Договор о временном пребывании Торопецкой иконы в храме Александра Невского в поселке Княжье Озеро продлен до декабря этого года.
Срок возвращения Торопецкой иконы Божьей Матери в Русский музей в очередной раз перенесен, экспонат останется в храме Александра Невского подмосковного поселка Княжье Озеро как минимум до декабря.
Такое решение приняло министерство культуры РФ, сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе музея.
В свою очередь замначальника отдела музеев Минкультуры Владимир Фомин рассказал агентству, что решение было принято в ответ на письмо от настоятеля храма Александра Невского.
"Согласно тому письму, которое было передано в Минкультуры, икону за время ее нахождения в храме увидели пятьсот тысяч человек", сообщил В.Фомин.
Вместе с тем, говоря о возможности временного принесения святыни в Торопецкий монастырь в Тверской области, собеседник агентства заявил, что этот вопрос могут решить только после создания там всех условий для должного хранения иконы.
"Только после того, как будут созданы необходимые условия, специальная комиссия, включая экспертов Минкультуры и специалистов Русского музея, будет принимать решение о временной передаче иконы в Торопецкий собор", сказал В.Фомин.
История Торопецкой иконы известна с рубежа XVII XVIII когда было написано первое сказание о ней. Оно связывает появление иконы в городе Торопец со свадьбой Александра Невского и дочери полоцкого князя Брячислава. Икона стала отцовским благословением невесты на брак. В городе икону стали отождествлять с древней Корсунской иконой, тогда же возникла популярная в XVII XVIII века легенда о ее "корсунском происхождении".
После революции 1917 года торопецкие церкви подверглись уничтожению, но духовенство Корсунского собора успело передать Ефесскую икону в Торопецкий краеведческий музей, где находящуюся в аварийном состоянии сохранности икону начали реставрировать. В 1936 году икону по просьбе работников музея перевезли в Русский музей Ленинграда. Результаты исследовательско-реставрационных работ подтвердили сложнейшую и запутанную жизнь древней иконы. По словам начальника отдела древнерусской живописи Ирины Соловьевой, музейные реставраторы "немного "увлеклись" счищая, как они думали, копоть с ладони Богоматери и ноги Младенца, они удалили первоначальный слой краски и доскребли до первоосновы". Живопись и художественные особенности иконы позволяют сделать вывод, что древний образ XII века не сохранился. В XIV веке при неизвестных обстоятельствах он был заменен новым памятником, причем написанным псковским мастером.
По материалам источников: Благовест-инфо