ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Станем ли мы "безындами", или Снова об электронных карточках

Виталий Каплан :: 11 марта 2011

Православная общественность взбудоражена новой бедой – решением Правительства Москвы ввести для москвичей электронную карту, на которой будет храниться информация о финансах пользователя, о его состоянии здоровья, и по которой он, пользователь, будет получать доступ к государственным услугам. Мнение разделились – одни видят в этом обычное техническое новшество, никоим образом не посягающее на веру и гражданские права, другие считают, что дело плохо, что это очередной шаг к тоталитарному контролю над обществом, а там уж и до антихриста недалеко. В воздухе отчётливо повеяло 2000-м годом, когда бушевали страсти по поводу ИНН.

Я помню эти страсти. Кстати, тогда я отказался подписывать заявление о получении пресловутого идентификационного номера и до сих пор его не имею (что пока не создаёт мне никаких проблем). В ужасы про зашифрованное в ИНН "число Зверя" и про "предпечать антихриста" я и тогда не верил, моя мотивация была чисто гражданской. Опасен ведь не сам ИНН, а та глобальная база данных о гражданах, которая создавалась в те годы и для которой ИНН нужен был только для облегчения индексированного поиска (как программист я прекрасно понимаю необходимость присвоить каждому жителю страны учетный номер – с технической точки зрения это самое разумное решение).

Так вот, глобальная база – да в нашей коррумпированной стране, которую шатает от диктатуры к анархии – штука страшная. Когда все сведения о гражданине собраны вместе, то над гражданином возможен стопроцентный контроль. А значит, и стопроцентно эффективный инструмент давления. С какой целью будут давить – это уже другой вопрос, причём несложный. Или принуждение к политической покорности (в случае диктатуры), или банальный развод на деньги (при нынешнем коррупционном беспределе). Когда про тебя знают всё – в каких магазинах и что покупаешь, где учатся твои дети, какие ты посещаешь сайты и скачиваешь фильмы, от каких болезней и где лечишься, каковы твои жилищные условия и т.д., и т.п. – то повод для шантажа найдётся обязательно. Особенно учитывая особенности нашего законодательства, про которое до сих пор верны слова "абсурдная жестокость российских законов смягчается разве что отвратным оных исполнением".

Понятно, что все эти ужасы возникнут не сразу, не вдруг. Сам по себе ИНН и даже сама по себе глобальная база безопасны до тех пор, пока не появится соответствующая инфраструктура – то есть повсеместное внедрение портативных и стационарных считывающих устройств, введение электронных денежных расчётов, переход на безбумажную документацию в государственных учреждениях... Иначе говоря, страшно станет лишь тогда, когда эта глобальная база начнёт автоматически обновляться, начнёт автоматически аккумулировать текущую информацию о жизни каждого российского гражданина.

Прошло десять лет, ужасы не случились – во всяком случае, в глобальном масштабе. Не случились прежде всего потому, что упомянутой инфраструктуры до сих пор нет, а при нынешней ситуации с "освоением бюджетных средств" (а попросту сказать, распилах и откатах) ничего глобального внедрить и невозможно.

Но вот же – собрались внедрять эту самую карту москвича, которая, в перспективе, превратится в электронный паспорт, и не только москвича, разумеется, а любого жителя нашей страны. Соответственно, все те страхи десятилетней давности, которые было рассеялись, снова сгустились. И нельзя сказать, что страхи беспочвенные. За эти десять лет не стало меньше коррупции, не стало больше прав человека, а вот технический прогресс на месте не стоял, и сейчас до "электронного тоталитаризма" ближе, чем глядя из 2000-го года.

...Но где же во всей этой теме христианская составляющая? Почему нас, православных христиан, эти электронные карточки пугают больше, чем наших неверующих сограждан?

Мне кажется, для всерьёз верующего человека тут ничего ужасного нет. Ну записан ты в глобальной базе данных, ну могут на тебя давить разные злонамеренные личности и структуры... и что? Тебя в храм пускать не будут? Библию и молитвослов отберут? Посадят по 156-й статье за воспитание детей в вере или по 282-й за исповедание Христа как единственного Спасителя? Так всё это и без высоких технологий можно сделать, и делалось в советское время, только номера статей УК другие были. Но даром, что ли, писал апостол: "Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем" (Рим. 8:38-39). Если Господь посылает тебе такие испытания – ну, значит, таков Его Промысл о тебе, значит, это реально нужно для твоей души.

Однако не всё так просто. Кроме глубоко верующих людей, которых от Церкви ни бульдозером, ни базой данных не отвернуть, есть ещё и множество тех, чья вера неустойчива, слаба – и такие в годы гонений могут сломаться. Причём ведь не скажешь: "ну их, сами виноваты, крепче надо было веровать!". Это же наши братья и сёстры во Христе, и их падение – наша беда, наша боль (да и никто из нас не может быть уверен, что, случись гонения, выстоит и окажется истинным христианином). Так вот, если гонения нам предстоят – то их инструментом, скорее всего, окажутся не омоновские дубинки, а электронные карточки. Проповедовать вздумал – заблокируем твою карточку, и попробуй чего купи, попробуй устройся на работу, попробуй на своей машине куда поехать... да даже в родной подъезд войти... Если карточка станет универсальным ключом для всего, то блокировка карточки сделает человека полным изгоем. Без тюрем, пыток и Бутовских полигонов. По-современному, изящно.

Можем ли мы быть безразличны к созданию механизма, который легко будет повернуть против нас? Выступая в данной ситуации за гражданские права, идём ли мы вразрез с нашей верой? Вопрос спорный, но спорить нужно.

Ну а даже если отвлечься от темы гонений... пускай их в исторически обозримый период и не случится... Можем ли мы быть безразличны к ситуациям, когда жулики с помощью высоких технологий (то есть пользуясь глобальной базой данных по гражданам) кого-то грабят, кого-то преследуют, превращают чью-то жизнь в кошмар? А такое рано или поздно будет происходить. Глобальная база плюс повсеместная коррупция – результат очевиден. Должны ли мы опускать глаза долу и смиряться? Тоже спорный вопрос, и тоже можно вспомнить апостола Павла: "вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо. К стыду говорю, что на это у нас недоставало сил" (2 Кор. 11:20-21). Судя по контексту, Павел вовсе не считает безусловной добродетелью покоряться социальному злу.

Но если не мириться с таким злом – то надо понимать, как у этого зла устроены колёса и как туда совать палки. То есть если христианину небезразличны страдания ближних, то он постарается как-то воздействовать на те социальные механизмы, посредством которых страдания и происходят. Так, например, в истории христианских народов были отменены рабство и крепостное право, так возникли пенсионное обеспечение, защита прав детей, так были отменены пытки и зверские казни. Да, на всё это была масса других причин – политических, экономических, но в основе всё равно оказывались христианское милосердие и неравнодушие.

Чем же ситуация с высокими технологиями принципиально отличается? Может, и здесь христианский протест внутренне оправдан? Если христиане видят, что бездумное и безжалостное применение этих технологий увеличивает объём человеческих страданий – так может, стоит с этими технологиями что-то сделать?

А что сделать-то? Отменить технический прогресс? Запретить высокие технологии? Абсолютно нереально. Этот паровоз плечом не остановить. Но можно сделать другое – можно добиваться того, что в технике называется "защитой от дурака". То есть создания юридических механизмов, которые мешали бы установлению "электронного тоталитализма". Например, нужно добиваться альтернативных документов – то есть чтобы наряду или вместо электронной карточки действовал обычный бумажный паспорт, чтобы наряду с электронными расчётами продолжали функционировать бумажные деньги, чтобы без электронной карточки можно было пользоваться всеми благами цивилизации. И, разумеется, чтобы отсутствие или блокировка карточки не вычёркивали человека из общества, не делали его бомжом. Я уж не говорю о том, какой строжайшей должна стать ответственность за несакционированный доступ к глобальной базе данных. Все эти юридические механизмы рано или поздно придётся создавать, и лучше рано – меньше будет растоптанных человеческих судеб. Мы, христиане, тоже вполне могли бы в этом поучаствовать.

...У моего любимого писателя Владислава Крапивина есть старая, написанная в 1988 году фантастическая повесть "Гуси, гуси, га-га-га". Ровно о том же самом – то есть об обществе глобального электронного контроля, где люди, по каким-либо причинам не имеющие "социального индекса", оказываются лишены любых человеческих прав. Там их называют "безынды". Не дай Бог эта фантастика станет реальностью – реальность вообще, как правило, страшнее выдумки.

Но, может, и не станет – если мы все, христиане и инаковерующие, атеисты и агностики, – избежим двух крайностей. Легкомысленной усмешки – мол, да никаких проблем, даёшь электронную карточку в каждый мозг, и традиционной истерики – мол, последние времена наступают, антихрист на пороге, надо завернуться в простыню и ползти к ближайшему кладбищу. Мы многое можем сделать вместе – если будем именно делать, а не отмахиваться и не истерить.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама