Повсеместно строятся новые храмы и монастыри, в школе появился соответствующий предмет, а на праздничных службах присутствуют и президент, и председатель правительства.
А между тем церковь, согласно Конституции, по-прежнему отделена от государства.
Сегодня гость "МК" архиепископ Новосибирский и Бердский, управляющий Новосибирской епархией Русской Православной церкви Тихон.
Сближение назрело
Владыко, принято считать, что в советские годы россияне в основной своей массе были атеистами. Со времен перестройки многие, включая коммунистов и представителей властных структур, массово устремились в храмы. Как вы считаете, является ли такое всеобщее обретение веры искренним, или это конъюнктура, своеобразная дань моде?
Я бы не сказал, что обретение веры стало вдруг массовым. Просто в те времена многие были вынуждены скрывать свои истинные взгляды и в силу разных причин не посещали храмы. Теперь времена изменились, и люди могут исповедовать свою религию открыто. Кстати, россияне обратились не только к православию, многие стали ходить, например, в мечети. Я думаю, это хорошо, что люди приходят в церковь, а не, скажем, в казино. Полагаю, ими движет желание познать вечные истины и приобщиться к духовной культуре. Мне кажется, что иначе наше общество неизбежно зашло бы в тупик. В демократическом обществе человек должен жить по совести, иметь некие нравственные ограничения, и люди это чувствуют, кто осознанно, кто нет.
Получается, что сближение церкви и общества исторически назрело?
Думаю, да. Мы все, по сути дела, выходцы из тоталитарного государства. Естественно, тогда взаимоотношения церкви и государства строились по-другому. Сегодня ситуация изменилась, и мне кажется, что идет процесс узнавания друг друга: люди познают церковь, а церковь современное общество.
Когда я в 1990 году приехал в Новосибирск, в нем был один-единственный действующий храм Вознесенский собор, который заново отстроили в 1988-м, к тысячелетнему юбилею крещения Руси, да была еще церковь в селе Новолуговое. А сегодня в Новосибирской епархии около шестидесяти храмов, строится около сорока новых. В области 45 приходов, семь монастырей, 234 священника. В епархии действует 26 различных отделов и комиссий, ведется большая социальная работа.
Благие деяния
Как вы относитесь к тому, что по Конституции церковь у нас отделена от государства?
Это действительно так. Поэтому мы заключаем договоры о сотрудничестве с каждой отдельно взятой организацией. Например, уже 15 лет по Новосибирской области ходит поезд памяти. Это плод совместных усилий Новосибирской епархии, Западно-Сибирской железной дороги и правительства Новосибирской области. В прошлом году в этом поезде было больше двадцати вагонов, работали около 200 человек, причем исключительно добровольцы. Поезд памяти посетил около 80 населенных пунктов, более пяти тысяч жителей области смогли пройти медицинское обследование и получить другие виды помощи. Мы раздавали нуждающимся лекарства, одежду, проводили различные встречи и мероприятия, скажем, служили панихиды у памятников героям Великой Отечественной войны, общались с ветеранами. Кстати, такую же миссию, как и поезд памяти, выполняет корабль "Андрей Первозванный", хотя, конечно, не в таком масштабе.
Епархия окормляет 28 медицинских учреждений, имеет шесть реабилитационных центров для лиц, страдающих наркотической и алкогольной зависимостью. Кстати, мы видим там очень высокий процент выздоровления, около 60% бывших наркоманов и алкоголиков впоследствии создают семьи и ведут нормальную человеческую жизнь. Мы сотрудничаем с учреждениями ГУИН, только в минувшем году подписано пять таких соглашений. Кроме того, у нас есть центр реабилитации для людей, вышедших из мест заключения, и другой аналогичный центр для жертв различных сект. Также епархия окормляет 50 детских учреждений: детские дома, дома-интернаты для детей-инвалидов. Мы стараемся помогать сиротам, особенно после выпуска, когда они фактически предоставлены сами себе. Часто бывает так, что у девочек из детских домов нет ни жилья, ни работы, но уже есть свои дети. Мы пытаемся хоть чем-то им помочь: так, в 2010 году в Новосибирске была открыта материнская обитель, где живут пять таких молодых женщин со своими детьми.
О терпимости и уважении
Вы упомянули центр реабилитации для жертв сектанства. Насколько остро сегодня стоит эта проблема в Новосибирской области?
К сожалению, сект по-прежнему очень много. В начале девяностых в Россию въехало около трехсот тысяч миссионеров с Запада, причем практически все они прекрасно умели говорить по-русски, знали, как нужно работать с жителями нашей страны, а самое главное имели деньги на осуществление своей деятельности. Скажу честно, мы совершенно не были к этому готовы.
Самое страшное, что зачастую это были деструктивные секты, которые использовали различные техники подавления воли, включая гипноз. Они разрушали наше общество. Последователи тоталитарных сект уходили из семей, бросали работу, отдавали все свое имущество. Особенно поражен был этой заразой Академгородок. К примеру, там была секта, где родители сожительствовали со своими детьми. Чтобы противостоять этому негативному воздействию, нам пришлось изучать это явление, был создан специальный информационный центр. Мы стали давать людям правдивую информацию о сектах, и это помогло: сегодня в Новосибирской области деструктивных сект значительно меньше, чем, скажем, 10-15 лет назад. Хотя, конечно, по-прежнему остаются люди, которые подпадают под их влияние.
А как церковь оценивает проявление фашизма и национализма? Недавние события на Манежной площади в Москве показали, насколько сильны подобные настроения в нашем обществе.
Я могу сказать одно: в этом отношении Новосибирск город очень спокойный, спокойнее нас, пожалуй, только Томск. Но и у нас, к сожалению, не всегда хватает терпения и уважения друг к другу. Я глубоко убежден терпимость нужно воспитывать с детских лет, при этом не только в семье, но и в школе.
Вот поэтому в школах и ввели специальный предмет, рассказывающий об основах мировых религий, чтобы мы могли лучше узнать друг друга. Учитель сможет рассказать об этом более объективно. К тому же к нам приезжают люди из стран СНГ, и новый предмет должен помочь детям из этих семей лучше адаптироваться к нашим условиям. Это необходимо, ведь они вливаются в наше общество, поэтому должны уважать наши традиции и культуру. На Западе уже совершили подобную ошибку, и все мы знаем, к чему это привело.
Душа и "Мерседес"
Как вы считаете, какая заповедь наиболее актуальна на сегодняшний день? Ведь не секрет, что сегодня многие не слишком-то озабочены приобретением духовных ценностей, а больше склоняются к накоплению ценностей материальных.
Все десять Божьих заповедей хороши. Дело в другом: много ли людей сегодня знают и понимают их содержание? Я как-то беседовал с одним известным ученым, академиком, и он мне сказал: я очень уважаю христианские традиции, чту все одиннадцать заповедей. В этом случае можно сказать только одно: одиннадцатая заповедь не зевай! Это, конечно, шутка. А если серьезно, то свобода в христианском понимании это отсутствие зависимости от чего-либо. Подлинная духовная культура предполагает умение отделить необходимое от излишнего. Иными словами, каждый человек должен знать, что ему действительно нужно, а что излишне. И увлечение этими самыми излишествами как раз и характерно для общества потребления.
Вот есть заповедь "Не сотвори себе кумира". О чем она нам говорит? Кумир это, по сути дела, излишняя привязанность к чему-либо, и даже не важно, материальному или нет. Об этом надо помнить всегда.
А ведь вы ездите на "Мерседесе"...
Моя мама, которой в свое время кто-то задал тот же вопрос, ответила на него так: а почему только ваши сыновья должны ездить на хороших машинах? Кстати сказать, это ведь не мой автомобиль. Он принадлежит епархии, так же, как и очень хороший дом, в котором я живу. Мне, по сути дела, принадлежит только дембельский чемодан, с которым я в свое время приехал в Новосибирск.
С автомобилем понятно. А теперь о вещах более серьезных: в начале нашей беседы вы упомянули, что в Новосибирской области строится около сорока новых храмов. А какие еще объекты возводит Новосибирская епархия?
Их много. Например, на улице Сибревкома строится Дом молодежи. Я считаю, что иметь такой дом нам просто необходимо. Зайдите в любую церковь: если раньше туда приходили в основном люди преклонных лет, то сегодня можно видеть очень много молодых лиц. При многих храмах действуют богословские кружки, в которых изучают Писание, рассуждают о божественном. В новом Доме молодежи будут помещения для таких занятий, конференц-залы, где можно будет проводить различные мероприятия, встречи, а также спортивный зал и кафе. В Академгородке строится Дом милосердия на сто мест. По сути дела, это хоспис. В Академгородке очень сильное сестричество, которое возглавляет Маргарита Короткова, кандидат медицинских наук. В помещении кинотеатра "Спутник" в Заельцовском районе мы планируем разместить реабилитационный центр. Словом, перечислять можно долго. Я думаю, что и дальше роль епархии в жизни Новосибирской области будет возрастать.
Источник: mk.ru/ Московский комсомолец