ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Позитивное мышление: бегство от реальности или путь к жизни?

Мария Хорькова :: 16 марта 2011

В последнее время в популярных журналах разной степени серьезности и "глянцевости" все чаще встречаются материалы о так называемом "позитивном мышлении". Популярная литература предлагает его в качестве помощника в жизни, обещая максимизацию доходов, здоровье и счастье. Реальный это путь или иллюзия? Комментируют православные священники и психологи.

На вопросы о том, является ли позитивное мышление научным подходом или журналистской фикцией, противоречит оно христианству или вполне с ним согласуется, нужны ли верующим людям психологи и психология и в каких случаях ответили ректор Института христианской психологии, священник и психолог Андрей Лоргус, настоятель домового храма мученицы Татианы при МГУ протоиерей Максим Козлов, практикующие психологи, кандидаты психологических наук Владимир Мохов и Александр Шувалов.

Наука или иллюзия?

Большинство специалистов утверждает, что в психологической науке нет определения такого понятия как позитивное мышление. "Позитивное мышление – выражение книжно-журнальное, обиходное, ненаучное, – замечает священник и психолог Андрей Лоргус. – Современная модель жизни предполагает поверхностное и технологичное отношение к себе, поэтому возникает необходимость неких воспроизводимых манипуляций и "технологий". Так вот технология манипулирования, своим сознанием в том числе, включает в себя некоторые элементы, которые теперь названы позитивным сознанием, позитивным мышлением. На самом деле, любые технологии действуют тогда, когда есть у человека устойчивость и зрелость личности, технология – дело десятое".

"Это благодатная тема для журналистов, – соглашается психолог Владимир Мохов, – что не значит, что оно популярно в целом среди людей. Конечно, об этом читают, потому что человек жаден до "рецепта". Например, человек приходит к психологу и говорит: "У меня все плохо, сделайте так, чтобы было хорошо". Это понятное желание человека, который устал и измучился от какой-то проблемы – житейской, семейной, на работе, но действенными оказываются только собственные решения и поступки. Люди, которые приходят с внутренними проблемами, редко просят рецепта – когда проблема внутри, понятно, что рецептов не бывает".

С другой стороны, в позитивном мышлении есть и рациональное зерно: "Оно может включать умение не унывать и не пасовать перед трудностями, находить достойные решения в запутанных ситуациях; может подразумевать жажду "позитивного смысла" жизни и поиск того, что подскажет человеку его место и назначение в мире. Оно может означать способность увидеть в сложном устроении мира – величественную красоту природы и мудрость Творца, а в жизненных испытаниях – Божий промысел. Все это очень близко и родственно Православию" – считает психолог христианского направления Александр Шувалов. Но почему тогда самого Православия зачастую "недостаточно" для полной, радостной жизни? Почему люди, даже воцерковленные, ищут опоры в аффирмациях, а не в молитве?

"Современному человеку очень трудно восстановить целостное христианское мировоззрение и мировосприятие как таковое, – размышляет протоиерей Максим Козлов. – Часто бывает так, что человек христианство принимает, а утешения в нем не находит. Верит, без веры никуда не денется, "сладкая стрела христианства дрожит в его сердце", а все равно ему нехорошо ни с самим собой, ни в этой жизни. Не в том смысле нехорошо, что он страдает от сознания своей греховности, а просто нехорошо". Казалось бы, Церковь, церковная община должны поддержать человека в таком случае. Однако этого часто не происходит: "Некому утешить, – продолжает отец Максим. – К кому придешь за утешением, за общением, которое ум и душу греет без всяких тренингов? Повезло тем, у кого есть настоящие, глубокие друзья. Повезло тем, у кого в семье лад. Это часто даже не от человека зависит, а просто дар Божий. Повезло, если встретился с человеком, который стал для тебя отцом – духовным, крестным, наставником. А так – все мы по одному, а одному человеку плохо. Это в том числе внутрицерковная проблема". Поэтому к позтиивному мышлению протоиерей относится по-пастырски снисходительно: "Оно – я не знаю, по-настоящему или на уровне суррогата или самообмана (может быть, для разных людей по-разному) – помогает избежать того, что уж совсем приглушает человека, что в одних случаях можно назвать унынием или отчаянием, а в других – медицинским термином депрессия" и предостерегает: "Что мне кажется опасным: с одной стороны такое позитивное мировоззрение лучше уныния и отчаяния, с другой – когда человек столкнется с серьезным жизненным катаклизмом, оно не выручит. Оно хорошо на не слишком тяжелых состояниях, ремиссии или хронике, а не когда нарыв прорывает. Оно даже может ослабить человека, сделать его еще более неготовым к трудностям".

Но разве можно подготовиться к ударам судьбы? "К ударам судьбы вовсе подготовиться невозможно, – отвечает протоиерей Максим. – Но если каждый в меру своей веры, этики, характера, стойкости натуры будет себе напоминать, что всю жизнь счастлив не будешь и что, вообще-то, слава Богу, что сейчас хорошо, и я это принимаю, но помню и про плач в Раме, и про избиение вифлеемских младенцев, и про наводнения, землетрясения, теракты и про то, что нет счастья на земле, а есть оно только на небесах. Но я думаю, что если применение техники позитивного мышления человеку помогает выйти из пограничного с медицинским диагнозом состояния, то лучше это применить. Можно, наверное, провести параллель с методами купирования запоя при алкоголизме: человек не преодолел в себе страсть к алкоголю, но ему дали какое-то средство, психологическое или медикаментозное, с помощью которого он от алкоголя оторвался. Благодаря этому он получает возможность развить в себе навык от зависимости избавиться (конечно, он может эту возможность и не использовать). Так и тут: если этот метод дает возможность развить навык жить не в унынии и отчаянии, то за шанс можно быть благодарными".

Психолог или священник?

До тех пор, пока человек живет в миру, и у него есть отношения с людьми – семья, работа, учеба, дружба и многое другое, у него возникают трудные ситуации, в которых можно и нужно обращаться за профессиональной помощью, уверены наши эксперты. Советами гламурных журналов тут не обойдешься.

Есть как минимум две больших сферы, в которых психолог обычно может помочь, – конкретизирует Владимир Мохов: когда человеку трудно справиться с какой-то внешней ситуацией и ему необходимо обсудить с кем-то свои действия в ней – это касается, как правило, обычных сфер человеческой деятельности: работа, семья (включая воспитание детей), учеба, дружеские отношения. Здесь задача психолога – помочь человеку разобраться с ситуацией, вместе посмотреть на нее со стороны, и помочь человеку найти внутри себя или вокруг себя те ресурсы, средства или способы, которые ему помогут достичь желаемого. Вторая ситуация касается внутреннего мира человека, когда он обнаруживает внутри себя что-то, чего он не понимает, с чем он не справляется или что требует настоятельно разъяснения и принятия решений. На приеме можно услышать: "Знаете, у меня все хорошо, у меня чудесная жена, дети, работа, но я все-таки чувствую, что внутри что-то не так". В одиночку человек часто не может ухватить свое внутреннее "не так", развернуть его и понять, что с этим делать.

Безусловно, статьи в популярных журналах – не лучшее руководство к действию. Если проблема серьезна, лучше обратиться к психологу или врачу. Но способен ли человек самостоятельно определить, что ему нужна помощь специалиста? Священник и психолог Андрей Лоргус считает, что это практически невозможно. "Для этого есть духовник. Священник должен грамотно разбираться, где начинается сфера специалистов, психологической или психиатрической помощи. И, конечно, есть родные и близкие, которые замечают, что что-то с человеком "не то"". И стоит, конечно, упомянуть о том, что неразличение ситуаций, в которых нужен психолог или психотерапевт и случаев, когда следует обращаться к психиатру иногда ведет не только к напрасной трате времени и денег, но бывает достаточно трагичным. Психолог занимается "нормальными проблемами нормальных людей": личными проблемами, внутренними кризисами, отношением к миру, к себе, к людям. Как только речь начинает заходить о вопросах психического нездоровья того или иного вида, начинается область компетентности психотерапевтов и психиатров. Есть пограничные области – например, неврозы, депрессии (в медицинском понимании этого термина), где помощь психолога может быть очень актуальной, но все равно в сотрудничестве с врачом.

Очевидно, что психолог необходим далеко не всегда, большинство людей справляется с проблемами самостоятельно или с помощью близких, тем более, что услуги "специалиста по душевному здоровью", как правило, недешевы, поэтому тем более важно внимательно отнестись к его выбору. Что же следует рассматривать как признак потенциальной недобросовестности или неэффективности психолога, к которому вы обращаетесь? По мнению Владимира Мохова, это готовность дать "рецепт": "Ни одна нормальная психологическая помощь не дает рецепта, как бы человек этого ни хотел (напомним, речь идет о психологической помощи, в психиатрии рецепты есть и они необходимы). Любые формы, которые предлагают готовые решения (иногда такой формой выступает позитивное мышление), заведомо не являются психологической помощью. По моему мнению, идеалом, скорее, является именно та ситуация, когда человек сам берет на себя ответственность за свою жизнь. С другой стороны, конечно, я как специалист могу дать свою экспертную оценку происходящему, вместе с клиентом проанализировать возможные способы действий и их последствия, найти внутренние и внешние ресурсы (друзья, семейное окружение, община, религия). Но вот что с этой оценкой делать, какие пути выбирать, какие ресурсы использовать – человек должен решать сам".

Источник: Татьянин день

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама