ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Два года с патриархом Кириллом

Андрей Десницкий :: 01 февраля 2011

О Патриархе мне говорить трудно. Всё, что можно сказать по протоколу, будет сказано без меня – да и не владею я этим жанром. Личных воспоминаний у меня просто нет: я видел его лишь издалека, в официальной обстановке. Поэтому я буду говорить не столько о нем, сколько о нас – членах Церкви, и о том, что значит для нас его предстоятельство.

Я помню, с каким особым чувством мы следили за оглашением результатов выборов поместного Собора. Они, прямо скажем, не были сенсационными – но все равно это совсем, совсем другое, чем цифры от Избиркома на экране телевизора. "Приемлю, благодарю, и нимало вопреки глаголю" – эти слова, прозвучавшие в прямом эфире, запомнились всем. Страна, которая так привыкла к монархии, что и на генсеков, и на президентов привычно переносила свое отношение к батюшке-царю – она увидела перед собой не временщика, а человека, берущего на свои плечи колоссальную тяжесть с полным осознанием ответственности перед Богом и перед народом.

А нам, казалось бы, можно расслабиться и успокоиться: всё теперь пойдет уж как пойдет. Одни, зная активную позицию митрополита Кирилла, "птенца никодимова гнезда", по целому ряду церковных и общественных вопросов, с нетерпением ждали реформ, другие тех же самых реформ опасались, а большинство, как всегда, замерло в ожидании.

Спустя два года, казалось бы, настало время подведения первых итогов. Но их почти и не видно – не потому, что ничего не делалось, как раз наоборот, эти два года были наполнены разными и достаточно значимыми событиями – а потому, что это были не популистские меры, призванные взбудоражить или успокоить толпу немедленным эффектом, не сиюминутные решения текущих вопросов, а поиск пути на десятилетия вперед. И мы просто еще не знаем, чем обернется в исторической перспективе новый приходской устав, чем – Межсоборное присутствие, как удастся Церкви распорядиться полученным от государства имуществом и к каким изменениям в жизни нашей страны всё это приведет.

И, полагаю, не Патриарха нам следует об этом спрашивать, а самих себя, в первую очередь. Мы слишком привыкли рассчитывать, что Первое Лицо преподнесет нам всё сразу, в готовом виде, а нам останется только радоваться или возмущаться. Недавно мне довелось слышать из уст одного весьма высокопоставленного деятеля (вполне светского), что задача церковного журналиста состоит в том, чтобы улавливать пожелания Патриарха и доводить их до широкой общественности. Для сотрудников пресс-службы, несомненно, это так, но для журналистов вообще? Не согласен.

Самое главное новшество Патриарха Кирилла, пожалуй – это решительный отказ от такого единоличного упования на волю одного человека. Ни для кого не секрет, что в рамках единой РПЦ существует много течений и направлений, и нередко "самаряне с иудеями не общаются", люди просто не ходят "не в тот" храм. Любое активное действие, любая попытка что-то изменить в нашей несовершенной реальности (а ее несовершенство очевидно всем, в том числе и нецерковным людям) неизбежно порождают разное отношение со стороны этих группировок, усиливают ожидания одних и опасениях других. Было бы куда как просто принять одну сторону – и оттолкнуть другую.

На это Патриарх не пошел. Состав Межсоборного присутствия и Библейско-богословской комиссии ясно показывает, что к обсуждению приглашены представители всех без исключения течений, которым есть, что сказать. Есть тут, правда, и одна особенность: по моим (очень кратким) наблюдениям, на подобных собраниях люди часто... бояться высказывать свое мнение. А что, как не угадаешь, выскажешь не то, что имеет в виду Патриарх? И будут потом оргвыводы. У меня же есть такая догадка: далеко не по всякому вопросу у Патриарха есть готовое решение, которое нам нужно "угадывать". Во многих случаях он, вероятно, ждет от нас мнений и предложений – субъективных, противоречивых, спорных. Зато честных и открытых. И потом, по результатам этой дискуссии, и будет принято решение с учетом разных мнений – но нам это просто непривычно.

Есть, впрочем, вопросы, где решение Патриарха прозвучало вполне определенно и ясно с самого начала. Принят новый приходской Устав, он вызвал много нареканий – фактически, он легитимизирует жесткую властную вертикаль. Много было сказано по этому поводу об отходе от принципов Собора 1917-18 годов. Но вот что интересно: этот устав принимался на приходах голосованием членов приходского совета, вполне свободным. Мне неизвестны случаи, чтобы кто-то предложил свой вариант и его приняли – а юридически такая возможность была. Значит, именно такой устав отражает нашу нынешнюю реальность, далеко не идеальную – и мы, на самом деле, с этим согласны.

Стало общим местом сравнение нынешней церковной ситуации с раннеперестроечными временами: необходимость перемен понятна всем, но никто толком не знает, что менять, и как. И все мы помним, как в ту самую перестройку попытка заговорить обо всех этих проблемах приводила к бесконечной кричальне-говорильне – и плохого не исправили, и что было хорошего, тоже развалили. Но коммунистический режим того и заслуживал, а вот Церковь все-таки нет. И Патриарх, на мой взгляд, приглашая нас к дискуссии, одновременно выстраивает достаточно прочную структуру, которой не будет грозить развал на десятки "клубов по интересам", когда эта дискуссия развернется.

Особая статья – отношения с государством. Многие – и верующие, и неверующие – бояться сращивания этих двух институтов, превращения Церкви в какой-то идеологический отдел при партии власти. Но такие тенденции заметны скорее на местах, им может противостоять как раз грамотная и выстроенная позиция Патриарха. Он вступает с государством в диалог, и для кого-то это уже недопустимо: нужно обличать властителей! Да, мне бы тоже хотелось порой слышать более конкретные и даже жесткие заявления по поводу многих творящихся у нас безобразий. Но митингами трудно многого добиться в нашей стране. Более плодотворной может оказаться кропотливая работа по согласованию позиций, выработке общих решений – пример такой инициативы виден в предложениях Патриарха по социальной политике в сфере семьи. Мы, опять-таки, еще не знаем, к чему эта инициатива приведет, насколько удастся ему повлиять на политику государства, и чем это влияние обернется в дальней перспективе – но такая позиция представляется мне конкретной и конструктивной, не митинговой.

Поздравления политическим лидерам, ордена губернаторам, да и многотысячные крестные ходы – лично я бы без этого обошелся. Но я прекрасно понимаю, что существует протокол, и более того – существует определенный язык, на котором надо разговаривать с сильными мира сего, чтобы тебя услышали. И когда я оглядываюсь на биографию Патриарха, я вижу верующего мальчика, которому приходилось в хрущевские времена отстаивать в школе свое право на веру, вижу тонкого политика, которому довелось вести игру в хитросплетении церковных и государственных интересов брежневской поры, а теперь я вижу предстоятеля выстоявшей и победившей Церкви. И каждый крестный ход с его участием – это, если угодно, Парад Победы. Не его личной, а нашей общей, добытой очень дорогой ценой. Дома победителя всегда ждет военная разруха, море трудной и неблагодарной работы и нехватка рабочих рук, но на парад победитель имеет полное право.

А главное, я вижу перед собой пастыря. Пронести это качество сквозь такую биографию – это уже немало, но Патриарх не ограничивается тем, что говорит сам с церковным народом и всем обществом на понятном ему языке – он требует того же и от каждого пастыря, да и каждого христианина, по сути. На приходах вздыхают: надо вводить должности миссионера, сотрудника по работе с молодежью, всё это требует расходов, а на деле превращается зачастую в формальную отчетность. Так оно много где и происходит, но... нелепо было бы ждать, что Патриарх лично прибудет в каждый приход и наладит в нем миссионерскую работу. А рассчитывать на то, что он благословит полное и принципиальное отсутствие такой работы, которое было нормой, я бы сказал, в большинстве приходов еще несколько лет назад, тоже никак не приходится. Нам брошен вызов, и не начальством брошен, а самим временем – и предстоит искать на него ответ, всем вместе, при помощи и под руководством Патриарха.

Что формальная отчетность всегда проще и удобнее реальных действий, так это мы давно знали. Но вот противоположный пример: летом 2010 года центром по сбору помощи погорельцам стал синодальный отдел по церковной благотворительности, причем собирали и распространяли эту помощь "всем миром", верующие и неверующие. Оказывается, Церковь действительно может стать неказенным центром притяжения, может собирать вокруг себя самых разных людей. Задача Патриарха – создать такой отдел, поставить во главе его неравнодушного и умелого человека, проследить за его работой. А вот добиться ощутимых результатов – это уже наше общее дело.

Есть и такое, что хотелось бы мне увидеть в самом ближайшем будущем в патриаршей повестке дня. Мне как библеисту представляется не просто насущной, а вопиющей нужда в новых церковных переводах Библии на русский язык и другие языки наших народов, в создании комментария на современном научном уровне. Подумать только: нашему единственному полному комментарию, Лопухинской Библии, уже сто лет, нашему Синодальному переводу скоро полтора столетия. Очевидно, что постановка конкретных задач в этой области должна исходить от Патриарха – но решать эти задачи предстоит тоже соборно.

Я убежден, что своих предстоятелей поместные церкви получают не случайно. В годы внешних потрясений как нельзя более уместной была личность покойного Алексия II, который сумел уберечь и сохранить Церковь, создать мощную базу для дальнейшей ее жизни. Теперь начинаются глубинные сдвиги, и рано о чем-то еще судить – но можно быть твердо уверенным в том, что эта история окажется неразрывно связанной с именем Патриарха Кирилла, и что писать ее будем мы – каждый по-своему и все вместе.

Источник: Татьянин день

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама