ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Женщина и огонь тьмы

Анатолий Уралов :: 13 января 2011

Ведьмы – явление многогранное, и одна из его граней никем, кажется, пристально не рассматривалась. Мрачная и уродливая, но невероятно сильная и дерзкая попытка женской эмансипации видится в этой грани. Ведьмы и ведовские процессы – тема неисчерпаемая. Известно достаточно много, но хочется знать еще больше...

Считалось, что ведьмы преступно присваивали себе не принадлежащие человеку прерогативы. Они властвовали над чудом, они творили чудо, они жили в чуде. Ведьмой, или каргой, звалась та, которая, введенная в заблуждение союзом, заключенным с дьяволом, убеждаемая, побуждаемая или обманываемая им, полагает, будто она может все. Сделать сотрясение воздуха, вызвать град и бури, передвинуть деревья. Может перемещаться на своем домашнем духе (который принимает форму козла, свиньи, теленка и т. п.) на некую отдаленную гору в короткий промежуток времени, а иногда летать на посохе, вилах и проводить всю ночь напролет со своим возлюбленным, пируя, танцуя, развлекаясь и ублажая дьявольское вожделение тысячей непристойных забав.

В действиях ведьм было множество приемов первобытной магии, один из основных принципов которой заключался в том, что сходные причины вызывают сходные следствия. Магический обряд имитировал лишь самую простую – напрямик – взаимосвязь между человеком и природой. Вернее, не природой в целом, а отдельным природным явлением. Разбрызгивай воду изо рта – и с неба пойдет дождь. Порази изображение зверя – поразишь самого зверя. И ведьмы сплошь и рядом поступали именно таким образом.

С выработанным на все враждебное чутьем, церковь сразу уловила связь этого явления с язычеством. И на первых порах именно так и с этой стороны оценила ведьмовские действа. От очень далеких, еще доинквизиционных времен IX века до нас дошло соборное постановление, где содержится прямое указание на это: "Некоторые нечестивые женщины, обратившись к сатане, совращенные прельщениями и наваждениями нечистой силы, думают и говорят, что они по ночам ездят верхом с Дианою на спине некоторых животных, в сообществе с бесчисленным множеством женщин, и пробегают огромные пространства, повинуясь приказаниям Дианы как своей госпожи, которая сзывает их в известные ночи. Они увлекают с собой много людей. Бесчисленные толпы, обманутые этим ложным верованием, верят во все выдумки и впадают, таким образом, в языческие заблуждения. Поэтому священники должны повсюду проповедовать, что они знают ложность этих заблуждений, что эти наваждения насылаются злым духом, совращающим людей во сне. Кому из нас не бывает сновидений? Кто из нас не видит во сне много таких вещей, которых никогда не видал наяву? Нужно во всеуслышание говорить, что всякий, кто верит в подобные вещи, потерял веру, и всякий, кто не сохраняет истинной веры, принадлежит уже не богу, а Диаволу".

Церковь выжигала огнем разраставшееся ведьмовство. Процедура инквизиционных трибуналов действовала точно, пытки помогали признаниям, а признания вели прямым путем на костер. Подозрительность, вымогательство, карьеризм – постоянные спутники черного дела – приводили в застенки тысячи женщин, уже совсем не причастных к обвинениям, которые против них воздвигали злоба и зависть. А попав туда, они уже не могли выйти из очерченного круга. Чудовищными пытками и тяжелейшим нравственным давлением их заставляли признаться в служении сатане. Тут уж были не самооговоры, вызванные галлюцинациями, а циничное вынуждение нужных инквизиции показаний.

Инквизиторы верили хрестоматийному "Молоту ведьм", пособию, написанному двумя ученейшими монахами того времени Яковом Шпренгером и Генрихом Инститором, которые были настолько просветленными, что при одном взгляде на осужденных еретиков видели, кто из них должен был подвергнуться милосердной казни без пролития крови, а кто – раскаяться и послужить церкви верой и правдой (его первое издание увидело свет в 1486 г., а всего было 29 изданий). Там было ясно сказано, что при выявлении ведьм надо было руководствоваться определенными правилами.

Прежде всего во время суда за колдовство и черную магию необходимо было доказать наличие двух вещей – "любимца" и "знака ведьмы". Отыскать и то и другое было несложно. "Любимцем" могло быть любое домашнее животное, даже таракан. За "знак ведьмы" также принималось что угодно – от большого размера соска, что само по себе считалось неопровержимым доказательством, до любой физической аномалии вроде бородавки или родинки. Так как только абсолютно совершенное тело могло выдержать столь тщательную проверку подозреваемую женщину раздевали догола, затем сбривали с головы и тела все волосы и тщательно ее осматривали. Считалось, отметина хорошо замаскирована и скрывается в тайных интимных местах.

Все мы, конечно, знаем, что инквизиция – это весьма неприятная вещь. Однако все дело в том, что три-четыре века назад следствия и суды над разного рода колдуньями и колдунами частенько велись отнюдь не славными инквизиторами, а вполне светскими магистратами – властями средневековых городов. Эти почтенные господа тоже, как выяснилось, не были безгрешными. Так что не будем всю вину сваливать на Священные трибуналы Святой инквизиции. Ревностных блюстителей морали и нравственности в мире хватало и без них.

Процессы над ведьмами затевались буквально везде – даже до Финляндии докатилась волна, даже до Нового Света. А уж в Германии, Франции и прочих европейских странах от этих судов какое-то время было не продохнуть. В судебных книгах того времени обо всем этом подробно рассказано. Очень любопытное занятие изучать вышеозначенный сборник, благо занимательных документов в нем много. Тут и памфлеты, писавшиеся рьяными преследователями ведьм, и следственные материалы, и статьи из "Энциклопедии демонологии и ведовства", составленной исследователем Р. Хоупом Робинсом. И вот что удивительно: получается, что профессия ведьмы в ту злосчастную пору была вовсе не из легких. И не потому, что их пытали, сжигали и вешали, а потому, что неприятных обязанностей у них насчитывалось много. В ходе допросов следователи и судьи выловили-таки ряд улик, по которым узнать колдунью было легче легкого. Из этого подробного списка мы узнаем, что:

1) Ведьмы должны тащиться на шабаш не во сне, а наяву, и "если идет дождь, то ведьмы намокнут". (Трогательная подробность: стало быть, колдовство от гроз и бурь защитить не может.)

2) "Днем, встречая друг друга, ведьмы обсуждают то, что происходило на их собраниях... Ведьм наказывают, если они не посещают собрания". (Что-то это до боли напоминает... Какие-то партактивы, комсомольские бюро. Что-то слышится родное... )

3) На шабаше происходит поедание трупов. На следующий день у ведьм болит живот и их рвет. (Без комментариев, как говорится. Прямо какая-то зло-нравная передача "Фактор страха", где всевластный ведущий заставляет героев есть разных пресмыкающихся и земноводных пополам с тухлятиной.)

4) У девственников и девственниц при первом совокуплении с дьяволом происходит сильное истечение крови. (А с дьяволом, по неписаному ведовскому кодексу чести, хочешь не хочешь, а совокупиться надо.)

5) Иногда ведьмы беременеют и рожают на свет уродов, демонов и также разных тварей. (Тоже радость небольшая.)

И другие не менее страхолюдные факты узнаем из сборника "Бич и Молот". К примеру, каждой ведьме давался дух-помощник. Иногда даже несколько. В Англии, стране, издревле славящейся нежной любовью к животным, это, как правило, был черный кот, незатейливо прозванный Сатаной. Попадались, правда, жабы, кроты и маленькие собачонки, которых носили в мешочках на груди. Их приходилось питать собственной кровью из правого или левого бока, где у ведьм от долгой эксплуатации вырастали соски. По ним, собственно, мерзавок и опознавали.

Духи-помощники в повседневной жизни помогали мало. Это в смысле денег и добывания пищи. Зато, если требовалось истребить под сурдинку соседа, особенно если он был жадный богач или ростовщик, ведьмам помогали духи-покровители, от одного до пяти. Они могли являться в обличье кота, хорька, жабы или мыши. Ведьмы кормили их мясом птицы, поили молоком, а время от времени позволяли высосать капельку собственной крови. Низшие демоны – "любимцы" ведьм – могли принять облик любой земной твари – от собаки до паука, но чаще всего – черного кота. Жабы и лягушки тоже подходили, равно как и "вещие птицы" – дрозды и вороны. "Любимцы" оказывали ведьме услуги, были чем-то вроде личных секретарей, напоминающих о времени и месте следующего шабаша, а также доставляющих ведьму на место "слета". Питались они, подобно бесам, молоком ведьмы или ее кровью.

Судьям, конечно, приходилось нелегко, особенно тем, кто испытывал к жертвам плотское влечение. Но в конце концов их упорство вознаграждалось. Женщины (а бывало, что и редкие ведьмаки мужеского пола) оговаривали себя почем зря и делились с судьями самым сокровенным. Например, одна старуха из участниц Иствикского процесса, очень набожная и кроткая, вдруг ни с того ни с сего признается в самых что ни на есть гнусных кознях. Оказалось, что она "посылала своего кота к горничной некоей миссис Дженнингс, чтобы мучить ее и отнять у нее жизнь". А все из-за того, что упомянутая "горничная отказалась как-то дать ей взаймы иголку и поругалась с ней из-за шиллинга, который та упомянутой горничной задолжала". Вот так вот! Убить человека при участии кота из-за иголки! Впрочем, в России этим никого не удивишь, всякое бывало. Разумеется, говорливую старуху сожгли. Это уж как бог свят.

Бывало, конечно, что судьям приходилось повозиться. Особенно почему-то в Шотландии попадались очень упорные пособники Люцифера, никак не желавшие признаваться в содеянных прегрешениях. Приходилось следовать примеру славных инквизиторов с материка и измышлять разнообразные пытки. Хитроумные судьи сдавливали подследственным дамам голову веревкой, превращали ноги в мелкое крошево, втыкали иголки под ногти или в разные интимные части женского тела. Тут уж обвиняемые жертвы сознавались во всем и уже безгрешными отправлялись на костер. Некоторые как-то случайно не доживали до костра и умирали в процессе следствия, но это уже детали.

А вот в Англии, где процветал относительный гуманизм, к пыткам прибегали нечасто. Англичанок разного возраста, телосложения и сословия всего лишь "выгуливали" по комнате туда-сюда, не давая им сесть, пока они не свихивались в уме и не наговаривали на себя всяческой напраслины.

Если полистать архивы той самой почтенной организации, которая искореняла ересь в то время, то можно найти множество отчаянных документов. И если после прочтения книги у читателя волосы на голове встанут дыбом, то всегда можно отговориться, сказав, что это такая модная прическа.

И тебе поверят...

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама