На исходе уходящего года в Государственной Третьяковской галерее произошло мировое культурное событие открытие выставки " Андрей Рублев. Подвиг иконописания. К 650-летию великого художника".
О личности легендарного иконописца и об особенностях экспозиции рассказывает Наталия Шередега, заведующая отделом древнерусского искусства, куратор выставки.
Наталия Николаевна, как получилось, что Третьяковская галерея стала хранительницей самой крупной в мире коллекции произведений Андрея Рублева?
Благодаря подвигу многих работников музея, наших предшественников. Вся коллекция сформировалась в чрезвычайно узкий период с 1929 по 1934 год. Это было время культурной революции, когда не только боролись с неграмотностью, но и расформировывали музеи, уничтожали церкви. Реставраторы и музейные сотрудники стремились спасти иконы из церквей, превращенных в клубы или зернохранилища. За это им заплатили сторицей большинство из них отсидели в лагерях, тюрьмах. Но они совершили главное дело своей жизни собрали, защитили и сохранили. Добились, чтобы творения Андрея Рублева попали в лучший музей страны Третьяковскую галерею.
Потом была огромная работа по реставрации, сохранности. Но они сделали главное.
Какую задачу ставили перед собой вы, готовя проект совместно с Музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева?
Впервые представить вместе памятники, которые на основании исторических сведений и стилистических признаков можно с большей или меньшей уверенностью связать с именем великого художника.
Это сравнительно немногочисленные, но исключительные по своему художественному качеству и мастерству исполнения иконы и фрагменты фресок из лучших музеев страны. Например, иконы из огромного иконостаса знаменитого Успенского собора во Владимире. Известно, что первоначально иконостас предназначался для храма домонгольского периода (во времена Андрея Рублева подобных сооружений уже не возводили). Но на его долю пришлась непростая судьба во времена Екатерины иконостас был изъят из Успенского собора, так как его облик был сочтен не отвечающим представлениям того времени и "сослан" в село Васильевское.
И лишь в двадцатом столетии часть сохранившихся икон попала в Третьяковскую галерею (часть в Русский музей Санкт-Петербурга).
Безусловным достижением выставки стала возможность экспонирования археологических фрагментов полностью или частично разрушенных росписей, связываемых с творчеством Андрея Рублева и его окружения. Среди них фрагменты фресок из Благовещенского собора Московского Кремля (около 1416 года), Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря и Успенского собора на Городке в Звенигороде. То есть мы попытались собрать (насколько это возможно) и представить все художественное наследие во всей его полноте нашему зрителю. Поверьте, только увидев, ощутив и сравнив, можно понять величие творений Андрея Рублева.
Кстати, в Музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева уже проходит замечательная выставка "Фрески Андрея Рублева. Копии и фрагменты".
Сведения об Андрее Рублеве порой сложны и противоречивы. Каким источникам можно верить?
Если говорить о документальных источниках, то это, несомненно, Троицкая летопись, где под 1405 годом повествуется об украшении Благовещенского собора Московского Кремля, в котором принимали участие Феофан Грек, Прохор с Городца, чернец Андрей Рублев, а также сообщение 1408 года о работе в Успенском соборе во Владимире. Далее сведения о Рублеве содержатся в житийной литературе чуть более позднего времени. Вот по этой скупой информации, вооружившись дедуктивным методом, мы можем реконструировать приблизительные сведения о жизни Андрея Рублева. То, что упомянут в летописи третьим значит, он сравнительно молодой человек. Но уже достаточно успешный, раз его подрядили на такой масштабный государственный заказ.
Самая более-менее точная дата кончина Андрея Рублева 1430 год. Собственно, руководствуясь "выкладками" исторических, литературных, житийных источников, ряд исследователей пришли к мнению, что условная дата рождения Рублева 1360 год.
Поэтому 1960 год по решению Всемирного совета мира, вице-президентом которого был Илья Эренбург, был признан годом Рублева. Тогда же открылась первая юбилейная выставка художника. То есть наша нынешняя экспозиция стала всего-навсего второй выставкой произведений Андрея Рублева. Вот так исторически сложилось.
Про Андрея Рублева написано огромное количество литературы. Но вопросов, связанных с его творчеством, несоизмеримо больше. И все они требуют разрешения. Я надеюсь, что когда в конце февраля 2011 года наш музей проведет масштабную конференцию, связанную с изучением наследия художника, ситуация изменится.
Каким человеком был Андрей Рублев?
Из житийных источников Андрей Рублев и Даниил Черный предстают перед нами как светозарные личности, которые всю свою жизнь потратили на духовное совершенствование и работу над иконами.
Ведь даже в пасхальные дни, когда весь православный люд отдыхал, эти иконописцы созерцали иконы, видя в этом путь духовного совершенствования.
В 1988 году Русская православная церковь канонизировала Андрея Рублева как Преподобного, в том числе за подвиг иконописания. И на современной иконе Преподобный Андрей Рублев представлен со своей прославленной иконой "Святой Троицей".
"Святая Троица" центральная икона выставки. Одно из главных явлений в истории культуры нашего отечества. И ее духовный смысл, ее создание не исчерпывается только богословским содержанием. В ней отражено огромное нравственно-идеологическое значение, в котором представлено стремление к единению, к единству.
Показан поиск некоего национального идеала (не будем забывать, что икона написана после Куликовской битвы, в похвалу Сергию Радонежскому, который призывал к объединению всех русских земель!). То есть рублевская "Святая Троица" это проект будущей жизни нации!
О том, как надо знакомиться с рублевской "Святой Троицей", написано немало пособий.
"Святую Троицу" невозможно постигать по книгам. Тут необходим собственный религиозный и эстетический опыт. Картины западноевропейских современников Рублева (художников эпохи Возрождения) связаны с католическим мироощущением.
В то время как творчество Андрея Рублева и русских иконописцев с православным. Они не писали картин на сюжеты из Евангелия или Библии. Они творили иконы. Их "натурой" был горний мир и те образцы византийского или современного им искусства, которые они видели.
Можно ли считать Андрея Рублева московским художником?
Документально нам ничего неизвестно. Ни о его родителях, даже его настоящего имени мы не знаем. Ведь Андреем он был наречен при пострижении в монахи. Но вся его жизнь, начиная с XV века, была связана с Москвой и прилегающими к ней землями.
Храмы Звенигорода, Троицкий монастырь, Благовещенский собор Московского Кремля, сам Московский Кремль, Спасо-Андроников монастырь.
В общем, какое бы произведение Рублева мы ни взяли, так или иначе оно связано с нашей столицей. Поэтому, я думаю, его можно считать московским художником.
Наверняка у вас есть любимая икона Андрея Рублева?
Скорее идеал. Это Архангел Михаил из Звенигородского чина.
Источник: Вечерняя Москва