многим идти и идти...

– Я тоже родилась здесь. Мы родились в православной стране, просто попали в атеистический период. Это разные вещи. Мы все родились в православной цивилизации, в лучшей стране мира. Россия – духовный очаг, который спасет мир своей духовностью. . . Надо помнить даже в пробке: мы родились в православной стране. И ощущать себя как часть православной цивилизации. И будет все иначе.

– Но, к сожалению, из этой замечательной цивилизации сегодня многие стремятся улизнуть на загнивающий Запад...

– А это личная проблема каждого человека. Отдельная история. Не надо никого тащить за компанию. Каждый сам отвечает за себя... И каждый ответит перед Богом.

Играю тему

– Вы еще задаете себе вопросы или уже нашли все нужные ответы?

– Да, нашла. И это, кстати, весьма часто случается с людьми, которые стараются жить по заповедям Божьим...

– А возможно ли одновременно вести жизнь и светскую, и духовную?

– Ну, положим, светскую жизнь я не веду. Что, кстати, вы понимаете под этим?

– В первую очередь вашу актерскую работу...

– Нет, это совсем не светская жизнь. Это серьезный труд... Я стараюсь выходить на каждый спектакль как на проповедь... Это для меня серьезный акт. Я пытаюсь транслировать в зал важные истины.

Я понимаю, что отвечаю за все слова роли. Мы, актеры, отвечаем за тот текст, который произносим, хотя этот текст и не нами написан. Но раз мы согласились его произнести – то несем ответственность за участие в этом. Актер ведь напрямую обращается к зрителям. И если перефразировать известные слова: "Поэт в России больше, чем поэт, то получается, что и "актер в России больше, чем актер".

Вот в день, когда мы играли премьеру (спектакль "Все мои сыновья". – Н. Б.), я открыла Евангелие (чтение на каждый день) и просто затрепетала... Смысл тех слов был в том, что невозможно не прийти соблазну в мир, но горе тем людям, через которых он приходит.

Мне кажется, это имеет самое непосредственное отношение к нашей профессии.

– Пьеса Артура Миллера "Все мои сыновья", по-вашему, еще современно звучит?

– Конечно. Она совершенно актуальна... Вот недавно Олег Меньшиков сказал замечательные слова о том, что он не играет роли, а играет тему. Это я могу отнести и к себе. В последние годы я позволяю себе заниматься тем, что меня волнует...

– А что вас волнует? Как бы вы определили свою тему?

– Я стараюсь подбирать такой материал и так играть, чтобы не развлекать людей. Театр – очень серьезное место, где должна работать и душа, и голова, и сердце. И хочу, чтобы люди уходили переполненные глубоким смыслом увиденного и услышанного, чтобы им было о чем потом подумать, даже поплакать...

Спектакль – ни в коем случае не развлечение. "Душа обязана трудиться и день и ночь". А круг моих тем – это христианские ценности, семья, Вера, воспитание детей, любовь к Богу, друг к другу, к миру... Вечные темы, которые, надеюсь, звучат в спектакле в полной мере.

Одна радость

– Как работалось с Кшиштофом Занусси?

– Занусси я очень люблю и уважаю и по-человечески, и профессионально... И когда мне позвонили и передали его приглашение на эту постановку, я, конечно, очень обрадовалась. Но и испугалась: вдруг мне не понравится пьеса и я буду вынуждена его огорчить и отказаться? Повторяю, для меня единственный критерий – это драматургия. И если она не отвечает моим христианским требованиям, тому, что я пытаюсь проповедовать со сцены, то я не соглашаюсь.

– А испугались-то почему?

– Пьеса американская, а я не люблю все американское. Но потом подумала, что Артур Миллер все-таки драматург экстра-класса. И, слава богу, "Все мои сыновья" оказалась совершенно изумительной пьесой... Практически продолжением другого моего спектакля – "Я была счастлива".

Несколько лет назад я попросила своего друга Владимира Салюка написать пьесу по дневникам Анны Григорьевны Сниткиной, жены Достоевского. И последние четыре года я играла только этот спектакль.

Это очень серьезная, глубокая драматическая история... Так вот, "Все мои сыновья" – прямое развитие этой темы. Поэтому я так легко согласилась и обрадовалась, что так все сошлось...

– Вы до сих пор берете благословение на роли у своего духовника?

– Если раньше у меня были сомнения, я обращалась... Но теперь батюшка считает, что я и сама могу разобраться, какой материал идет на пользу души...

– А все-таки, что сегодня вам доставляет наибольшую радость – сцена или храм?

– Все вместе. Вся моя жизнь. И там, и там я стараюсь, чтобы все было в радость – по заветам апостолов. Поймите, у меня ведь нет двух жизней, у меня одна. И то, что я делаю на сцене, надеюсь, уже пронизано моей духовной жизнью. И наоборот – то, что я получаю от зрителей и на сцене, перестраивает мои отношения с людьми...

Дом, где согреваются сердца

– Ваш сын стал священником под вашим влиянием?

– Ну что вы! (смеется) Конечно, я молилась, но стать священником невозможно без Божьей воли. Это решительно исключено. Это ведь Господь выбирает священников. Мы меряем по человеческим меркам, а на самом деле все по-другому...

– Екатерина Сергеевна, как строится ваш день?

– По-разному – в зависимости от дел. Но обязательно – утренние и вечерние молитвенные правила. Храмовое богослужение. У меня есть семейные обязанности перед ближним и дальним кругом.

Много людей, кроме детей, внуков и брата, нуждаются в общении со мной, звонят. Есть и общественные, и профессиональные обязанности – вот интервью, например, давать, ездить на съемки, встречаться со зрителями.

– А дом для вас – крепость?

– В смысле?

– Защиты от внешних врагов?

– Я думаю, что защищена от мира внутренним своим состоянием. Мой дом – крепость в том смысле, что я там отдыхаю. И то относительно – я живу с семьей сына, у нас дом священника, поэтому в доме всегда многолюдно. Много людей приходит, беседуют с батюшкой. И шестеро внуков – значит, еще очень много детей постоянно. Такой проходной двор – но православный – с застольями и чаепитиями.

У нас настолько открытая жизнь и в храме, и дома... Поэтому нельзя сказать, что мы заперлись от мира.

– Вы богатый человек – шесть внуков! А воспитывать их легче, чем детей?

– А я и не воспитываю! Их родители воспитывают... Я их только люблю... И поэтому у меня одна сплошная радость. Счастье. Благодать. Невероятно Господь ко мне милосерд...

Комплексный обет

– У вас почти сто ролей в кино...

– Да ну? Правда?

– Точно, я подсчитывала.

– Ну, там много мелочи всякой... Есть коллеги, которые любят сниматься в кино. А я всегда снималась через силу. Я любила театр и играла там с наслаждением. Потом отошла и от него и вернулась затем уже в другом качестве.

В кино я никогда не любила работать. Мне всегда это было очень трудно, и я не могу вспомнить фильм, в котором я снималась бы с удовольствием.

– А что вам не нравится в сегодняшнем российском кинематографе?

– Я смотрю ведь очень мало... Но снимаюсь – и в сериалах тоже. Батюшка благословляет. И я стараюсь аккуратненько "мелькать", играть что-то душевное. Но это, конечно, заработок...

А что касается вообще кино и ТВ... Мне не нравится следующее. Я живу в своем мире, в своей стране, а когда включаю телевизор или смотрю кино – это какая-то другая страна. Про мою жизнь – хорошую и счастливую – никто не снимает. А все снимают про какую-то ущербную жизнь, какую я не знаю, про одиноких и несчастных людей ...

Мне кажется, нам навязываются комплексы режиссеров и сценаристов. Все какое-то вымороченное, все эти триллеры, боевики, убийства. Я не вижу фильмов ни про счастливых, ни про веселых людей. И у меня, честное слово, ощущение, что я живу в другой стране. Выключишь телевизор – мы живем так счастливо и радостно, так все хорошо. Включишь – так все плохо.

– А что нравится?

– Ну, к примеру, я недавно снялась в "Черной молнии" у Тимура Бекмамбетова. Хорошая картина – такая патриотическая и технически современная. Настоящий блокбастер, в котором добро побеждает зло.

А по сути – "Конек-горбунок". На эту картину я могла и с внуками пойти. Мы всей семьей смотрели, что вообще редкость – сейчас очень мало, что можно детям показать.

– У вас есть роли, о которых вы сейчас жалеете?

– Да, конечно... Но сейчас я жалею о них с точки зрения их смысла. Вот "Визит дамы" (фильм Михаила Козакова 1989 года по пьесе Фридриха Дюрренматта "Визит старой дамы. – Н. Б.). Там, может быть, моя лучшая роль в кино – самая сильная с точки зрения профессии... А по смыслу – такая страшная картина, о которой мне теперь не хочется вспоминать...

– Но вот в фильме Олега Янковского "Приходи на меня посмотреть" у вас замечательная работа – пронзительная, трогательная...

– Да, под этим фильмом я бы подписалась... ничего не скажешь... Спасибо Олегу Ивановичу. Хотя я отбрыкивалась сначала, не хотела играть старуху, но он меня уговорил, чему я очень рада.

– И получился очень тонкий, умный образ.

– Да. Это мне приятно вспоминать. А "Чародеи" всякие... вспоминаю это с ужасом.

– А народ все равно любит и смотрит...

– Да... Крутят и крутят, особенно под Новый год.

– ... который у нас странно предшествует Рождеству.

– Да... И я бы пожелала всем читателям "Вечерки" достойно встретить не Новый год, а именно Рождество.

Напомню: последняя неделя перед Рождеством – очень строгая. И я так страдаю, когда смотрю на эти безумные застолья-пьянки, на дикое количество смертей от алкоголя... Людям нечего делать эти десять дней – не все же могут уехать в Куршевель – и многие тупо пьют. Лучше бы подумать, что надо готовиться к Рождеству! К Рождеству Господа нашего Иисуса Христа! Когда мы ждем даже самого близкого человека – мы же готовимся, моем квартиру, вкусное стряпаем, себя приводим в порядок. А здесь – встреча Господа! Чудо!

Ну а Новый год – если есть такая традиция – достаточно чокнуться бокалом шампанского. Тем более, после Рождества, на Святках, все разрешено. А Новый год можно отметить и 13 января.

Я хочу, чтобы у людей изменилось отношение к праздникам. Тем более у детей каникулы – и с ними можно погулять. Уделяйте им больше внимания, готовясь к Рождеству не только внешне, но и внутренне. У нас два таких праздника – Рождество и Пасха, – к которым нужно готовиться так, чтобы человек светился, сиял. Я бы очень желала этого, от всего сердца...

Досье "ВМ"

Народная артистка РСФСР.

В 1967 году окончила ВГИК (мастерская М. И. Ромма).

Работала в Театре им. Ермоловой, "Современнике", МХАТе.

Снялась почти в ста фильмах, в том числе: "Журналист", "Бумбараш", "Не болит голова у дятла", "Соломенная шляпка", "Ключ без права передачи", "Экипаж", "Чародеи", "Королева Марго", "Приходи на меня посмотреть" и др.

В настоящее время сочетает работу в московском храме Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках с творческой деятельностью.

Сын – отец Димитрий Рощин, священник, окончил ВГИК и Духовную семинарию.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама