Рассказать о том, почему дети верующих родителей уходят из Церкви, портал "Православие и мир" попросил кандидата богословия игумена Арсения (Соколова); бакалавра богословия, заместителя директора воскресной школы храма Рождества Христова города Обнинска, диакона Анатолия Чернова и филолога, преподавателя воскресной школы храма Воскресения Христова (Трёх Исповедников) города Твери алтарника Алексея Ковтуна.
Почему дети воцерковленных родителей уходят из Церкви?
Игумен Арсений (Соколов): Иногда, к сожалению, такое случается даже у священников. Дети взрослеют и стараются стать самостоятельными, выбраться из-под родительской опеки. Для них и церковная жизнь – одна из составляющих этой опеки.
Думаю, в ранней юности для человека важно, чтобы с его мнением считались. Поэтому родителям, быть может, лучше на определенном этапе взросления их чада предоставить самому ребенку решать – идти или не идти ему на богослужение. Перестать решать за него. Важно, чтобы юноши и девушки с охотой и активно принимали участие в богослужении, чтобы не было им скучно, чтобы они не чувствовали себя лишними.
Очень важна и внебогослужебная активность церковной общины, чтобы в общине формировалась молодежная церковная среда, чтобы у молодежи были свои молодежные, причем не околоцерковные, а именно церковные дела, в которые бы не вмешивались взрослые, в том числе священники. Подросткам очень важно чувствовать себя самостоятельными и знать, что старшие им доверяют.
Высвобождение от родительской опеки заложено в механизме взросления, без этого высвобождения ребенку не стать взрослым, это нормально. Кстати, так ведь не только у людей, но и у других млекопитающих, понаблюдайте-ка за их поведением. Так, например, львята, взрослея, начинают выходить из-под отцовской власти и соперничать с отцом.
Часто бывает так, что если родители верующие, то взрослеющий ребенок, как бы на зло им, становится неверующим, расстается со своей детской верой. Сын одного знакомого мне священника как-то сказал отцу на его упреки ("Ну посмотри, как ты себя ведешь! Ты ведь православный!" и проч.): "А я вашей веры не выбирал!" И это был мальчик, с пятилетнего возраста воспитывавшийся в алтаре. Думаю, здесь не только потеря страха пред Богом, здесь еще и дистанцирование от родителя. А часто бывает наоборот: родители – отъявленные безбожники, а подросток идет в церковь им наперекор.
У нас в Сибири, в одном маленьком советском городке, где прошла моя молодость, у всех на глазах долгое время происходила такая история. Где-то в конце перестройки у одного партийного начальника уверовала дочь-подросток. Девочка постоянно была в церкви, пела на клиросе. Приходил важный брюхастый папаша в кожаном пальто, не снимая шапки, громыхал через всю церковь к клиросу, хватал свою дочь за косы, сволакивал с клироса и через весь храм, наполненный молящимися, волоком тащил к дверям. И так – на протяжении нескольких месяцев. Девушка, самая настоящая исповедница, все это вынесла и отстояла свое право веровать.
Диакон Анатолий Чернов: Почему дети уходят из Церкви – надо бы спросить у этих детей... Среди причин, весьма вероятно, могут быть следующие:
* во-первых, дети, повзрослев, открыли для себя двуличие своих родителей, которые в храме одни, а дома – другие;
* во-вторых, юношеский максимализм требует реализации и выплеска энергии, самореализации в короткие сроки, а церковь этого не предлагает;
* в-третьих, в определенный момент у детей появляется необходимость выбора принципов дальнейшей жизни. И когда неокрепший духом ребенок видит торжество неправды, несправедливости, наглости и алчности, а также унижение чести, совести, таланта и честного труда, то часто выбор делается в пользу первой группы "ценностей".
Ну и одна из важнейших причин – в том, что юное существо в Церкви хочет найти Иисуса Христа, но часто не видит Его ни в священнике, ни в людях, работающих в храме, ни в прихожанах. Скольких молодых людей шипящие бабушки-"доктора богословия" своими окриками и нелепыми представлениями о Православии отправили в объятия сектантов?
К сожалению, в Православной Церкви слабо налажена работа с подростками и юношеством, поэтому после посещения воскресных школ повзрослевшие дети часто отходят от веры.
На мой взгляд, эта проблема в настоящее время стоит как никогда остро. И необходимо приложить все усилия, чтобы спасти наших взрослеющих детей, а значит сохранить будущее Церкви.
Алтарник Алексей Ковтун: В целом, проблемы ухода детей из Церкви, их отход от православной веры, потерю как замещение ими религиозно-христианских ценностей светскими видятся мне, в том числе, в свете притчи о блудном сыне.
Ведь это не просто банальный конфликт отцов и детей, который сводится к противостоянию "старого" и "нового". Это ситуация, которая отражает другую коллизию: требование младшего сына дать ему причитающуюся (в церковнославянском – "достойную") часть имущества напоминает желание первого человека стать самостоятельным (вспомните соответствующее – "быть, как боги").
Кроме того (об этом в притче не упоминается), есть примеры, когда дети, оставаясь в лоне Церкви, не испытывают надлежащего почтения к православным святыням, например неблагоговейно ведя себя во время службы (в том числе прислуживая в Алтаре). Это говорит о том, что они далеко не всегда осознают грань видимого и невидимого, которая не прививается им с раннего возраста либо насаждается формализованно.
Поэтому, на мой взгляд, необходимы другие методы духовного воспитания и религиозного образования, направленные на более живое восприятие детьми христианских истин. Наша невоцерковленность (например, когда детей приводят к Причастию, не сподобляясь при этом прочитать с ними соответствующих молитв), оторванность Церкви от школы (пример такого диссонанса – в обычных учебных заведениях педагоги сопротивляются распространению методов православной педагогики, а в воскресных школах не всегда практикуются игровые методы работы с детьми).
Это также и отсутствие четких границ различий между жизнью в миру и "жизнью во Христе" (в частности, по причине наличия недостаточно продуманной и нередко низкой по качеству продукции современной православной культуры, которая нередко заимствует идеи и образцы низкосортной массовой культуры, которая заселила и заполнила жизненное пространство нашей молодежи). Это приводит к начетничеству, схоластическому восприятию христианства, с одной стороны, и к духовной "разбросанности" и даже "безалаберности", с другой.
Однако пора прекратить заниматься критиканством, уподобляясь старшему сыну из упоминаемой мной притчи, который не просто "возревновал" о "славе Отчей", но возмутился и смутился всепрощающей Любовью Отца.
Как вы считаете, что конкретно надо делать, чтобы дети не ушли из Церкви?
Игумен Арсений (Соколов): Надо, думаю, поменьше опекать подростка, становящегося самостоятельным человеком. И начинать доверять ему участие во взрослых делах, в том числе, церковных...
Взрослея, ребенок не может оставаться с детской верой. Если же он будет пытаться ее удержать, то есть риск, что он станет или инфантильным, или лицемером. Детская вера основана на подражании родителям, на воспитании; взрослая – на личном выборе. Воспитанный в церковной семье ребенок однажды становится перед этим выбором. Если он его сделает правильно, то его вера станет зрелой, ответственной.
Выбор – это, конечно, всегда риск. Но так уж Создатель уважает свободу личности, что этот выбор предоставляет каждому – воспитанному в Церкви и воспитанному вне ее. В общем-то, от этого выбора и происходит то, что в Евангелии зовется "рождением свыше" (Ин 3:3).
Диакон Анатолий Чернов: Возможно, активная внебогослужебная деятельность сможет заинтересовать молодых людей настолько, что уходить они просто не захотят. Считаю, для этого необходимо создание молодежного православного движения и направлений в нем:
* патриотическое воспитание,
* сдача спортивно-военных нормативов на звание "Защитник Отечества" – различных степеней (как когда-то ГТО),
* овладение ремеслами и передовыми знаниями,
* подготовка организаторов досуга детей (вожатых),
* краеведение и туризм
* творческие лаборатории, театральные студии, вокально-инструментальные ансамбли, студии бальных и народных танцев,
* боевые искусства,
* видеостудии и студии детского Православного телевидения, детские православные городские газеты; участки оперативной полиграфии при их редакциях,
* клубы любителей хорошего кино...
Православные следопыты
Молодежь стремится познавать мир и общаться – надо ей помочь. Молодые люди желают овладеть престижной профессией и ремеслом – и в этом им надо помочь. Юноши и девушки ищут свою "половинку", чтобы жить в законном браке, освященном Церковью, жить долго и счастливо и умереть в один день... И в поисках "половинки" им также надо помочь.
На этом пути мы – служители Церкви – не имеем права быть неискренними и скучными. Время восстановления храмов из руин скоро кончится (если уже не закончилось), наверное, наступает время восстановления духовности народа нашего. Для этого необходимо изучать не только имеющийся в нашей Церкви опыт работы с молодежью, но и опыт наших противников (особенно их успешный опыт).
Хорошо бы в храмах проводить со штатными работниками учебу по основам Православия. Люди, которые навязывают приходящим в храм свои заблуждения, якобы относящиеся к Православию, должны быть обучены, а в случае упорствования в ереси, удалены на другую работу, где не смогут приносить вред.
Конечно, когда я смотрю на нынешнее положение молодежи в Церкви, у меня, как и у многих неравнодушных православных, болит душа. Думаю, с Божьей помощью, соборно мы просто обязаны решить и эту сложнейшую проблему.
А инициатива, конечно же, должна исходить от священников, чье свободное от богослужений время прежде занимало восстановление храмов из руин. Упреком нам пусть будет деятельность многочисленных сектантов, заманивших в свои сети множество молодых людей, пока мы занимались строительством.
Алтарник Алексей Ковтун: Считаю, стоит почаще устраивать православные лагеря и сборы. Например, типа "Преображенского стана на Тверской земле", на котором я сподобился побывать этим летом (см. сайт Тверской епархии). Там все – и взрослые, и дети – чувствовали себя живым организмом: вместе причащались, играли, несли какие-то послушания, обучались. Всё это происходило без принуждения, с любовью, с доброжелательством, начинаясь и заканчиваясь молитвенным правилом, на котором присутствовали юные станичники.
Православный детский лагерь
На меня самого пребывание в стане произвело большое впечатление. До сих пор слышу утренний призыв нашего всеми любимого воспитателя "дяди Вовы", Владимира Демченко: "На Преображенском стане объявляется подъем! Всех со Святым утром!..". Как признался один ребенок: "Легче всего с утра пробуждаться, когда слышишь эти слова и этот голос. Всё остальное не помогает..."
И конечно же, какой лагерь без песен у костра? С особым чувством мы с ребятами из Твери, Тамбова, Ростова, Москвы, с Кубани и Краснодара ждали встречи с известным исполнителем авторских песен под гитару священником Андреем Гуровым. Батюшка порадовал всех нас исполнением своих новых песен. В созвучии хорошей музыки и слов наши души открывались навстречу Божественной любви, а сердца горели от сознания того, что в тот момент Христос был посреди нас... Согласитесь, незабываемы моменты, когда касаешься Вечности...
Как говорится, тот, кто обрел Истину, от нее уже никогда не уйдет.
Отец Анатолий, вы преподаете детям Ветхий и Новый Заветы в воскресной школе. Некоторые священники говорят, что подросткам Евангелие изучать неинтересно. Что вы на это можете сказать?
Диакон Анатолий Чернов: Все зависит от преподавания. В средней школе, помню, нашими любимыми предметами были те, которые вели любимые учителя. На их уроках даже скучная химия и физика становились увлекательными. Преподавать-то можно по-разному: скучно и казенно или живо и разнообразно. И результат будет соответствующим. Если учитель этим живет, владеет информацией, любит детей и интересно подает материал, то они будут его слушать, вопросы задавать, участвовать в беседе. Плюс ко всему их надо уметь "растормошить", с учетом возраста. Если мы будем 40 минут только рассказывать, не задавая им вопросы, то мало кто из них выдержит.
Что вы делаете, чтобы ваши уроки по Новому Завету проходили интересно?
Диакон Анатолий Чернов: Многое зависит от выбора темы занятия. Она должна быть максимально связана с реальной церковной жизнью. Частенько это либо евангельское чтение на службе, либо праздник, который предстоит или только что прошел, ведь занятия проходят в воскресный день. Иначе говоря, тема занятия напрямую связана с богослужением. Многие дети на службе бывают, поэтому такой "ликбез" им полезен. Это то, чего всем нам как раз не хватает. Хорошо бы сразу после богослужения проводить беседу с прихожанами, где они могли бы понять и уяснить, что же вспоминалось на этой службе.
СПРАВКА:
Игумен Арсений (Соколов) родился в 1968 году в г. Шарья Костромской области. С 1976 года жил и учился в г. Лесосибирске Красноярского края. После службы в армии учился на историческом факультете Томского государственного университета.
В 1992 году архиепископом Красноярским и Енисейским Антонием пострижен в монашество и рукоположен во иеродиаконы с назначением в Успенский кафедральный собор г. Енисейска. В 1994–1997 годах нес миссионерское служение в учреждениях исполнения наказаний Красноярского края. В 1997 году рукоположен в сан иеромонаха и назначен председателем епархиального отдела Красноярской епархии по взаимодействию с учреждениями исполнения наказаний Красноярского края.
В 1998 году заочно окончил Московскую духовную академию. С 1998 года обучался в аспирантуре Московской духовной академии при ОВЦС. В 2003 году защитил диссертацию по кафедре Священного Писания Ветхого Завета на тему "Книга Иисуса Навина: Опыт историко-экзегетического исследования".
В 1999–2000 годах по благословению председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси) стажировался в PontificioIstitutoBiblico в Риме.
В 2001–2003 годах – настоятель Христорождественского прихода Московского Патриархата в Мадриде (Испания). С 2003 года – настоятель Всехсвятского прихода Московского Патриархата в Лиссабоне (Португалия). На Пасху 2009 года возведен в сан игумена. В настоящее время работает над комментарием к книге пророка Амоса. Владеет итальянским, испанским и португальским языками.
Ковтун Алексей Владимирович. Родился в г. Клин Московской области 27 июня 1978 года. Окончил в 2001 году филологический факультет Тверского госуниверситета (специальность "русский язык как иностранный").
Работал преподавателем, журналистом, издателем, переводчиком. Заканчивает аспирантуру ТвГУ (проблематика – герменевтика перевода сакрального текста). Основная нагрузка – научный сотрудник Научно-методического центра по инновационной деятельности высшей школы.
Также несет послушание преподавателя воскресной школы для взрослых храма 3-х исповедников Тверской епархии (предмет – Священное Писание Нового Завета). В этом же храме является алтарником. Активист Православного молодежного клуба "Ирини" (г. Тверь).
Источник: Православие и мир