ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Святой земляк

09 февраля 2011

Для малоцерковного человека почитание новомучеников, пострадавших в годы сталинских репрессий, – формальность. Что-то вроде "посмертной реабилитации". Содержание у этой "формальности" появляется, если подвиг мученика обретает личное измерение: в Старом Осколе так почитают святого Онуфрия, епископа Осколького. Здесь до сих пор живы прихожане, знакомые со святым. Цел и дом, в подвале которого в течение 40 лет действовал подпольный монастырь.

Польский епископ для русской глубинки

Ежегодно пожилые прихожанки из Старого Оскола отправляются в паломничества по "онуфриевским местам". Школьники пишут о нем выпускные сочинения, а краеведы – монографии. Епископ Онуфрий (Гагалюк) – священномученик, расстрелянный в 1938 году в одном из дальневосточных лагерей. Его местное почитание церковные власти благословили еще в 1994 году, вслед за Харьковской епархией УПЦ МП, канонизировавшей владыку на год раньше. Священномученик Онуфрий прожил в Старом Осколе всего четыре года, а родился в восточной Польше, входившей тогда в состав Российской империи. Выпускник Петербургской академии, кандидат богословия, после Октябрьской революции не раз был арестован, сидел в тюрьме и отбывал ссылку. В 1923-м был хиротонисан во епископа Елизаветградского (Украина). В 1929-м получил направление в Оскол – здесь он ненадолго займет вакантную архипастырскую кафедру, но в 1933-м его арестуют и он под конвоем покинет город. Выпущенный из тюрьмы и в 1934 году ставший архиепископом Курским, владыка снова будет арестован. По обвинению в контрреволюционной деятельности его осудят на десять лет лагерей, в 1938-м приговор будет пересмотрен в сторону "ужесточения" – расстрела, и 1 июня 1938 года в Благовещенске владыка Онуфрий примет мученическую кончину. "Виновным себя не признаю" – написано в личном деле священномученика Онуфрия.

"Решение епархиального руководства и чаяния прихожан совпали, – рассказывает отец Владимир Русин, настоятель пригородного Свято-Покровского храма. – О владыке Онуфрии у нас помнили всегда и, по-моему, уже при жизни относились к нему как к святому. Наши прихожане почитают его и как пастыря, и как мученика. Заметьте, что канонизировали его, когда живы были еще многие люди, помнившие святителя лично".

В гостях у святого

В центре Старого Оскола до сих пор сохранился дом, в котором жил священномученик, сегодня здесь ежедневно собираются пожилые прихожанки, вахтами читают псалтырь, – неприметный полутораэтажный домик с высоким цоколем с советских времен остается настоящим духовным центром города. Во дворе дома, где жил Онуфрий, – старый вишневый сад, в "бельэтаж" ведет рассохшаяся деревянная лестница. Все апартаменты – несколько небольших светлых комнат, спальня, письменный стол, кровать и сундук (на нем епископ спал, когда приезжали гости). Через стену комната поменьше, с белоснежной русской печью в углу; здесь вместе с малолетней племянницей жила хозяйка дома Александра Никитична Давыдова. Она сама пригласила владыку поселиться у нее, отдав епископу большие по размерам комнаты под приемную и кабинет. Православному архиерею найти квартиру в советском Осколе было непросто, и приглашение Александры Никитичны по тем временам было не гостеприимством, а мужеством. Уже после канонизации священномученика Онуфрия племянница Александры Давыдовой подарит теткин дом Белгородской епархии и в глубокой старости будет вспоминать, как оскольский епископ разговаривал с ней через стенку: "Еще не спишь? Завтра на службу!"

После ареста владыки в 1933 году хозяйка приютила у себя дома старую мать епископа и его бывшую келейницу монахиню Аркадию. В двух комнатах под низкими сводами в течение долгих лет (около сорока!) под полом хозяйской "горницы" существовал подпольный монастырь. Монахини в каменной печи пекли просфоры на весь город и молились. В конце восьмидесятых их дом стал особым местом для церковных горожан – поговорить с монахинями, помочь им по хозяйству приходили десятки людей. Юрий Коненко – один из них. Сейчас Юрий – постоянный прихожанин Ильинского храма, по профессии крановщик. Впервые он побывал здесь, как и многие, в самом начале девяностых: молодого парня позвали поколоть дрова – так и "остался". Во дворе дома, вспоминает он, всегда было много соседских детей, они прибегали сюда посмотреть на старые вещи, поиграть в саду, монахини не прогоняли их и по возможности что-то рассказывали: "В этом доме жил святой человек!" – последняя из монахинь матушка Фомаида еще помнила владыку. Помнила она и епископские богослужения, ближе к аресту практически за каждым из них владыка совершал священнические хиротонии. Помнила монашеские постриги, совершаемые владыкой келейно, прямо на "квартире". (На первом этаже, где до сих пор цела печь для просфор, монашеский постриг принял будущий Саратовский епископ Вениамин (Иванов), репрессированный и расстрелянный в конце тридцатых). Вспоминала мать Фомаида, как останавливались здесь во время войны и беженцы, и жены расстрелянных священников, и просто нуждающиеся люди. Женщины, которые помнят рассказы пожилой монахини, теперь в большинстве сами "бабушки". Они – хранительницы памяти о любимом пастыре, живая цепочка от владыки к нам.

Теперь вместе с инициативной группой прихожанок из разных храмов они следят за порядком в бывшем епископском доме. Здесь остались личные вещи святителя: ряса, кровать, стол.

Первого июня по новому стилю, когда чтится память священномученика Онуфрия, а также в дни памяти Собора Российских новомучеников и исповедников многие из горожан заходят в бывший дом владыки.

Почти девяностолетняя Ирина Федоровна – последняя, кто помнит владыку Онуфрия лично. Несколько раз исповедовалась у него, будучи еще совсем ребенком: "Все его очень любили, он был совсем не строгий, любезный и очень внимательный". Последний раз была "у Онуфрия" около года назад. "Раньше бывала чаще, – объясняет она. – Особенно после войны, когда голодали, мы все помогали монахиням, приносили продукты, но и позже я частенько туда заходила". В прошлом году в епископском доме появилась новая икона: "На ней владыка Онуфрий как живой!" – деловито замечает Ирина Федоровна.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама