Судьба Аркадия (Остальского), епископа Бежецкого, во многом похожа на историю митрополита Крутицкого и Коломенского Петра. Он так же относился к числу тех священников, для которых согласие на принятие архиерейского сана было равносильно тому, чтобы уготовать себя на смерть. За время епископства он только один раз с великим риском служил в своей епархии; это была Пасхальная служба, словно предзнаменовавшая и его собственный голгофский путь и будущее прославление...
Испытание для "Златоуста"
Епископская хиротония владыки Аркадия в феврале 1937 г. была преддверием высшей награды – от Бога: исповеднический подвиг начался для него задолго до того, пятнадцать лет назад. В первый раз он был арестован еще тогда, когда служил простым священником в Житомире. Причина обычная для тех лет: перед изъятием церковных ценностей он прочел в церкви послание Патриарха Тихона, полученное архиереем. В нем перечислялись те предметы, которые нельзя было отдавать в пользу голодающих. Исполняя благословение Святейшего Патриарха Тихона, о. Аркадий отказался сдать богослужебные сосуды, и вскоре был арестован на глазах у своих прихожан при выходе из храма.
В 1922-м году над ним впервые прогремел приговор "к расстрелу". Сохранилось свидетельство о том процессе: измученный, он задремал прямо на скамье подсудимых, и когда его разбудили для того, чтобы огласить итоги, невозмутимо заметил: "Ну что же, благодарю Бога за все. Для меня смерть – приобретение". Так же спокойно встретил он и известие о том, что казнь заменили пятью годами тюрьмы. Продержали его в итоге около двух.
...Обычный приходской батюшка, каких в России тысячи. Пример – в удостоверение того, что святость новомучеников XX века выросла из повседневности, из "рутины": обязанности, определенные службой, бедность, часто вместо благодарности – насмешки и презрение, и как будто "ничего выдающегося". Отец Аркадий был просто одним из таких, вот, честно исполнявших свой долг пастырей.
Родился он в бедной семье, и пошел по стезям отца, приняв священство как наследство. После окончания Волынской семинарии и Киевской Духовной Академии служил по послушанию – в годы Первой мировой – полковым священником, потом – на приходе, занимаясь одновременно и миссионерской работой.
Выделял его только, пожалуй, дар слова. Его проповеди приходили послушать специально. Говорил он кратко, емко, но сказанное доходило до сердец потому, что и исходило от сердца. За проникновенные проповеди прихожане и сами священники между собой называли его "Златоустом".
В остальном он был, как все, и лишь после революции, когда начался голод, а нищета превзошла все границы, раскрылось то, что между словом и поступком для "Златоуста" нет расхождения: если он призывал жить свято, то готов был и сам исполнить заповеди. Подаренная ему духовными чадами шуба, в виду отсутствия у него теплой одежды, вскоре оказывалась в распоряжении вдовы с двумя сиротами на руках, свои сапоги он мог благословить нищему, взяв взамен худые лапти, а чтобы не смущать никого отсутствием брюк, ушедших в том же направлении, просто зашить полы подрясника. И это внутреннее восхождение подготовило его к свидетельству веры.
Освободившись из заключения, отец Аркадий направился в Дивеево и Саров, и там принял монашеский постриг. По-существу, это означало следующее: нет больше ничего, что могло бы удержать, если придется снова пострадать за Христа. Передают, что в ту поездку в Дивеево, как говорят, он встретился с блаженной Марией Ивановной, сказавшей ему примерно следующее: "Епископом будешь, но из тюрьмы не выйдешь"i.
Понесенные Церковью потери и необходимость срочно "закрывать" пустующие архиерейские кафедры, обеспечивали в те годы и более молодым священникам быстрое продвижение. В 1926 г. отца Аркадия возвели в сан архимандрита, а через несколько месяцев в Москве состоялась его епископская хиротония. Митрополит Сергий (Страгородский) назначил его викарием Полтавской епархии. Но служить в Лубне так и не пришлось: въезд для него был закрыт, и единственная его тайная пасхальная служба осталась знаком архипастырского благословения "верным".
"Скитаясь по пещерам и ущелиям земли"
В начале мая 1928 года сотруднику ОГПУ Храмову был выдан ордер на арест епископа Аркадия за подписью Г. Ягоды. За "антисоветскую деятельность" владыку приговорили к пяти годам лагерей. Местом заключения на этот раз стали Соловки.
В лагере его положение осложнялось тем, что он встретил своих бывших "оппонентов" из числа украинских автокефалов и обновленцев. Неприязнь к владыке с их стороны была настолько сильной, что они не гнушались доносами, "информируя" о его жизни лагерное начальство.
Невзирая на возможные последствия, владыка Аркадий организовал для священников, не имевших никакой поддержки от близких, кассу взаимопомощи. Иногда ему удавалось совершать у вольных монахов, остававшихся еще в монастыре, службу архиерейским чином.
Уважение, которое он вызывал к себе, стало причиной того, что его переводили с места на место, пытаясь "ограничить влияние", и так он оказывался то в кругу священников, то среди уголовных преступников.
Срок епископа заканчивался 9 мая 1933 года, и 18 мая 1931 года против него было выдвинуто обвинение по новому, внутрилагерному "делу", возбужденному на основании доноса. Инкриминировали ему на этот раз "исполнение обрядов с антисоветским оттенком", "антисоветскую агитацию" и "призывы к организации материальной поддержки нуждающихся заключенных верующих деньгами, продуктами и одеждой". Дело рассматривалось внесудебным порядком. По решению тройки ОГПУ владыке определил дополнительный срок – еще пять лет. После оглашения приговора епископа Аркадия поместили на некоторое время в "штрафную роту", представлявшую собой своего рода внутреннюю тюрьму – на Секирной горе. Из лагеря владыка вернулся совершенно седым...
Стоять до конца
Когда-то владыка Аркадий писал своей духовной дочери: "Не тот блажен, кто хорошо начинает, но кто хорошо кончает подвиг свой. Посему подвиг покаяния и борьбы со страстями должен быть пожизненным"i. В его собственной жизни так и не было отдыха, передышки. Когда окончился десятилетний срок заключения в Соловецком лагере особого режима, его ожидало назначение на новую кафедру, в Бежецк. Но и в Тверской епархии ему служить не пришлось: место постоянного проживания для него было определено в Калуге. А через полгода, в сентябре 1937-го, он попал под "маховик ежовщины".
Чем мог он оправдаться во время следствия, и какое значение для палачей могли иметь слова о том, что непродолжительные беседы со знакомыми, которых он иногда встречал, касались исключительно духовных сторон жизни Церкви? Отвечая на вопросы, он пытался прояснить и свою позицию: "Я являюсь последователем Православной Церкви по своим религиозным убеждениям, политическая же моя программа и отношение к соввласти основаны на предсмертном завещании Патриарха Тихона от 1925 года и на декларации митрополита Сергия от 1927 года и его интервью от 1930 года"ii.
Его не слышали...Приговор был готов заранее, и 29-го декабря 1937 года его столкнули в один из бутовских рвов, так, чтоб и памяти не осталось о том месте, где прогремел выстрел. Не думали–не гадали, что увенчают навеки, что там, где уже нет смерти, "алмазами" в его венце засияют и судилище в Житомире, и лагерные бараки со "штрафной ротой", и допросы в Бутырской тюрьме, и мучительные последние часы в дощатом сарае, где избитые и окоченевшие от холода люди ожидали расстрела...
[i] Священномученик Аркадий, епископ Бежецкий. // // Христовы воины. Жития и труды подвижников XX века. Календарь. 2007. Москва, 2006. Издание осуществлено по благословению епископа Южно-Сахалинского и Курильского Даниила. С. 355
[ii] Священномученик Аркадий, епископ Бежецкий. // // Христовы воины. Жития и труды подвижников XX века. С. 355
[iii]Цит. по: Священномученик Аркадий, епископ Лубенский
http://www.zaistinu.ru/ukraine/church/arkadiy.shtml/roman.shtml?print.
Рекомендуемые для чтения источники и литература:
1.
Иеромонах Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Кн. 3. Тверь, 1999.
2.
Священномученик Аркадий, епископ Бежецкий. // // Христовы воины. Жития и труды подвижников XX века. Календарь. 2007. Москва, 2006. Издание осуществлено по благословению епископа Южно-Сахалинского и Курильского Даниила.
3.
Священномученик Аркадий, епископ Лубенский
http://www.zaistinu.ru/ukraine/church/arkadiy.shtml/roman.shtml?print.
1.
Священномученик Аркадий, епископ Лубенский, викарий Полтавский http://days.pravoslavie.ru/Life/life4761.htm.
2.
Аркадий (Остальский). Материал из Википедии свободной энциклопедии. ВикипедиЯ. Свободная энциклопедия. // http://Wikipedia.org )
Источник: Православие и мир