Реформа образования, столь явно вступившая в острую стадию, неимоверно важна: ведь если России не удастся на месте деградирующих остатков советских средней и высшей школ создать современную работающую систему, то прочие проблемы нашего отечества незачем даже обсуждать. Но не менее важна и дискуссия, набравшая обороты вокруг образовательного стандарта для старших классов. Скептики посрамлены. Оказалось, что общество не только тихо копошится где-то вдали, вяло готовясь к чаемому когда-нибудь потом пресуществлению в "гражданское". Оно уже сейчас вполне готово и высказывать свои мнения, и задавать внятные вопросы беда в том, что на них никто не желает внятно отвечать.
Скажем, с документом, с которого нынешний шум и начался, проектом ФГОС для старшей школы, сохраняется полная неясность. Первую редакцию проекта, как мы помним, пришлось поспешно менять из-за слишком очевидных огрехов, хотя авторы продолжают утверждать, что текст и сразу был превосходен, только "слишком культурен для этой аудитории". Мол, научная глубина текста невольно помешала его общедоступности. В нынешнем, втором варианте это несчастье, как нам говорят, преодолено, но легче не стало. Текст по-прежнему написан более по-канцелярски, чем по-русски; он на каждом шагу ушибает читателя очередями отглагольных существительных да родительных падежей. А каков текст, таковы и мысли о научной глубине не сразу найдёшь, где и заговорить. Педагоги петербургской гимназии № 610 в своём заключении на проект обратили внимание на щедрое применение метода copy-paste. Так, "требования к базовым и профильным курсам физики, химии и биологии совпадают с точностью до замены слов "физика / физический" на "химия / химический" и "биология / биологический"", будто "разработчики стандарта не видят никакой специфики ни в методах, ни в предмете различных наук, ни в способах их преподавания". Хуже того, в обсуждаемый документ скопированы целые абзацы (уже утверждённого) стандарта для средних классов скопированы вместе с ошибками. Ещё хуже, отмечает Совет 610-й гимназии, что самая суть документа жалчайшим образом вторична. "И первоначальный проект стандартов, и его "переработанная" версия представляют собой плохо переведённый на русский язык вариант программы "международного бакалавриата" (The International Baccalaureate, IB): то же обязательное "ядро" и шесть предметных областей, из которых выбираются предметы (по одному), причём не более трёх на углублённом уровне..." Легко проверяемое сходство ФГОС с программой IB по-новому освещает претензии авторов стандарта на инновационность программе-то больше сорока лет.
Многие уже взялись спорить: только плохо или в чём-то и хорошо брать изначально коммерческую программу IB за основу российской национальной системы образования? Но по мне, сдаваться рано нужно требовать, чтобы нас услышали. Где ответы на конкретные претензии к проекту, часть которых я только что привёл? Не отвечают ни авторы стандарта ни руководители Минобра. Бог с ними, с авторами, но почему молчит Минобр, очень понятно. Сказав "а", признав наличие таких претензий к проталкиваемому проекту, министерство будет вынуждено сказать "б" начать работы над ФГОС старшей школы заново, сменив команду разработчиков. А этого оно делать не хочет. Оно хочет перевести "широкое обсуждение" в "масштабный эксперимент" (по возможности не объявляя, где именно), благоприятные итоги которого без вмешательства посторонних подведут сами авторы проекта, после чего проект и будет утверждён.
(В точности так же продавливали и продавили ЕГЭ. Роль этой новации оценивают различно, но что собственно для школьного образования она была губительна, что обучение детей в огромной степени вытеснено дрессировкой, не спорит, кажется, никто. Зато теперь одним из немногих убедительных для публики аргументов в устах авторов нового стандарта оказалось обещание: вот утвердят стандарт отменим ЕГЭ.)
Минобр молчит ещё и потому, что, поотвечав на конкретные вопросы, придётся признать то, чего признавать не хочется: проект подразумевает сокращение объёма предоставляемых ребёнку знаний. "Базовый уровень" изучения предмета это как его изучают сейчас; "профильный" непонятно что: ни денег и времени на подготовку учителей к "профильному" уровню, ни программ для него нет. Тут немедленно всплывает вопрос платности обучения. Нам обещают: "то, что положено" будет оставаться бесплатным. Но "положено"-то будет меньше прежнего; с остальным как? Обеспокоенные родители делятся такими, например, сообщениями: "На родительском собрании сказали, что в два раза уменьшается количество уроков и, соответственно, в два раза сокращается зарплата учителя. Потом предложили написать какую-то бумагу, что родители желают для детей прежнего количества учебных часов, но за отдельную плату. Родители стали выяснять ситуацию, оказалось, что школа себя предложила в качестве экспериментальной площадки"... Президент Медведев, беседуя с многодетными матерями о реформе образования, на вопрос о платности школьных факультативов ответил так: "Здесь нельзя подходить с едиными мерками, и именно поэтому никаких специальных решений, что всё это будет платным, государство принимать не будет. Я абсолютно уверен, что мы создадим льготные гибкие подходы к этому: кто способен платить, пусть платит за что-то" (выделено мной. А. П.). Не знаю, насколько это утешило многодетных матерей, но более конкретными сведениями сегодня, по-видимому, не располагает даже президент.
Спору нет: хочется, чтобы деньги на образование расходовались эффективнее, чем сейчас. Для этого наверняка придётся ущемлять чьи-то интересы. Но хотелось бы, чтобы меры такого рода обсуждались открыто; и чтобы не приходилось слушать одновременно о необходимости экономить на базовых социальных затратах, о чемпионате мира по футболу, и о (как минимум) триллионе рублей, который разворовывают за год на одних только госзакупках.
Да что мы всё про деньги! не в них одних дело. На том же сайте 610-й гимназии видел я ещё цитату из знаменитого филолога: "Лёгкая школа это социальное преступление". Замечательно мягко сказано.
Источник: Эксперт