Бесконечно трогательные и удивительно глубокие письма отца к сыну Андрей Леонов признается, что это главное наследство, которое он получил от своего папы, актера Евгения Леонова. Об отце и собственных детях, о чудесах и дорогах, которыми он и его близкие шли к Богу, Андрей Евгеньевич рассказал в беседе с корреспондентом "Фомы".
Когда происходит чудо
Вы не раз говорили, что пришли к вере, когда Евгений Павлович перенес клиническую смерть и выжил.
Именно так и было. На тот момент мне было тридцать три года, я был далек от Церкви, как и многие мои соотечественники. Но когда с человеком происходит нечто, выбивающее его из рамок привычной спокойной жизни, он, часто даже непроизвольно, начинает поворачивать голову к Богу. Даже те, кто позиционируют себя атеистами, в таких случаях почти автоматически начинают шептать: "Спаси, Господи!". И вот, когда все случилось с папой, я ходил под окнами больницы и старался вспомнить слова молитв, слышанных в кино, прочитанных в художественной литературе... После случившегося с отцом в Гамбурге он стал говорить: "Меня Господь спас", хотя он тоже был далек от Церкви.
Он был традиционным советским атеистом?
Ни в коем случае. Стопроцентных атеистов я вообще не встречал. Ведь люди остаются атеистами до поры до времени, пока гром не грянет... А вот тогда они если и не становятся верующими, то начинают более осторожно поднимать вопросы веры и неверия. Ведь Господь живет в каждом сердце, только дорога к Нему у каждого своя.
Тогда в Германии с папой произошло настоящее чудо. Начиная с того, что инфаркт случился в Гамбурге, и не на улице, а в госпитале, куда его привезли. Иначе бы врачи просто не успели, ведь сердце у него уже остановилось... Папа лежал с аппаратом искусственного дыхания семнадцать дней. А врач сказал нам, что шанс выжить у него один из тысячи. Ну то есть намекал, что шансов скорее нет и нам нужно просто проститься... Но папа выжил и был с нами еще пять лет. Более того, работал: снимался, в том числе, в фильме у Данелии, а главное сыграл в спектакле "Ленкома" "Поминальная молитва".
Что-то в вашей жизни изменилось, когда Вы вернулись из Гамбурга?
Вернувшись из Германии, я поехал к другу в Днепропетровск. И там окончательно понял, что мне необходимо креститься. Это был полубессознательный поступок: я как-то почувствовал изнутри, что это срочно необходимо сделать. Это вовсе не означало, что я потом начал воцерковляться и регулярно ходить на службы. Но не ощущать себя частью Церкви я тоже уже не мог.
У каждого из нас свой путь. Мой был таким. Моя жена еще до нашей встречи стала ходить в церковь. И сейчас церковное общение становится для нее все большей необходимостью. Несмотря на рождение ребенка, она регулярно находит время побывать в храме.
Мой сын решил пойти в храм после того, как на его глазах моей маме, его бабушке, стало плохо. Я остался с ней в больнице, а сын решил, что ему нужно помолиться за бабушку именно в храме. Всё это ситуации, когда мы не чувствуем себя покинутыми, одиноким, но откуда-то знаем, к Кому можем обратиться...
Считаете ли вы "Письма сыну", написанные Евгением Павловичем, своего рода духовным наследством?
Папина книга это самое дорогое наследство и самое главное богатство, которое у меня осталось от него.
В "Письмах" много философских размышлений. А в повседневной жизни Евгений Павлович был склонен философствовать?
Он был серьезным, думающим человеком. Размышлял о явлениях жизни. Но занимали его не только глобальные и вечные вопросы. Ведь ему нужно было заботиться о нас с мамой и еще о многих людях. Он постоянно за кого-то просил, кому-то помогал. День его был расписан по часам. Такой Винни-Пух хлопотун за всех, кто попросит помощи.
Откуда такой жанр письма?
Когда у меня возникали какие-то проблемы, я, конечно, советовался с папой. Мы обсуждали с ним и какие-то рабочие моменты, тем более что работали в одном театре.
Но, честно говоря, не всегда получалось поговорить свободно и спокойно: не хватало времени, папа уезжал на гастроли, подолгу не виделись и просто о чем-то говорить было у нас не принято, каких-то вещей я стеснялся, каких-то он. А потом, после смерти папы, я понял, что мы, хоть и были внутренне близки, так и не наговорились с ним. Видимо, он сам ощутил это еще при жизни, вот и стал писать эти "письма", которые сложились в книгу. Ведь в письме можно выразить сокровенное, чего иногда, к сожалению, между отцом и сыном в обычной жизни не происходит. И вот мне остались эти бесценные размышления.
Сериал со знаком плюс
Работая над образом многодетного папы Сергея Васнецова в сериале "Папины дочки", вкладывали ли Вы в него черты собственного отца Евгения Павловича Леонова?
На самом деле при работе над ролью обычно вкладываешь многое: и где-то что-то замеченное, и чужой опыт, да и собственные представления и фантазии. Процесс этот сложный, и не всегда нужно зрителю обо всем этом знать. А вот сходства с папой я старался избегать сознательно: подходил на первых порах к режиссеру и к оператору и просил, чтобы они говорили мне, если возникнут какие-то параллели и ассоциации. Герой сериала это одно, а мои воспоминания о папе совсем другое. Не хотелось бы всё смешивать.
А что главное в Ваших воспоминаниях?
Вспоминая детство, я всякий раз ловлю себя на мысли, как же мне повезло: у меня был добрый и любящий отец. Про любовь можно просто говорить, а можно ее проявлять делом. Папа никогда не декларировал "я люблю тебя". Он просто на самом деле любил. Вспоминаю, как он приезжал ко мне в армию, в город Ковров двести километров от Москвы. Была зима, а у папы не было зимних шин. Он раньше не управлял машиной зимой, но всё равно садился и приезжал. Несмотря на мои строгие запреты: "Если еще раз приедешь, останусь на сверхсрочной". "Сынок, я же волнуюсь как ты здесь живешь", отвечал он и вновь приезжал, привозил какие-то гостинцы, которые мы с ребятами сразу же съедали. Он принимал сердечное участие во всей моей жизни. И я всегда чувствовал себя под его мощной защитой, которая для меня, наверное, самое важное в жизни. Даже сейчас я ощущаю его любовь. Так что для меня семья в первую очередь образ папы. Я очень хочу, чтобы и мой сын чувствовал во мне такой же надежный тыл.
Вообще у меня такое ощущение, что папа незримо присутствует в моей жизни по сей день. Ну, например, когда у меня что-то происходит не так... и я включаю телевизор (сколько же раз такое было!), то там всегда идет какой-нибудь фильм с папиным участием. И я вижу его лицо. Мне бы очень не хотелось его подвести, совершить поступок, который ему не понравился бы.
Андрей Леонов, Мирослава Карпович и Саша Трунова. Саша подопечная Фонда "Подари жизнь".
Фотография предоставлена Фондом "Подари жизнь".
Что-то из Вашего общения с Евгением Павловичем Вы перенесли в свое отцовство?
С ребенком никогда нельзя лукавить. Если бы папа был другим человеком, если бы он говорил одно, а вел себя иначе, то это двоемыслие могло бы разрушить меня в итоге. А так я старался тянуться за ним. Все наши попытки воспитания будут иметь смысл, только если мы будем искренними с ребенком. А еще я постоянно чувствовал папино присутствие, даже когда он находился на съемках, на гастролях. Потому что ему всегда была интересна моя жизнь, он откликался на то, что меня в данный момент волновало. И я доверял ему в ответ, всегда что-то о себе рассказывал.
Думаю, мне удалось выстроить подобные отношения и с сыном. Несмотря на то что жизнь сложилась так, что с 1997 года мы живем с ним в разных странах, я всё равно духовно старался быть рядом, быть участником его жизни. И сейчас, когда он стал взрослым, я чувствую, что наша внутренняя связь еще больше укрепилась, мы с полуслова понимаем друг друга.
А каких ошибок, допущенных в воспитании своего сына, вы постараетесь избежать с дочкой?
Однажды я забыл золотое правило: никогда не заставляй! Меня вот заставляли играть на пианино, так я его возненавидел. А потом сам заставлял сына читать. К счастью, его отношение к чтению от этого не пострадало. Была еще одна история: я запрещал сыну трогать мою деревянную флейту. Однажды, вернувшись с гастролей, увидел, как он играет с инструментом. Я так рассвирепел, что сломал флейту об пол. И со временем забыл об этом случае, а вот Женя запомнил на всю жизнь, настолько его потряс вид рассерженного отца... Надеюсь, что я стал мудрее, и постараюсь избежать с дочкой подобных ошибок.
Для многих ваш образ многодетного отца стал образцом отношений родителей с детьми-подростками. Какие ситуации, с которыми пришлось столкнуться Вашему герою, показались Вам особенно интересными и полезными, применимыми к собственной жизни?
Ну, например, когда одна из "моих" дочек начинает увлекаться движением "гóтов", в соответствии с этим меняя свой внешний облик. Мой герой не приходит в ужас от "черной романтики", а пытается понять девочку, и со свойственным ему энтузиазмом в ванной красит себе лицо в черный цвет. То есть делает попытки поговорить с ней на одном языке...
Так что можно сказать, что к рождению моей собственной дочки (которой сейчас полгода) я подошел, имея не только опыт по воспитанию сына (ему уже 23 года), но и киноопыт воспитания аж пяти дочек. (Смеется).
Выходит, сериальное кино может быть полезным?
Может, когда обращается к зрителю с добрым настроем. Телевидение и кино на самом деле не всегда со знаком минус. Другой вопрос, что всякого рода "стрелялки" разрушают психику, особенно детскую. Поэтому, чтобы телевидение не было вредным, государство должно следить за тем, чтó выходит на экраны. А не перепоручать эту роль частным компаниям, которым выгодно показать жестокое кино, скандальные ток-шоу со "звездами", а иногда и нечто гораздо худшее.
Случались ли на съемочной площадке ситуации, когда Вы возражали против развития ситуации в сценарии?
На сюжет я влиять не могу. Если иногда по ходу съемок какие-то отдельные слова или фразы казались мне неуместными, грубоватыми, я просил их изменять. Но это случалось крайне редко: все-таки сериал рассчитан на детскую аудиторию, которая, к слову сказать, оказалась куда более широкой, чем мы ожидали. В каждой шутке есть доля шутки, и потому наша комедия оказалась интересной не только детям, но и родителям, которые оценили позитивный и добрый посыл. Кроме того, как мне кажется, в целом сериал превратился в своего рода схему: предлагал сложные психологические ситуации и модель выхода из них. Что по сегодняшним временам более чем важно.
Начать с себя
Сейчас много говорится о том, что общество переживает кризис семьи. Людям все труднее налаживать и сохранять отношения. Почему, на Ваш взгляд, так происходит?
На этот вопрос каждый должен ответить для себя сам, ведь от внешних обстоятельств это зависит в меньшей мере. Хотя, конечно же, на ситуацию влияет нестабильная обстановка в обществе. Все эти социальные революции, перестройки и экономические кризисы и перемены, которые приводят к внутреннему разладу нас самих, с самими собой мы не всегда можем наладить отношения. Теряя работу, люди колесят по стране в поисках счастья, оставляя семьи. Разве это может положительно влиять на семейные отношения? И, конечно же, эта внешняя нестабильность разрушает внутреннее содержание, меняет духовные ориентиры и ценности, выбивает почву из-под ног.
В эпоху СССР, когда общество жило определенными идеями, то и вопросу целостности семьи, воспитания детей уделялось должное внимание. Но вот советская идеология исчерпала себя, а на смену ей ничего не пришло. У общества сегодня безыдейное существование. А потому о каких семейных традициях может идти речь? Нужно начинать всё сначала, хотя одна из главных ролей здесь и отводится государству.
Прежде всего в семье должна быть любовь. Без нее ничего не получится. А еще уважительное отношение к каждому члену семьи, не важно, семьдесят ли, сорок ли ему лет или четыре месяца. Ведь что семью делает семьей? Когда все ее члены смотрят в одну сторону. Ребенок с детства должен видеть модель отношений между папой и мамой, тогда ему будет легче создать семью, где всё тоже будет строиться на любви и уважении.
Ваш сериальный герой многодетный отец. А есть ли у Вас знакомые многодетные семьи?
Есть, правда у них не по пять детей, как у Васнецова, а по трое. Это здорово, когда в семье много детей! Но опять же без государственной поддержки многодетным не обойтись. Начиная с самого простого: у нас ничего не приспособлено ни для инвалидов, ни для мам с колясками: в магазин-то пройти сложно, не говоря о том, чтобы спуститься в метро. Пример того, как это может быть, дает нам Швеция: там в метро на каждой станции обязательно есть лифт. Маме с несколькими детьми, особенно с маленькими, не приходится мучиться над тем, как доехать до детской поликлиники. В автобусах там существуют специальные приспособления, чтобы было удобнее заехать с коляской. Кстати, там мама с ребенком имеет право на бесплатный проезд. Мелочи? Но из таких мелочей и складывается наша жизнь.
А с чего в России, на Ваш взгляд, нужно начать решение "семейного вопроса"?
Предполагаю, что с себя. Начать помогать друг другу. Вчера помог коляску с ребенком поднять по лестнице, сегодня придержал дверь перед пожилой женщиной. Из таких крупиц и складывается наше отношение друг к другу, собирается жизнь.
Мир перевернуть не могу, но...
Как-то в одном из интервью Андрей Леонов сказал: "Отец говорил мне, что детство должно быть радостным". Может быть, поэтому актер в меру сил пытается помогать детскому дому. Впрочем, говорит он об этой своей помощи крайне неохотно:
Да что говорить-то? удивленно произносит Леонов. Пришел в детский дом случайно. У меня есть друг, Вадим, мы вместе когда-то служили в армии, потом не общались долго, но вновь встретились. Тут и оказалось, что он директор детского дома. Человек бойкий, энергичный, деятельный, постоянно ради своих воспитанников что-то "пробивает", преодолевает разные трудности, решает какие-то суперсложные проблемы. Детский дом на госфинансировании, да плюс энергия Вадима, словом, быт у них там отлажен полностью. Все необходимое для жизни, развития детей есть. Когда я узнал, чем Вадим занимается, попытался чем-то помочь. А он мне и говорит: "Да есть у нас всё, детям одного не хватает внимания". Слышать это было несколько удивительно, ведь мы привыкли думать, что отказники нуждаются в элементарном: чтобы было где спать, что есть, надеть, во что играть, кому учить. И даже в голову не приходило, что новый телевизор, одежда или игрушки не самое главное для детей. Ведь действительно, в сто раз важнее внимание и чтобы было с кем и о чём поговорить. Вот я и начал время от времени приезжать туда. Со мной и другие актеры приезжали из "Ленкома", из сериала "Папины дочки". Детей мы несколько раз возили на съемочную площадку. Я понимаю, что раза два в месяц, когда мне удается выбраться к ребятам, это мало и никак не назвать полноценным общением. Тем более я не могу, увы, перевернуть мир, сделав жизнь этих детей принципиально иной. Но попробовать-то могу?! Вот и пробую.
Знаете, дети в детских домах очень привязчивые, особенно малыши. Они с порога уже называют вас мама-папа. Потому, наверное, многие взрослые, вроде бы готовые помогать таким учреждениям, предпочитают участвовать в разовых акциях купил игрушек или одежду, или технику привез. А мне кажется, что, даже если ты не собираешься ребенка в семью брать, нужно приходить и общаться. Кто-то вместе рисует, играет, что-то изучает. Так делают некоторые мои знакомые.
В детском доме есть маленькая девочка. Она всех встречает словами: "Здравствуй, мама". Я понял, что к этому нужно просто привыкнуть. Хотя первый раз я и сам очень боялся. Не знал, как себя вести. Помню мы приехали, и Вадим стал показывать комнаты, где живут дети. И тут я увидел караоке. "Могу спеть", предложил я, хотя петь-то не очень умею. Но от волнения и переживаний запел так громко, что привлек внимание ребят. С тех пор мы подружились. И сейчас у меня с некоторыми детьми доверительные отношения. Главное, что я понял: всем этим детям открытым, отзывчивым, восприимчивым недостает лишь внимания, которое одно только и может их согреть по-настоящему. Так неужели мы не можем помочь сделать их детство хоть чуточку радостнее? От нас требуется всего-то сделать шаг в их сторону. А ведь если человек идет с открытым сердцем, у него всё получится. Эти слова я отношу прежде всего к себе.
*Е. Леонов. Письма сыну. М., 1992. Ред.
Андрей Евгеньевич Леонов
Родился 15 июня 1959 года в Москве. В 1980 году окончил Высшее театральное училище имени Б. В. Щукина (курс А. А. Казанской). С 1980 года состоит в труппе Московского театра имени Ленинского комсомола ("Ленком"). Заслуженный артист России. Среди его киноработ роль многодетного отца в популярном телесериале "Папины дочки". Женат, имеет двоих детей.
Спектакль театра Ленинского комсомола. Андрей Леонов (слева) и Евгений Леонов. 1987 год.
Фото РИА Новости
Евгений Леонов. "Письма сыну"
Андрюшенька, только положил телефонную трубку и сразу захотелось еще что-то сказать. Глянул на часы полночь. И вот пишу. Однако ты хорош, сыночек, специально, что ли, ждал, пока уеду, чтобы по телефону сказать о своем решении поступать в театральное то ли шутка, то ли слишком серьезно...
Радуюсь ли я, что ты хочешь стать актером? Радуюсь, это укрепляет наше родство, ибо нет ничего выше духовного братства. Но сказать по совести, это меня и пугает труден актерский путь. Мое упущение, ошибка, что моих трудностей ты не знал. А ведь есть только одна цена в искусстве беспощадность к себе. Ах, сынок, я в смятении. Я подумаю. Я напишу тебе.
Отец
Ленинград. 27.IX.74
...Иногда необходимо человеку побыть одному, в тишине, собраться, подтянуться, вглядеться в себя. Мне это редко удается. А вот ты слышал когда-нибудь тишину? Знаешь, что это такое тишина? Впервые я испытал необыкновенное ощущение тишины на берегу океана, тишины как какой-то величественной тайны. И почему-то, когда я впервые услышал тишину, она для меня была связана с необъяснимой тревогой. (...) Но я хочу сказать тебе о другом: есть еще какая-то тишина... Тишина, которая возникает во мне, в тебе, в нас, когда не слышишь шума, сидишь, думаешь, погружаешься в себя это внутренняя тишина, она не связана с шумом на улице, она в самом себе. Только очень редкие, очень развитые люди способны организовать такую свою тишину. Но для этого тоже надо сначала научиться слышать, видеть тишину, чувствовать... Вне тишины нельзя понять красоту... Тишина это жизнь, всё великое совершается в тишине...
Отец
Днепропетровск. 7.1V.76
Источник: Фома