ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Аргудяева Ю.В. Влияние миссионеров на быт и культуру коренных народов юга Дальнего Востока России

Веселов Евгений :: 12 января 2011

В статье Аргудяевой Ю.В. рассматривается воздействие, окакзанное миссионерами на быт и культуру коренных народов юга Дальнего Востока России.

Препятствуя занятиям традиционными промыслами, миссионеры способствовали переходу коренных малочисленных народов Приморья и Приамурья к огородничеству, земледелию и скотоводству. Особенно успешно шел этот переход среди народов, живших среди русского населения. Показывая пример, миссионеры сами трудились на своих огородах, прививали любовь к земле школьникам. Нанайцам на р. Уссури отводили большие земельные наделы. Однако к началу XX в. успехи земледелия и особенно скотоводства у амурских нанайцев и других коренных народов были плохими, в частности, из-за неумения работать и препятствия шаманов.

Миссионеры учили аборигенов распиливать бревна на доски, знакомили их с плотническим, столярным ремеслами, обработкой металлов, и проч. Наученные миссионерами и русскими плотниками, нивхи, нанайцы, гиляки и другие народы возводили хозяйственные постройки и жилища срубного типа. Нередко они окрашивали полы и наличники окон, приобретали зеркала, индивидуальные полотенца, лампы с абажурами, научились подметать пол, умывали лицо и руки.

Прогрессивное значение имело распространение грамотности среди детей и привитие им общей культуры в церковно-приходских школах. Вначале аборигены неохотно отдавали детей в школы, но затем у нивхов и гольдов это стало обычной практикой. Детей отпускали на один год. Местные дети нередко обучались вместе с русскими, что приобщало их к русскому языку и русской культуре. В миссионерских школах преподавались Закон Божий, церковное пение, чтение, письмо, арифметику, в некоторых – отечественная история и география, ремесла (бондарное и сапожное). Часть детей жила в интернатах в специальных зданиях или у русских крестьян. На каждого ребенка-аборигена отводилось по 35 руб. в учебный год. Учебный год продолжался с середины сентября до мая. Детей отпускали на святки, а по просьбе родителей также на весеннюю и осеннюю рыбную путину. В некоторых школах детей использовали в качестве рабочих рук (пилить и колоть дрова, топить печи, носить воду и т.д.), учителя иногда применяли недопустимые меры взыскания и наказания (драли за уши, били по голове и проч.). В нескольких миссионерских школах из-за этого дети сбежали к родителям в середине декабря, что заставило руководство школ завершить учебный год раньше обычного.

Миссионеры оказали определенное воздействие на семью и брачно-семейные отношения, хотя окончательно не сумели пресечь практику покупки аборигенами жен. Развитие капиталистических отношений упрочило положение женщины и молодых, предоставляя им возможность самостоятельного заработка. У аборигенов прививались христианские обычаи и обряды, в том числе связанные с рождением детей, свадьбой, похоронами. Зажиточные нанайцы отправлялись на венчание в Хабаровск. Христианские обычаи способствовали распаду родовых отношений и формированию территориальных связей, независимых от этнической принадлежности. При крещении аборигенам давались русские имена, а нередко и фамилии, которые они использовали при общении с русским населением.

В брачно-семейных спорах сами аборигены часто обращались к миссионерам в надежде получить защиту или избежать уплаты калыма, для этого даже приступали к таинствам крещения и венчания. Хотя Церковь приветствовала этносмешанные браки, считая их средством русификации местного населения, однако до революции такие браки были единичными явлениями. Значительно чаще русские выступали восприемниками при крещении аборигенов, и наоборот. Борясь с полигамией, Церковь не признавала браки крещеных аборигенов, заключенные "в язычестве", и стремилась улучшить положение женщин: способствовала сооружению для рожениц небольших юрт с теплыми нарами, защищала крещеных жен от некрещеных мужей, особенно при побоях и плохом обращении.

Влияние Церкви в обрядах жизненного цикла и в духовной культуре в целом было незначительным.

Источник: Богослов.ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама