Самые простые
...Это была настоящая редакция, со стеклянными дверями и перегородками, с постоянно гудящим принтером и разбросанными повсюду распечатками текстов, верстки, макетов книг и т. д. Необычным было одно: видеть в этой обстановке сестер в монашеских облачениях. Дело происходило в издательстве Свято-Елисаветинского монастыря в Минске. "Будь они без облачений, решил бы, что это обычные журналисты..." пронеслось в голове. Но следующая мысль: "Нет-нет, они другие. По поведению на работе, может быть, и похожи на всех остальных, но внутренне другие, особенные..." Вот только какие?
Мы вышли на улицу и сели в машину, чтобы ехать из издательства в монастырь. Старенькая иномарка темно-зеленого цвета привет из середины 90-х, явно кем-то пожертвованная. Я, пожалуй впервые в жизни, ехал в машине с водителем-монахиней. Странное ощущение.
У матушки Иларии время от времени звонил мобильный телефон. "Как и у всякого нормального человека", подумал я. Мать Илария благочинная монастыря. Если пытаться искать мирскую аналогию "главный администратор". Монахиня посетовала, что когда сторонние люди видят ее с мобильным телефоном, у них нередко возникает вопросы: мол, какие же вы тогда монахини, если пользуетесь мобильниками как все? Вы же должны быть сосредоточены (читай угрюмы), все время молиться (не поднимать глаз от пола), посвящать себя Богу (бегать от людей) и т. д.
А как Вы относитесь к такого рода "претензиям"? спросил я.
Это своего рода стереотип. ответила мать Илария. Знаете, бывают искаженные представления о духовности. Некоторые почему-то думают, что чем выше и глуше монастырская стена, тем более духовны те, кто за ней прячутся. И чем более они нелюдимы и хмуры, тем сильнее их вера. Странно. Самые высокодуховные люди из тех, кого я встречала, были самыми простыми и самыми открытыми. Нормальными.
Монастырь в больнице
В маленькой деревянной церкви в честь свт. Нектария Эгинского на территории интерната для детей с особенностями психофизического развития еще не успели провести электричество. Мы пришли сюда вечером, когда было уже темно. Пришлось на ощупь искать свечи.
Я часто с большой радостью вспоминаю нашу первую Литургию в этом храме с больными детишками из интерната, рассказывает мать Иоанна. Было утро, еще темновато, свечи держали сами дети. Поэтому всю службу свет в храме как будто дрожал...
Вообще Свято-Елисаветинский монастырь "вырос" из сестричества милосердия, которое с конца 80-х под руководством протоиерея Андрея Лемешонка работало с больными в Республиканской клинической психиатрической больнице (РКПБ), психоневрологическом интернате № 3 (учреждения находятся по соседству). В 1998 году одна из сестер приняла монашеский постриг. А днем рождения монастыря считается 22 августа 1999 года, когда митрополит Филарет совершил постриг еще трех послушниц. Началось строительство храма в том же месте, рядом с РКПБ. Нечастый пример: монастырь появился, в сущности, на территории больницы. До сих пор у них есть общая стена.
Монахини никогда не переставали окормлять больных. И сестричество милосердия по-прежнему действует, в нем сегодня двести сестер. Их называют "белыми сестрами", а монахинь "черными". И те, и другие бывают в отделениях чуть ли не каждый день. Журналистов туда, к сожалению, не пустили.
Каково работать с больными детьми, которые вас, в сущности, не понимают? спросил я.
А с чего Вы взяли, что не понимают? удивилась монахиня Марфа, старшая сестра по детскому интернату. Они как раз понимают лучше остальных. Иногда понимают даже то, чего мне бы не хотелось...
Это как?
У меня был такой случай. Я шла по коридору в отделение и почему-то никак не могла сосредоточиться, прийти в нужное настроение. Отчего-то в голове крутились мысли о предстоящем ужине. Тут навстречу из палаты вышел мальчик и прямо ко мне обратился: "Обжора! Только о еде и думаешь..."
Матушка на секунду остановилась и добавила:
Не случайно говорят, что такие люди ближе к Богу. Мы все только пытаемся туда двигаться, а их Господь уже к себе приблизил и лишил их сердцa зла. Вдумайтесь, ведь именно таких людей часто называют убогими...
"То-то-шка!"
...А еще эти дети играют в спектаклях, которые с ними ставят сестры и братия монастыря под руководством заслуженного артиста Белоруссии Александра Ждановича
Однажды девочка, которая играла Тотошку в "Волшебнике Изумрудного города", совсем разболелась и не могла принять участие в очередном спектакле, рассказал Александр. На ее место пришлось поставить мальчика, который раньше не играл, но смотрел наши спектакли много раз и знал их наизусть. Правда, у него были проблемы с речью, поэтому мы договорились, что он будет просто выполнять все движения, без слов. Но девочка, с которой он играл сценку, во время спектакля по привычке обратилась к нему: "Как тебя зовут?" Мы ожидали неловкой паузы, но вдруг мальчик, который обычно говорил с большим трудом, очень четко и даже с интонацией ответил: "То-то-шка..."
Александр Жданович один из ведущих актеров Национального академического драматического театра им. Горького. В его репертуаре сегодня одиннадцать спектаклей, в большинстве из них центральные роли (например, Голубков в "Беге" Михаила Булгакова). А работа на телевидении в передаче "Калыханка", белорусском аналоге программы "Спокойной ночи, малыши", само собой, делает его любимцем детской аудитории. Вместе с супругой Людмилой он навещает больных детей в интернате и ставит с ними спектакли. Я не смог не спросить:
Каково Вам заниматься "больничной самодеятельностью"?
Вряд ли скажу что-то новое, но больные дети нужны нам, здоровым, не меньше, чем мы им. Это воспитание в себе любви и жертвенности. Да, со стороны это звучит сухо, но все меняется, когда в реальности погружаешься в общение с ними. Я поначалу сетовал (видимо, сказывалась привычка работы в профессиональном театре), что в детском интернате всё происходит неорганизованно: то репетиции есть, то нет, никогда не можешь быть уверенным, что получится сделать спектакль хорошо и в срок. Но со временем я стал понимать: чем хуже, тем лучше. В том смысле, что Господь управит сам, наша задача честно выполнять свою работу. И когда в день премьеры ожидаешь провала, а спектакль вопреки всему проходит хорошо вот тут-то и учишься по-настоящему доверять Богу.
Бомж это образ мышления
На трудной заснеженной трассе старенький фыркающий "фольксваген" слушался сестру Ирину беспрекословно. Черные монашеские одеяния и тут плохо гармонировали с непринужденностью опытного водителя. Сестра везла нас из монастыря в деревню Лысая Гора, где находится монастырское подворье. По дороге рассказывала:
Когда я стала нести послушание на подворье, было очень тяжело. Я даже плакала поначалу. Всё не понимала, как я буду управляться с такими сложными людьми?
"Сложные люди" это бомжи, бывшие заключенные, наркоманы, алкоголики. Здесь их называют "братья". Они тут работают занимаются обыкновенным физическим трудом. На подворье есть свое хозяйство: ферма, пасека и питомник для собак.
Но постепенно я начала понимать, продолжала сестра Ирина, если пытаться из себя кого-то строить, что называется "ставить себя", они очень быстро тебя раскусывают. Особенно освободившиеся из тюрьмы: общаясь с надзирателями, они становятся очень тонкими психологами. С ними нужно быть просто нормальным человеком. Это действует, хоть и не сразу. Большинство из них вообще никогда не знали, каково это, когда к тебе относятся без злобы...
Братья попадают на подворье через монастырь. Когда они приходят (а идти им обычно больше некуда), батюшка с ними беседует и предлагает им пожить на монастырском подворье. Там братья трудятся, молятся, исповедуются, причащаются. Собственно идея создать подворье с обширным хозяйством и выросла из необходимости как-то социализировать таких людей.
Конечно, братья "срываются", рассказывает сестра Ирина. А бывает, что и просто уходят, кричат: "Отдайте мне мои вещи. Я сам буду жить, без вас!" Мне сразу хочется спросить: "Какие вещи? Ты же к нам весь оборванный пришел..." Но человек уходит бродяжничать, пить, а потом возвращается. Просит прощения, хочет обратно. Мы берем. И они потихоньку перевоспитываются.
Каждую субботу на подворье служится Литургия. Круглые сутки читается Псалтирь каждый брат по часу. Устав тут, конечно, не монастырский, но утреннее и вечернее молитвенное правило обязательно, а среда и пятница постные дни.
Бомж это не социальный статус, это образ жизни и образ мышления. Вот с ним-то мы и боремся, добавляет сестра Ирина.
Как?
Тут есть только один способ: приучать к труду. Долго и терпеливо.
Румяный мужчина лет тридцати, высокий и крепкий, с добрыми приветливыми глазами это главный из братьев по ферме, где разводят свиней, коров, коз, лошадей. В брате чувствуется знание собственного дела. И нетрудно догадаться: чтобы следить за большим хозяйством, нужна железная хватка руководителя и, что уж говорить, "авторитет среди мужиков". А иные мужики, в силу "образа мысли", не самые надежные. Глядя на этого хозяйственника, я было подумал, что для устроения фермы решили позвать просто опытного руководителя со стороны.
Как он попал сюда? спрашиваю мать Ирину.
Он бывший наркоман.
В питомнике для собак трудится брат Александр. На первый взгляд, хмурый, неприветливый и малоразговорчивый. По рассказам, в пятнадцать лет ушел из дома и больше там не появлялся. Каким-то образом попал в Афганистан. После армии снились страшные сны: пошел на операцию взвод из двадцати человек, вернулись пятеро. Запил. Однажды оказался на подворье. Саше дали послушание следить за собаками, которых монахини к тому моменту завели для охраны подворья. Саша занялся по-мужски серьезно и через несколько лет на подворье возник собственный питомник, где разводят азиатских овчарок. Три стены Сашиной комнаты заняты дипломами и медалями, которые монастырские собаки заняли на международных конкурсах. Глаза хмурого Саши загорелись, когда разговор зашел о его питомцах: У нас тут четыре интерчемпиона, то есть четыре овчарки, занявшие первые места на нескольких чемпионатах в разных странах.
Сегодня на подворье живут более ста братьев, но с виду оно кажется безлюдным. И не только потому что территория большая. Просто братья все постоянно "на послушаниях" заняты работой на своих местах. Праздношатающимися их не увидишь. Чтобы как-то разнообразить жизнь на подворье, монахини с братьями ставят спектакли. Для постановки в этом году выбрали "Маленького принца".
Все свое
Эти фрески сделаны нашими мастерами... рассказывала мать Илария, благочинная монастыря, в храме Державной иконы Божьей Матери.
В смысле вашими? удивился я. Фрески были и вправду необычно красивые чувствовалось, что работали профессионалы.
Работниками нашей стенописной мастерской...
В другом храме монастыря похожий диалог повторился.
Иконостас сделан нашими мастерами.
То есть из вашей собственной мастерской?
Да. Обратите внимание на лики первого иконостаса нашего монастыря. Можно видеть с какой простотой и даже детскостью выполнены иконы. Если сравнивать первые работы с иконами, которые пишутся сейчас в мастерской, то видно как совершенствуется труд наших иконописцев.
Оказалось, что на сегодняшний день "свое" в монастыре действительно всё здесь больше двадцати мастерских. Огромные паникадила для всех храмов обители сделали в монастырской кузнице и мастерской цветных металлов. Облачения для священников совместная работа швейной, золотошвейной и вышивальной мастерских. Там же шьют и просто одежду для мирян элегантную и одновременно подходящую для храма. Мастерская резьбы по дереву, столярная мастерская и позолотная мастерская делают иконостасы. Названия керамической, иконоокладной, переплетной и свечной мастерских говорят сами за себя. Стулья, столы, табуретки, скамейки, шкафы словом, любая мебель в монастыре продукты мебельной мастерской.
Рядом с воротами монастыря стоит деревянное двухэтажное кафе, по форме напоминающее мельницу. Я в шутку спросил:
А этот теремок тоже ваши мастера построили своими руками?
Мне ответили совершенно серьезно:
Конечно. Это чтобы паломники могли зайти перекусить...
Большинство продуктов в этом кафе тоже собственного производства. Рядом магазин. Там продается монастырское мясо, молоко, сало и т. д. Хотя тут и "все свое", сестры говорят, что смысл создания мастерских в помощи людям, а не в самообеспечении.
Многие, кто трудятся в мастерских, не могут найти себе работу в современном обществе, рассказала сестра Иоанна. Некоторые из них находятся на реабилитации после длительного пребывания в психиатрической больнице. Именно с целью социальной адаптации людей и появился Дом трудолюбия отдельный корпус, где сосредоточена основная часть мастерских. Примером тут послужил Дом трудолюбия, который создал святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Начали с кассет
Несколько комнат под самой крышей, низкий потолок, деревянные стены, много компьютеров, железные кружки с горячим кофе на столе в студии во имя святого исповедника Иоанна Воина царит атмосфера творческой лаборатории. Рабочий день с десяти, но сотрудники приходят в девять каждое утро начинается с акафиста небесному покровителю. Здесь производят аудиозаписи, снимают документальные и художественные фильмы и недавно начали рисовать мультфильмы.
Будем стараться делать душеполезные мультфильмы для детей, рассказал один из сотрудников.
Главное, не переборщить с назидательностью, аккуратно заметил я.
Это точно. Когда мы обсуждали в своем коллективе сценарий нашего первого мультфильма, кто-то сказал, что получается даже "слишком не-назидательно". И слава Богу!
Первая аудиопродукция собственного производства появилась в Свято-Елисаветинском монастыре еще в эпоху аудиокассет. Вышло вот как. Уже много лет в обители еженедельно проходят беседы отца Андрея Лемешонка с прихожанами. В притворе выставляются скамейки, он превращается фактически в лекторий со всеми необходимыми атрибутами популярной лекции: записки с вопросами, опоздавшие гости, не успевшие занять сидячие места, но готовые три часа провести на ногах, лишь бы слышать, о чем сегодня будет говорить батюшка. Тему беседы выбирает сам отец Андрей. Публика здесь своя, и начинает отец Андрей без предисловия:
Как человеку понять другого человека? Это не так-то просто...
Видно, что прихожане включаются в его ритм моментально.
И все же в храме помещается ограниченное количество людей, рассказывают сотрудники монастырской студии. А сестрам очень хотелось делиться проповедями своего духовника с как можно большим количеством людей. Решили записывать их на кассеты, а затем тиражировать и распространять.
Эта практика существует по сей день. Только теперь вместо кассет компакт-диски в красивой упаковке, а вместо небольшого аудиопроигрывателя с функцией записи целая студия. И помимо проповедей и аудиокниг духовного содержания, в ней озвучивают мультики, пишут радиоспектакли, недавно записали большой монастырский хор. Про его руководителя, знаменитого регента Ирину Денисову (с 2009 года монахиня Иулиания), силами той же студии сняли документальный фильм "Инокиня". Картина получил премию на Минском кинофестивале "Листопад-2010".
Без бизнес-плана
Пример студии во имя св. Иоанна Воина показательный. В том смысле, что студия возникла сама собой, по обстоятельствам. Никто не садился прописывать концепцию и бизнес-план, не искал спонсоров и не изучал целевую аудиторию. "Просто нельзя не заниматься просвещением", решили сестры. Начали с малого, выросли до большого. По той же матрице возникало и росло каждое монастырское дело. Эта матрица именно такая: "Есть вещи, которые нельзя не делать". Монахини рассуждают так:
Никто не планировал создавать православную общину для бомжей, зэков и алкоголиков на подворье монастыря. Но эти люди есть, и они приходят в монастырь за помощью. Если Бог привел такого человека на порог храма, то как же мы можем его прогонять? Значит, нельзя не помочь.
Никто не планировал, что у православной общины на подворье появится ферма. Просто люди стали приходить чаще, община росла. Значит, им нельзя не предложить работу. Так появилась ферма.
Никто не планировал создавать мастерские. Но это неплохой способ трудоустроить тех, кто не хочет или не смог найти себя в светских компаниях и фирмах. Значит, мастерские нельзя не создавать.
И тут я понял: ритм жизни монахини в монастыре может совпадать с ритмом жизни сотрудника какой-нибудь светской компании большая ответственность, много обязанностей, постоянно возникающие новые задачи... Но это только внешнее сходство. Потому что содержательно это две жизни принципиально разные. То, что я увидел в Свято-Елисаветинской обители, убедило меня вот в чем: если менеджер обычной светской компании работает для себя, то сестры существуя в том же ритме для других. И, возможно, только когда пытаешься системно как в монастыре ставить на первое место не себя, начинаешь понимать: есть вещи, которые нельзя не делать.
Источник: Фома