ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Крестный как напоминание

20 января 2011

Когда раздается звонок и чей-то знакомый голос в трубке говорит: "Мы собрались покрестить нашу Машеньку (нашего Петьку) и хотели попросить тебя быть крестным..." – это всегда вызывает во мне самые противоречивые чувства. С одной стороны, когда тебя приглашают стать восприемником – это знак уважения: тебе поручают почетную и важную обязанность участвовать в новом рождении человека. С другой стороны, опыт показывает, что ты никогда не знаешь, что будет после совершения Таинства...

Потерянные крестники, растерянные крестные

За жизнь у меня накопилось немало крестников, и мысль о многих из них вызывает отнюдь не радость, а чувство вины. Подержать ребенка и прочесть за него Символ веры во время крещения легко и приятно. А что происходит потом – зависит от многих непредсказуемых вещей, а не только от инициативы крестного родителя. Слишком часто, по разным причинам, это событие не имеет продолжения.

Да, я знаю немало замечательных примеров настоящих крестных родителей. Я знал восприемницу, которая действительно казалась крестникам доброй феей из сказки: она неожиданно появляется в нужный момент и дарит чудесные подарки или разрешает трудности. Другая крестная в самом буквальном смысле заменила ребенку мать, когда тот остался сиротой. А одна моя знакомая обзавелась семьей из 90 (!) крестников, причем, по ее словам, она не только всех помнит, но и участвует в жизни каждого – хотя, конечно, для этого нужен особый дар и уйма свободного времени.

Однако мой скромный опыт говорит, что неудачных примеров тут куда больше, чем удачных. Слишком часто восприемничество оказывается формальным ритуалом, который ничего не значит ни для кого из участников – разве что беспокоит совесть крестного, если тот серьезно относится к своим обязанностям. Скажем, малознакомые люди не могли найти ни одного верующего, кроме тебя, когда для совершения Таинства им срочно понадобился восприемник, и ты, "одноразовый" крестный, после никогда не увидишь ни своего крестника, ни его родителей. Или знакомые пригласили тебя стать восприемником, но потом не только сами не водят ребенка в храм, но и не пускают его туда с крестным, говоря, что ребенок "вырастет и сам во всем разберется". Или, как часто бывает, крестник повзрослел – и сознательно отвергает Церковь или стихийно теряет всякий интерес к христианской жизни.

Это великие и прекрасные обязанности, но даже самый добросовестный крестный порой не знает, как их осуществлять на практике. Скажем, у него нет никаких прав вмешиваться в жизнь семьи, когда-то пригласившей его поучаствовать в Таинстве Крещения. И не всегда ясно, за что крестный отвечает, а за что – нет.

Поручитель, покровитель – что дальше?

Институт восприемников появился в Церкви достаточно рано, но изначально он выполнял несколько иные функции, чем сегодня, поскольку в первых веках к крещению приходили преимущественно взрослые люди, сознательно решившие вступить в Церковь. По свидетельству святого Ипполита Римского (конец II – начало III века), их приводил к епископу восприемник, или поручитель (греческое слово anadochos имеет и такой страшный для крестного смысл: "поручитель за должника"), который ручался за чистоту их жизни и серьезность намерений. Текст V-VI века "О церковной иерархии" ясно говорит, что такой поручитель воспринимал крещеного из купели. Трудно сказать, участвовал ли восприемник в жизни своего "крестника" после крещения.

В случае крещения младенца дело обстоит иным образом: тут важно не его прошлое, но его будущее. Естественно, роль поручителя могли исполнять верующие родители. "Сами родители приводили своих детей к епископу, и им, естественно, поручалось воспитание их детей. Мы имеем свидетельство Августина, что в его время родители воспринимали своих детей из купели" (Протопресвитер Николай Афанасьев. "Вступление в Церковь"). Однако в V веке, когда крещение детей стало повсеместным явлением, постепенно стал развиваться и соответствующий институт восприемничества (особую роль он играл в случае крещения сирот). Любопытно, что параллельно с этим появились представления о "духовном родстве" крестных и крестников, отраженные, например, в законе Юстиниана, запрещавшем брак между восприемником и его крестницей.

Естественно, во время крещения восприемник произносил исповедание веры за младенцев (как и за взрослых, лишенных речи). По-видимому, он тут выступал поручителем за то, что ребенок будет воспитываться в вере, хотя задача воспитания лежала на его родителях. К сожалению, мы не найдем в древних текстах ни четкого описания обязанностей восприемников, ни даже ясной формулировки, объясняющей смысл этой практики. "Православная богословская энциклопедия" (1900-1911) в статье, посвященной этому вопросу, содержит такой обобщающий вывод: "В качестве особого института восприемничество существует почти с первого христианского века, но вызвавшие его обстоятельства и причины не разъяснены отцами и учителями Церкви, и потому позднейшие исследователи решают данный вопрос довольно различно".

На протяжении большей части истории Церкви в крещении участвовал лишь один восприемник, но впоследствии появился обычай приглашать двоих крестных родителей – по образу обычной семьи. Любопытно, что на Руси этот обычай появился раньше, чем в Византии, в XIV веке, и греческие митрополиты какое-то время призывали наших соотечественников от него отказаться.

Несомненно, в традиционном обществе институт восприемников укреплял связи между людьми. Вспомним реплику грибоедовского Фамусова: "...А может в пятницу, а может и в субботу, // Я должен у вдовы, у докторши, крестить". Эти слова отражают еще один аспект восприемничества в нашем недавнем историческом прошлом. В крестные часто старались приглашать людей, социальный статус которых выше, чем у семьи крестника, – это давало возможность "породниться" с вышестоящими, и потому нередко крестник в их лице получал более обеспеченных и влиятельных покровителей. Так восприемничество служило своего рода социальной защитой.

Однако сегодня, когда слово "кумовство" чаще используется в негативном смысле, когда люди чаще меняют место жительства, а плюрализм лишает роль крестного определенного общепринятого содержания, подобные функции не работают. Может быть, сегодня восприемничество превратилось в мертвый и формальный институт, который следовало бы отменить?

Благоприятные условия для крестных

К счастью, мне знаком положительный опыт – конечно, специфический и частный, – опыт ситуации, в которой институт крестных работает, причем в значительной мере работает независимо от особых даров и талантов крестных родителей. Прежде всего, это "перекрестное" восприемничество в рамках одного прихода. Это значит, что на службах и других общих событиях крестные регулярно и естественным образом встречаются и с крестниками, и с их родителями и в той или иной степени живут общей жизнью, связанные узами, которые выходят за рамки обычной дружбы и симпатий. Кроме того, там все – а не только восприемники – действительно желают и стремятся жить в Церкви. И что, быть может, еще важнее для дееспособности института крестных: все более-менее разделяют общее представление о роли восприемника.

И тогда, если, скажем, сын задает маме вопрос: "А что делает Бог, когда в церкви нет службы?" – мама может ответить: "Лучше спроси у твоего крестного". Мама отвечает так не потому, что считает себя некомпетентной, но потому, что для ребенка полезнее поговорить об этом не с членом семьи. Это укрепляет связи ребенка с восприемником и способствует развитию отношений между "духовными родственниками".

Особенно наглядно ценность этих отношений, создающих более здоровый климат для жизни ребенка в Церкви, показывает первая исповедь. Часто можно наблюдать примеры от обратного, когда мать говорит сыну, собирающемуся пойти на исповедь: "И не забудь сказать батюшке, что ты толкнул сестренку, пролил молоко на папин ноутбук и нагрубил тете Наде". Тут что-то не так. В этом случае в голове у ребенка Десять заповедей могут смешиваться с правилами поведения за столом, а на жизнь веры ложится бремя педагогических устремлений родителей. У нас на приходе к первой исповеди семилетнего ребенка готовил кто-то из крестных. Так что мы, например, не только не давали дочери инструкций и не задавали лишних вопросов, но и вообще обрели привычку не совать нос в ее сокровенную жизнь с Богом. Я уверен, что это правильно с точки зрения психологии ребенка – и не только психологии.

Принимающий роды в новую жизнь

Таким образом, живой приход – идеальное место для "процветания" отношений между крестными и крестниками. Без этого условия все оказывается сложнее. Но в любом случае и в любых исторических условиях восприемничество сохраняет один вечный смысл: крестный напоминает о том, что крещение не только частное семейное событие.

Обычно крещенный в младенчестве человек не помнит, как его погружали в купель, – но, вырастая, он слышит рассказы взрослых об этом. Это история семьи, но не только. Там участвует крестный как представитель Церкви (даже если он кровный родственник), именно он первым принимает младенца в новую семью со множеством братьев и сестер. Именно через крестного младенец входит в иную сеть отношений, которая шире, чем родные, вне крови и родства. Даже если у крестного нет дара или возможности общаться с ребенком, эта функция никуда не девается: он принимает роды в новую жизнь. С ним событие крещения обретает свой верный смысл: не мама с папой рождают ребенка в новой семье Церкви. И присутствие крестного о том напоминает и свидетельствует.

С этой точки зрения, вздохнув с облегчением, я могу подумать о программе-минимум для крестного. Трезвое размышление позволяет понять, что я не могу отвечать за дальнейшую судьбу крестника – как бы я ни старался. Я также не смогу заменить родителей в религиозном воспитании ребенка – они для малыша всегда стократ важнее любого человека извне. Я могу только поддержать в этом родителей, если они того хотят. Вероятно, есть случаи, когда разумнее сразу отказаться от этой роли – если ты видишь, что это крещение "для здоровья" или ради "семейного торжества" и продолжения не предполагается.

Что я могу сделать, став крестным? Держать в памяти – особенно в молитве – моего крестника и, как могу, стараться присутствовать в его жизни: видеться, дарить подарки, писать открытки. Если можно делать больше (учить вере, водить в храм) – это прекрасно. Если нет – ожидать: вмешиваясь в жизнь ребенка против желания его родителей, я причиню ему реальный вред, разумнее подождать хотя бы подросткового возраста. Но я почти всегда могу скромно служить ребенку и его семье напоминанием о новом рождении.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама