Основной интригой, вокруг которой разворачивались действия еврейских религиозных организаций в России в январе, стал вопрос о возможном объединении Федерации еврейских общин России (ФЕОР) и Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР). В конце декабря – начале января из различных источников начала просачиваться информация о конфиденциальном и сенсационном документе - "Меморандуме о создании Единой еврейской общины России", который, якобы, уже готов к подписанию. Как сообщил корреспонденту «Религии и СМИ» источник в еврейской общине, пожелавший сохранить свою анонимность, основные положения этого документа были следующими:
1) На основе ФЕОР и КЕРООР создается Единая еврейская община России (ЕЕОР).
2) Сопредседателями новой организации становятся раввины Адольф Шаевич и Берл Лазар, каждый из которых в настоящее время носит титул Главного раввина России. Исполнительным вице-президентом новой организации становится исполнительный вице-президент ФЕОР Александр Борода.
3) Финансирование ЕЕОР осуществляется за счет средств ФЕОР, а также при содействии спонсоров, привлекаемых КЕРООР
4) ЕЕОР действует в соответствии с Галахой (иудейским религиозным Законом).
Таким образом, дорога в новую организацию оказывается однозначно закрыта для организаций реформистского или современного иудаизма.
К настоящему времени достоянием гласности стало имя инициатора объединения. Им оказался первый заместитель мэра в правительстве Москвы Владимир Ресин, несколько месяцев назад ставший также председателем попечительского совета Российского еврейского конгресса (РЕК). Однако в еврейской общине, разумеется, не смогли до конца поверить, что Ресин действует на свой страх и риск. Распространение среди прочих получила версия, согласно которой за Ресиным стоит Кремль, якобы решивший и в иудаизме построить управляемую «вертикаль». Однако довольно трудно предположить, что кремлевские чиновники в преддверии президентских выборов готовы поставить под угрозу достигнутый в 2003 году уровень отношений с еврейской общиной, рискуя к тому же услышать обвинения Запада во вмешательстве в ее дела.
С другой стороны, нельзя не отметить, что подобное решение проблемы было бы чрезвычайно выгодно ФЕОР. Федерация одним росчерком пера смогла бы существенно пополнить свои ряды (по разным данным, в КЕРООР насчитывается от 30 до 80 ортодоксальных общин). Кроме того, исчезло бы продолжающееся уже несколько лет противостояние в среде ортодоксальных еврейских общин. Вне контроля ФЕОР оставались бы в этом случае лишь общины современного иудаизма, не представляющие для нее опасность в качестве конкурента. Их Федерация может просто демонстративно не замечать. Кроме того, ФЕОР монополизировала бы функции представительства еврейской общины как во властных структурах России, так и за рубежом.
Опасения, что объединительные усилия только обострят дремавшие противоречия между еврейскими организациями, оказались не беспочвенны. Некоторые лидеры РЕК, не заинтересованные в объединении и усилении влияния Ресина в собственной организации, опасались, что КЕРООР может поддаться на уговоры (А.Шаевич некоторое время колебался). Ими была дана санкция на публикацию в издаваемой Конгрессом газете «Еврейские новости» статьи «Рав Берл». Статья представляла собой грубый антилазаровский памфлет, и, видимо, была опубликована специально для того, чтобы испортить отношения между ФЕОР и КЕРООР.
Апогея дискуссия по вопросу об объединении достигла на проходившей 26-29 января конференции раввинов России "Синагога. Народ. Нравственность", организованной КЕРООР и Федерацией Ортодоксальных Евреев России (ФОЕР). Практически уже с самого начала дискуссии стало ясно, что объединение, по крайней мере, в том ключе, который предполагал Меморандум о создании Единой еврейской общины России, не состоится. Главный раввин России (КЕРООР) Адольф Шаевич в своем выступлении отметил, что эта благая идея требует довольно много усилий и времени для ее воплощения в жизнь. Он подчеркнул, что, конечно, очень хотелось бы, чтобы еврейская община России послужила примером для общин во всем мире, однако отметил, что в ходе переговоров об объединении у него появилась масса вопросов к людям, с которыми он обсуждал этот вопрос. А. Шаевич упомянул о двух подобных подводных камнях: вопросе о продолжении сотрудничества с общинами современного иудаизма (оставляемых Меморандумом вне пределов будущей единой организации), и своем предложении включить в состав руководства будущей организации не только представителей ФЕОР, КЕРООР и ФОЕР, а также представителей светских организаций, поскольку, по его мнению, религиозные евреи составляют в российской общине незначительное меньшинство. Эти аргументы хотя и были выслушаны со вниманием, но, как отметил Главный раввин России (КЕРООР), ему показалось, что они не были восприняты серьезно.
Постепенно градус выступлений на объединительную тему повышался. Председатель исполкома КЕРООР Зиновий Коган, рассказав о том, как из омской общины ушла вся молодежь после того, как ФЕОР подчинила ее себе, эмоционально отметил, что эта история не должна повториться.
Несколько последующих выступлений раввинов из провинции, вероятно испугавшихся того, что руководство ФОЕР и КЕРООР договорится об объединении за их спинами, имели один и тот же лейтмотив: объединение с ФЕОР невозможно, поскольку ее представители на местах всячески притесняют своих коллег из ФОЕР и КЕРООР, которые, как отметил раввин Иркутска Ирахмиэль Намзер, находятся под сильным прессингом ФЕОР. Если же объединение все же состоится, то, по мнению раввинов, сведется к недружественному поглощению, когда все раввины КЕРООР и ФОЕР будут изгнаны, а поддерживавшие их организации - распущены. Участники конференции приняли резолюцию, согласно которой предлагается создать не единую организацию с жесткой структурой, а некий Единый координационный совет еврейских организаций России, куда должны будут войти представители всех существующих в стране крупных еврейских организаций, как религиозных, так и светских. В качестве обоснования подобного объединения А.Шаевич заметил, что большинство российских евреев находится вне синагоги. Согласно резолюции, главу совета будут выбирать на один год большинством голосов с обязательной ротацией, что должно предотвратить возможную монополизацию руководства. Основными функциями Совета станут определение приоритетных направлений в организации общиной жизни, реализация совместных проектов и преодоление конфликтных ситуаций и противоречий в деятельности еврейских организаций.
По всей вероятности, руководство КЕРООР и ФОЕР изначально не желало объединяться на неравноправных условиях (в кулуарах конференции звучало даже определение объединения на таких условиях, как аншлюса) и потому выбрало путь, ведущий к наименьшим имиджевым потерям, не отказываясь от объединительных действий. КЕРООР предпочли предложить вариант, который неизбежно будет отвергнут ФЕОР, и таким образом сохранить статус-кво. Для того, чтобы продемонстрировать свое стремление к сотрудничеству участники конференции даже внесли в резолюцию положение о том, что существующее теологическое препятствие к религиозному объединению между ортодоксальным (т.н. миснагедским) иудаизмом и хасидизмом не является основанием для отказа от сотрудничества в вопросах развития еврейской общины.
Впрочем, даже такая формулировка, по некоторым данным, вызвала недовольство Владимира Ресина, которому якобы за успешное проведение объединительной операции было обещано кресло главы РЕК.
А окончательно идею немедленного объединения похоронили интервью, которые Адольф Шаевич давал в СМИ по этому поводу. К примеру, в интервью Интерфаксу он сказал, что не очень верит в практическую возможность объединения и отметил, что "мы согласны искать пути для взаимодействия, но не более". А фраза из этого же интервью о том, что "если хасиды не могут пристроить, например, в Америке какого-то раввина, не нужно посылать его в Россию" прямо перекликалась с проводимой в 2000 году кампанией против раввинов-иностранцев, главной мишенью которой был Лазар. Возможно, впрочем, что у этой кампании вскоре откроется второе дыхание, поскольку Берл Лазар недавно пообещал привести в Россию еще 500 раввинов из Израиля. Не менее оскорбительно звучало и заявление А.Шаевича в интервью «Столичной вечерней газете»: ФЕОР, мол, хочет подлезть под нашу крышу, потому, что у них после ухода Волошина ослабли связи.
Надо отметить, что освещение конференции в печати зачастую только подливало масла в огонь вновь вспыхнувших разногласий. Скандал вызвал материал О. Алексеевой в «Коммерсанте». Говоря об общинах, входящих в КЕРООР, она упомянула об общинах современного иудаизма и пояснила, что они одобряют однополые браки и рукополагают женщин и гомосексуалистов. Ущерб, который эта фраза нанесла имиджу КЕРООР, позиционирующему себя как умеренное ортодоксальное объединение, не связанное с радикальными реформистскими кругами, переоценить трудно. Впрочем, дальше обещаний подать на газету в суд руководство КЕРООР не пошло.
Обе стороны стараются представить себя как можно большими патриотами России, стремясь завоевать благорасположение властей. Так, Главный раввин России (КЕРООР) Адольф Шаевич в своем выступлении на конференции отметил, что «для нас очень важно ощущать себя в российской действительности», и подчеркнул важность взаимодействия властей и еврейских общин. А Главный раввин России (ФЕОР) Берл Лазар проявил неожиданную активность в борьбе с нетрадиционными учениями. Когда в конце января достигло своей кульминации противостояние относительно выделения участка под строительство кришнаитского храма в Москве, Берл Лазар на пресс-конференции межрелигиозного совета России, прошедшей 29 января, выступил даже в более жестком тоне, чем председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Кирилл. Он заявил, что нужно остерегаться агрессивной проповеди нетрадиционных для России религий на ее территории и подчеркнул, что, по его мнению, власти должны внимательно посмотреть, какой деятельностью они занимаются. Кстати, вопросам борьбы с агрессивными сектами Берл Лазар уделил внимание и на своем докладе на встрече представителей традиционных религий на Давосском форуме.
Кроме того, Берл Лазар старался облагородить имидж России, используя любую предоставлявшуюся для этого возможность. Так, на Давосском форуме он рассказывал о положительном российском опыте по преодолению отторжения глобализации. В интервью по случаю Дня памяти жертв Холокоста Главный раввин России говорил о том, что ситуация с проявлениями антисемитизма на бытовом уровне в России уже не так остра и постоянно улучшается и положительно оценивал усилия властей по преодолению антисемитизма. А на проходившем в первой половине января в гостинице Краун Плаза на Мертвом море съезде посланников движения ХаБаД-Любавич он заявил, что количество вернувшихся из Израиля в СНГ в 2003 году превысило количество уехавших в Израиль, и объяснил это относительным улучшением экономического положения в России на фоне кризиса в Израиле. Одновременно руководство ФЕОР, хорошо понимая, какой имиджевый выигрыш это дает, попыталось перехватить инициативу еврейско-мусульманского диалога у Евро-Азиатского еврейского конгресса. В интервью Агентству еврейских новостей, рассказывая о Давосском форуме, Берл Лазар уделил особое внимание своим контактам с мусульманским духовенством, включая и представителей Саудовской Аравии, по вопросу межрелигиозного диалога.